Меню
Записаться →

Кейс-стади: архитектура модернизма

  • история
  • теория
  • практика
Cовместный курс

Анализируем методы знаковых архитекторов и ищем подход к проектированию через графический анализ. Этот курс — не просто серия лекций, а совместная практическая работа: обсуждения, воркшопы и творческие задания.

  • Даты и время:
    22.04–20.05
  • апрель: 22, 29
    май: 6, 13, 20

    занятия по понедельникам с 19:00 (МСК)

  • Длительность:
    5 занятий по 3 часа
  • Студентам
    7 900 ₽
  • Всем
    10 800 ₽
Частями от 1415 ₽/мес

апрель: 22, 29
май: 6, 13, 20

занятия по понедельникам с 19:00 (МСК)

/О чём этот курс

МОДЕРНИЗМ — ПЕРЕЛОМНОЕ ТЕЧЕНИЕ В ИCТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ. ИЗУЧИМ МЕЖДУНАРОДНЫЙКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ХХ ВЕКА и начнем ЭКСПЕРИМЕНТировать С ФОРМОЙ, чтобы НАЙТИ СВОЙ ПОДХОД к ПРОЕКТИРОВАНИю

Мы постараемся разложить по полочкам историю модернизма как направления в архитектуре и в культуре в целом, понять ценности, которые стоят за модернистскими зданиями, и разобраться, почему это важно.

Будет не только теория, но и практика: дискуссии, индивидуальные и групповые практические задания — к ним вы вместе с одногруппниками будете собирать тезисы и иллюстрации на доске Miro. Каждую из пяти тем мы снабдили дополнительными материалами: списками для чтения, фильмами и творческими домашками — необязательными, но интересными.


Этот курс мы подготовили с Александром Острогорским — преподавателем школы МАРШ, а в прошлом — Британской высшей школы дизайна, Высшей школы урбанистики ВШЭ и Школы дизайна РАНХиГС.

Ле Корбюзье, Жилая единица, 1952

Мы постараемся разложить по полочкам историю модернизма как направления в архитектуре и в культуре в целом, понять ценности, которые стоят за модернистскими зданиями, и разобраться, почему это важно.

Будет не только теория, но и практика: дискуссии, индивидуальные и групповые практические задания — к ним вы вместе с одногруппниками будете собирать тезисы и иллюстрации на доске Miro. Каждую из пяти тем мы снабдили дополнительными материалами: списками для чтения, фильмами и творческими домашками — необязательными, но интересными.


Этот курс мы подготовили с Александром Острогорским — преподавателем школы МАРШ, а в прошлом — Британской высшей школы дизайна, Высшей школы урбанистики ВШЭ и Школы дизайна РАНХиГС.

Ле Корбюзье, диаграмма, 1964

Мы постараемся разложить по полочкам историю модернизма как направления в архитектуре и в культуре в целом, понять ценности, которые стоят за модернистскими зданиями, и разобраться, почему это важно.

Будет не только теория, но и практика: дискуссии, индивидуальные и групповые практические задания — к ним вы вместе с одногруппниками будете собирать тезисы и иллюстрации на доске Miro. Каждую из пяти тем мы снабдили дополнительными материалами: списками для чтения, фильмами и творческими домашками — необязательными, но интересными.


Этот курс мы подготовили с Александром Острогорским — преподавателем школы МАРШ, а в прошлом — Британской высшей школы дизайна, Высшей школы урбанистики ВШЭ и Школы дизайна РАНХиГС.

Мис ван дер Роэ, Национальная галерея в Берлине, 1968

Мы постараемся разложить по полочкам историю модернизма как направления в архитектуре и в культуре в целом, понять ценности, которые стоят за модернистскими зданиями, и разобраться, почему это важно.

Будет не только теория, но и практика: дискуссии, индивидуальные и групповые практические задания — к ним вы вместе с одногруппниками будете собирать тезисы и иллюстрации на доске Miro. Каждую из пяти тем мы снабдили дополнительными материалами: списками для чтения, фильмами и творческими домашками — необязательными, но интересными.


Этот курс мы подготовили с Александром Острогорским — преподавателем школы МАРШ, а в прошлом — Британской высшей школы дизайна, Высшей школы урбанистики ВШЭ и Школы дизайна РАНХиГС.

Национальная галерея в Берлине. Графический анализ, Landry Smith Architect, 2022

Мы постараемся разложить по полочкам историю модернизма как направления в архитектуре и в культуре в целом, понять ценности, которые стоят за модернистскими зданиями, и разобраться, почему это важно.

Будет не только теория, но и практика: дискуссии, индивидуальные и групповые практические задания — к ним вы вместе с одногруппниками будете собирать тезисы и иллюстрации на доске Miro. Каждую из пяти тем мы снабдили дополнительными материалами: списками для чтения, фильмами и творческими домашками — необязательными, но интересными.


Этот курс мы подготовили с Александром Острогорским — преподавателем школы МАРШ, а в прошлом — Британской высшей школы дизайна, Высшей школы урбанистики ВШЭ и Школы дизайна РАНХиГС.

Алвар Аалто, Концертный зал «Финляндия», 1975

Мы постараемся разложить по полочкам историю модернизма как направления в архитектуре и в культуре в целом, понять ценности, которые стоят за модернистскими зданиями, и разобраться, почему это важно.

Будет не только теория, но и практика: дискуссии, индивидуальные и групповые практические задания — к ним вы вместе с одногруппниками будете собирать тезисы и иллюстрации на доске Miro. Каждую из пяти тем мы снабдили дополнительными материалами: списками для чтения, фильмами и творческими домашками — необязательными, но интересными.


Этот курс мы подготовили с Александром Острогорским — преподавателем школы МАРШ, а в прошлом — Британской высшей школы дизайна, Высшей школы урбанистики ВШЭ и Школы дизайна РАНХиГС.

Алвар Аалто, Концертный зал «Финляндия», 1975. Продольный разрез.
/Содержание программы
01
  • поэма прямого угла
  • Колин Роу
  • нью-йоркская пятёрка
Ле Корбюзье и пять принципов современной архитектуры

22.04.2024

  • Что такое модернизм и в чём именно заслуга Ле Корбюзье.
  • «Машины для жилья» — пространства порядка или свободы?
  • «Математика идеальный виллы» и другие поздние интерпретации Ле Корбюзье.
  • Иконологический анализ как метод интерпретации архитектуры.
  • Dom-Ino и пять отправныx точек современной арxитектуры.
01
  • барселонский павильон
  • абстрактное искусство
  • неотомизм
  • Чипперфильд
  • Дудлер
Мис ван дер Роэ и «архитектура кожи и костей»

29.04.2024

  • Архитектура и технология, пространство и конструкция, модуль и элемент.
  • От Барселонского павильона к архитектуре крупного бизнеса.
  • Последователи Мис ван дер Роэ в рационализме XXI века.
  • Сетки, решётки, колонны и фермы: геометрическая поэтика.
01
  • гаражи и клубы
  • трюкачество
  • функционализм
  • Рем Колхас
  • DS+R
  • функционализм
Константин Мельников и «дерзкая смелость»

06.05.2024

  • От «Маxорки» до собственного дома.
  • Авангард и революция.
  • Мельников как самый известный советский архитектор.
  • Форма и функция.
01
  • Каса дель Фашио
  • Новокум
  • Дантеум
  • синтаксис
  • итальянский рационализм
  • Муссолини
  • Питер Айзенман
Джузеппе Терраньи и поэтика рационализма

13.05.2024

  • Gruppo 7 и итальянский рационализм в эпоху Муссолини.
  • Милан как центр итальянского модернизма.
  • Терраньи в интерпретации Айзенмана: пролегомены к автореферентной теории.
  • Пристальное чтение арxитектуры.
01
  • библиотека в Выборге
  • вилла Майреа
  • Artek
  • Хайдеггер и жилище
  • минимализм
Алвар Аалто и «другой» модернизм

20.05.2024

  • От архитектуры к дизайну и обратно.
  • Северный классицизм, религия и природа.
  • Критический регионализм и критика модернизма изнутри.
  • Феноменологическое исследование и проектирование.
СМОТРЕТЬ ВСЮ ПРОГРАММУ

/Чему вы научитесь
  • Научитесь анализировать

    Познакомитесь с методами архитектурного исследования и приобретёте навык работы с референсами и кейсами. Этот навык можно будет применить для анализа своих проектов или других течений. Нашими «помощниками» в этом процессе станут философы Мартин Хайдеггер и Вальтер Беньямин, теоретики и историки архитектуры Колин Роу и Кеннет Фремптон, Чарльз Дженкс и Питер Айзенман, Владимир Паперный и Рем Колхас.

  • Поймёте архитектуру модернизма

    Разберётесь, какие идеи были заложены в ее основу, поймёте суть модернисткой школы: почему течение появилось именно в ХХ веке, что транслировало и как повлияло на культуру. Решите, что можно позаимствовать у модернизма, а что не стоит.

  • Приобретёте новую точку зрения

    Выйдете за рамки известного и привычного, обогатите собственный подход к проектированию. Приобретёте новые инструменты для работы с формой и пространством.

  • Расширите кругозор

    Познакомитесь с проектами известных архитекторов и теорией архитектуры ХХ века, погрузитесь в культурный контекст прошлого столетия.

СМОТРЕТЬ ВСЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
/Кому подойдет этот курс
Студентам

Вы научитесь анализировать архитектуру, сможете найти примеры для подражания, соберёте новые для себя техники и расширите инструментарий для проектирования.

всем, кому интересна архитектура модернизма

Даже если вы не хотите применять знания на практике, курс станет интересным общеобразовательным подспорьем, чтобы разобраться в истории и культуре ХХ века.

/Facultative

Facultative — новый образовательный проект Александра Острогорского,предлагающий архитекторам актуальное гуманитарное знание в форме коротких и интенсивных курсов.

Их темы: история и теория архитектуры, общественные науки, философия, а также востребованные навыки — коммуникация, критическое мышление, работа с информацией. Каждый из курсов — авторский взгляд на тему и неожиданные вопросы, активное взаимодействие в каждом занятии, формирующееся сообщество единомышленников.

стоимость курса
Стоимость
  • история
  • теория
  • практика
  • Даты и время:
    22.04–20.05
  • апрель: 22, 29
    май: 6, 13, 20

    занятия по понедельникам с 19:00 (МСК)

  • Длительность:
    5 занятий по 3 часа
  • Даты и время:
    22.04–20.05
  • апрель: 22, 29
    май: 6, 13, 20

    занятия по понедельникам с 19:00 (МСК)

  • Длительность:
    5 занятий по 3 часа
  • Студентам
    7 900 ₽
  • Всем
    10 800 ₽
  • Частями
    1415 ₽ / мес
без переплаты на 6 месяцев

апрель: 22, 29
май: 6, 13, 20

занятия по понедельникам с 19:00 (МСК)

Технические требования

В основном мы будем прокачивать аналитические навыки — специальные технические знания не нужны, но нужно владеть пакетом Adobe, любыми программами для черчения (AutoCAD, SketchUp или аналоги) и проекционным черчением, подразумевающим использование циркуля и линейки.

Выгодные условия
  • Оплату курса можно разбить на 2 части: 50% до старта курса, 50% до середины курса. Просто укажите при оформлении заявки, что хотели бы оплатить курс частями (только для дистанционных курсов).
  • Дешевле всего — сразу оплатить полную стоимость курса. Также вы можете оплатить его с помощью сервиса Долями или в рассрочку — в Тинькофф Банке или картой «Халва».
  • Второй и третий курсы можно купить дешевле: второй на 10%, третий — на 15%. А на все следующие курсы будет скидка 20%. Напишите нам, и мы пришлём персональный промокод.
/Другие ближайшие курсы:

/Как проходит обучение

По видеосвязи в Zoom

Все занятия курса проходят в виде конференций в Zoom: 2–3 раза в неделю студенты подключаются к общей онлайн-встрече с преподавателем.

Преподаватель читает лекции и проводит мастер-классы, демонстрируя свой экран, а студенты повторяют за ним, выполняют задания, задают вопросы и обсуждают трудности в прямом эфире.

По расписанию

Даты и время (по Москве) начала всех занятий известны до старта курса. Уточнить расписание занятий и узнать об изменениях в расписании вы можете на странице курса или в чате вашей учебной группы.

В небольшой группе

Вы будете учиться в небольшой группе до 20 человек. Внимания преподавателя точно хватит на всех. На некоторые курсы мы подключаем дополнительных ассистентов.

Вашими одногруппниками будут архитекторы из разных стран и городов России: студенты архитектурных вузов и школ — молодые и уже опытные специалисты. У всех разный бэкграунд, но общие интересы.

с доступом к видеоурокам

Каждое занятие курса записывается на видео — это скринкаст происходящего в Zoom. Студенты получают запись занятия на следующий день — все эти видео будут доступны 2 месяца по специальной ссылке — так что вы сможете пересмотреть уроки, если что-то упустите. Кроме того, в чате учебной группы преподаватели обычно делятся полезными материалами, ресурсами и презентациями — их всегда можно найти и скачать в истории переписки. Чат не прекращает существовать и после окончания курса.

СМОТРЕТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ
/Наши преподаватели и кураторы
Александр Острогорский

Преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ), в прошлом — преподаватель в Британской высшей школе дизайна (БВШД), Высшей школе урбанистики ВШЭ, Школе дизайна РАНХиГС. Работал архитектурным журналистом и редактором в изданиях Interni, «Ведомости», «Афиша», «Проект Россия», «Диалог искусств», как редактор и автор участвовал в выпуске журналов Tatlin Mono, посвящённых архитектурным бюро Wall, Wowhaus, DNK ag, Buromoscow, «Цимайло, Ляшенко и партнёры».

«Модернизм — это не только фундамент современной архитектурной дисциплины, но и среда, в которой мы оперируем, которую мы постоянно перестраиваем, настраиваем, адаптируем. Как бы мы к нему ни относились, критически или с любовью, но разобраться в его логике полезно — и для собственного развития, и для работы в контексте».

Анна Астахова

Архитектор, окончила специалитет географического факультета МГУ им. Ломоносова и бакалавриат школы МАРШ. Руководила исследовательскими проектами в сфере территориального развития. Стажировалась в бюро Александра Бродского. С 2021 года — архитектор в Бюро Правда. В 2021–2022 году курировала программы «Архитектурное воображение» для подростков в школе МАРШ и преподавала в архитектурной студии в Инженерной академии РУДН. В 2022–2023 вела архитектурную студию в школе МАРШ.

«Я всё время думаю о том, как в архитектуре отражается то время, в котором мы живём. Дэвид Чипперфильд сказал про павильон Новой национальной галереи в Берлине Миса ван дер Роэ, который он реконструировал, что это арxитектура, которая работает “на пределе” — Mies took architecture to its extreme. И мне это очень понравилось: когда я была там внутри, я могла это почувствовать. Причём на всех уровнях — от парящей гигантской крыши до каждой детали, у Миса всё “на пределе”. В этом есть какая-то черта эпохи, в которой он работал, — в самой технике улавливается чувство времени. А разве мы не этого сейчас ищем? Вот беспроводные наушники — они для нас точно символ нашего времени, но вот где это в архитектуре? Xочется понять, как это получилось у Миса».

Алия Шигапова

Архитектор,окончила МАРШ. Проходила стажировку в бюро XОРА, с 2019 года работает в Gorlenko Studio. Участвовала в проектно-исследовательском семинаре Melnikov Institute, где изучала невидимые аспекты архитектуры Константина Мельникова и разрабатывала проект реставрации здания конторы Ново-Сухаревского рынка.

«Мне кажется, есть такие архитекторы-волшебники, которые меняют вокруг себя реальность, даже если они не пишут громких манифестов, и Мельников — один из ниx. Работа над этим курсом представляет для меня большой интерес не только как дискуссия о методах чтения архитектуры, но и как возможность подумать о Мельникове в более широком контексте, попытаться заново переосмыслить его творчество и вместе со слушателями курса заняться поиском невидимых аспектов архитектуры самого противоречивого и гениального советского архитектора». 

Евгения Удалова

Архитектор, окончила МАРШ. В 2022 году участвовала в фестивале-практикуме по современной деревянной архитектуре «Древолюция» в Галиче — проект вошёл в шорт-лист премии АРХИWOOD в категории «Арт-объект».

«Кейс-стади и исследования — это очень актуальная штука. Сейчас по работе мне приходится изучать много градостроительных и архитектурных концепций. И везде авторы используют аналоги, референсы, вставляют в свои альбомы диаграммы, сxемы, фотографии, которые они берут из проектов известных и крупных зарубежных бюро. Часто совсем непонятно, какой логикой они связывают задачи, которые перед ними стоят, и референсы, которые они используют, натягивая, грубо говоря, круглое на квадратное. Зато очень часто оказывается, что за проектом нет яркой идеи, а референсы были нужны для коммуникации с заказчиком. Может время для таких проектов уже прошло, но всё равно хочется попробовать работать с материалом так, чтобы аналоги были источниками не только картинок, которые можно скопировать, но и идей». 

Ярослава Комиссарова

Архитектор, окончила МАРШ. Проходила стажировку в бельгийском бюро TRANS architectuur | stedebouw и в Московском бюро Saga. С 2022 учится в магистратуре Aarhus School of Architecture (Дания). Публиковалась в Берлинской архитектурном журнале EN DER ENWURF, сейчас работает архитектором в бюро JAJA Architects.

«Кейс-стади — это то, что мне очень нравилось в МАРШ: сидеть, читать и исследовать. Нравилось, что это непредсказуемый процесс: главное — правильно задать вопрос, но какой будет ответ — никто не знает. Недавно я видела Терраньи вживую. В прошлом году я была на озере Комо: я всё xодила и xодила вокруг его Каса-дель-Фашио, не могла насмотреться. Мне показалось, что я понимала его логику: взять кубик и “вычитать” материал из него, пока не останется минимум. Но это в теории. Потому что когда подходишь и разглядываешь, то видишь, как накладываются разные плоскости и взаимодействуют друг с другом все четыре фасада — и это даёт удивительную глубину. Вроде ты уже понял логику, но каждый шаг — что-то новое. Получилась удивительной красоты вещь. Теперь мне хочется показать, как это работает, ещё кому-то — вот почему я участвую в курсе». 

Зульфия Камалова

Архитектор, окончила МАРШ, училась в КГАСУ и в Школе архитектуры и дизайна Фэй Джонса в США. Преподавала в детской архитектурной школе в Казани, архитектурном кружке в Петербурге, вела воркшоп МАРШа в Новосибирске. Работала в Studio-Mishin. Параллельно с архитектурной и преподавательской деятельностью продолжает развиваться как художник и керамист.

«История, которая меня сильно волнует в моих собственных проектах как xудожника и преподавателя, — это процесс формирования архитектурного языка,  сочетание языка и контекста. Я сама много об этом думаю, и мне интересно, как другие подходят к этому. Я не ищу конкретных примеров, потому что нельзя просто взять чужой инструмент, но сам процесс поиска наводит на размышления. Аалто — очень интересный, с этой его диалектикой дуxа времени и гения места, столкновения модернистской логики и ландшафта, поиска человечности. Как-то мне попались его размышления о том, как он полагается на интуитивное в проектировании — во мне это вызывает очень бурные чувства, которые я хочу исследовать».

Сара Леви

Куратор гуманитарного направления Софт Культуры. Архитектор в бюро Александра Бродского, преподаватель МАРШ, сооснователь студии Vol'naya. Ведёт частную практику в области выставочного дизайна. Стажировалась в бюро «Архитекторы Асс» и Fala Atelier. Работала над интервью и текстами для Strelka Mag, Архи.ру, «Искусство», «Проект Россия» и «Проект International».

/Отвечаем на ваши вопросы

Вы можете задать нам вопрос — просто напишите:

Да, перед стартом курса мы просим студентов самостоятельно установить нужный софт на свой компьютер. Если у вас возникнут трудности с установкой, мы поможем — для этого напишите в Telegram @hellosoftculture или на почту hello@softculture.cc. Лучше сделать это заранее, хотя бы за 1 день до старта обучения.

Мне нужно будет устанавливать программу самостоятельно?

Да, но только если вы пропустили лишь первое занятие — в таком случае вы сможете наверстать первый день по видеозаписи и подключиться к группе со второго урока. Присоединиться к курсу ещё позже нельзя.

Можно ли присоединиться к курсу с опозданием?

Если такое случится, сообщите нам об этом как можно скорее, и мы придумаем, как вам помочь.

Что будет, если я заболею во время курса или у меня сломается компьютер?

Дешевле всего — сразу оплатить полную стоимость курса или разделить оплату на 2 части: 50% до первого занятия и ещё 50% — до середины курса.

Также вы можете оплатить курс с помощью сервиса Долями или в рассрочку — в Тинькофф Банке или картой «Халва».

Место на курсе резервируется за студентом только после внесения хотя бы первой части оплаты. Если группа уже набрана, то возможность оплаты автоматически закрывается до начала набора следующего курса.

Когда нужно оплатить курс? И можно ли сделать это частями?

Да, студенты архитектурных вузов и школ могут проходить все наши курсы и интенсивы по специальной студенческой цене. А если покупать курс за 2 недели до старта, то сделать это можно еще дешевле по сниженной Early Bird цене — экономия составит до 2 000₽ за курс.

Всем своим выпускникам мы даём скидку 10% на покупку любого второго курса в Софт Культуре, и 20% на покупку третьего и всех последующих.
А ещё мы регулярно устраиваем различные акции — узнать о них можно в соцсетях проекта площадки.

В общем, скидок много, но они не суммируются друг с другом.

Есть ли у вас какие нибудь скидки? И как можно их получить?

Если вы откажетесь от прохождения курса до начала первого занятия, мы сможем вернуть вам деньги или оставить их на вашем депозите. Возврат осуществляется в течение трёх недель на карту, с которой была произведена оплата.

Если вы передумаете учиться во время или после первого занятия, то мы уже не сможем возместить вам стоимость курса.

Как вернуть деньги, если курс не понравится или я передумаю учиться?

Да, в конце курса мы можем выдать вам сертификат. Но опыт подсказывает, что навыки важнее любых сертификатов: если при устройстве на работу от вас потребуется серьёзное знание какого-то софта, вас просто проверят тестовым заданием, и сертификат тут не поможет.

Получу ли я сертификат о прохождении курса?
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.