Меню

7 дипломов 2022 года

Выпускники архитектурных вузов рассказывают о своих работах

Катя Субботина

14.12.2022

Время чтения: 12 мин

В середине ноября в рамках фестиваля «Открытый город» прошёл конкурс архитектурных дипломов. Выпускники со всей России публично защищали свои проекты, а ревьюверами выступили кураторы и преподаватели Софт Культуры. Публикуем работы семи финалистов, поговорив с ребятами об их любимых инструментах.

Реконструкция квартала в Варшаве

Студент:

Арина Боровик

ВУЗ:

УГНТУ (Уфа), бакалавриат

Руководители:

Элеонора Белецкая, Анна Усова 

Софт:

AutoCAD, SketchUp, Enscape, Photoshop

Эта работа началась с участия в конкурсе, где нужно было осмыслить комфорт как ключевое качество жилого пространства: не только его визуальные составляющие, но и акустику, температуру, свет, качество воздуха. Все архитектурные решения должны были быть технически обоснованными.

Поэтому я предложила разместить в студенческих корпусах остеклённые внутренние сады, где жильцы могли бы взаимодействовать с природой, не выходя из дома. Сады ещё и важная часть системы вентиляции, они работают как естественный фильтр воздуха. Я решила использовать в интерьерах больше стекла: оно впускает в помещения свет, пронизывающий пространство с пятого до первого этажа — это не только эффектный приём, но и способ сократить затраты на освещение и отопление.

Рабочий процесс:

Я делала чертежи в AutoCAD, а модели и графику — в SketchUp. Если в SketchUp правильно работать с компонентами, он особенно выручает, позволяя мгновенно превратить эскизный объём в детализированное здание. Визуализации я готовила в Enscape с постобработкой в Photoshop, потому что мне были нужны быстрые и несложные рендеры — я не стремилась к реалистичности, главное было сделать кадр атмосферным. 

Площадной театр в Москве

Студент:

Марта Абрамова

ВУЗ:

МАрхИ, бакалавриат

Проектная студия:

Аудитория*

Преподаватели:

Юрий Григорян, Юлия Ардабьевская, Марко Михич-Ефтич, Ирина Михайлова, Владислав Капустин, Станислав Козин, Азамат Ныров, Алексей Лашков

Софт:

Rhinoceros, V-Ray

В нашей студии театр был первым из трёх проектов дипломного года. Финальной работой должен был стать гибридный объект. Мне было интересно изучить взаимоотношения театра и общественных пространств, и я решила посмотреть, что будет, если поменять местами зрителей и актёров, сделав сцену частью будничной жизни. 

Здесь всё предназначено для проведения спектаклей: на фасады можно повесить декорации, горожане приходят сюда отдыхать, наблюдая за репетициями, проверкой звука и настройкой освещения. Площадь, окружённая несколькими корпусами, становится как будто вывернутой наизнанку сценической коробкой. На ней живёт робот Василий, помогающий персоналу воплощать любые идеи в жизнь.

В западном корпусе находятся репетиционные залы, мастерские и склады. В прилегающих зданиях предусмотрено арендное жильё для работников театра, приглашённых артистов и их семей. Это двухсторонние квартиры, где из гостиных открывается вид на площадь.

Рабочий процесс:

Я уже несколько лет работаю в Rhinoсeros и все материалы для диплома сделала целиком в этой программе: чертежи, модель, рендеры (с помощью плагина V-Ray). Rhino очень точный инструмент, в нём удобно работать и с объёмом, и с двухмерными проекциями, и с графикой. 

Гостиница на окраине Шибама

Студент:

Екатерина Илюхина, победительница конкурса

ВУЗ:

МАРШ, магистратура

Проектная студия:

«Не так» 

Руководители:

Юрий Григорян, Сергей Ситар, Илья Вознесенский, Алексей Лашков

Софт:

SketchUp, Revit, 3ds Max, Lumion

В качестве места для проектирования я выбрала Шибам — вертикальный глиняный город в Йемене, который окружён стеной. Здания в черте города соединены мостами на крышах, и каждая отельная постройка принадлежит одной семье. Этот пространственный принцип я взяла за основу устройства гостиницы: сердцевина здания состоит из разноуровневых перекрытий и колонн, а вертикальные коммуникации, санузлы и приватные комнаты распределены по его периметру. Здесь нет естественного освещения, периметр полностью непроницаем для внешнего мира. 

По периметру я разместила двенадцать номеров, соединенных с общественными зонами узкими мостами. Одноместные номера отделены друг от друга пустотами, матовыми перегородками и растениями. Разномасштабные помещения — приватные и публичные — дезориентируют человека в здании, открывая ему новый способ восприятия действительности.

Рабочий процесс:

Одной из задач нашей проектной студии была попытка уйти от влияния компьютера на процесс проектирования. Архитекторам сложно обходиться без библиотек готовых элементов, и иногда особенности и ограничения тех или иных программ начинают диктовать саму архитектурную форму. 

Поэтому я принялась чертить за компьютером только в самом конце учебного года, когда здание уже почти полностью кристаллизовалось в голове, макетах и ручной графике. Финальную модель я строила в Revit, перед этим смоделировав эскизы в SketchUp — для поиска формы это самый удобный инструмент с минимумом ограничений. Там же я проверяла инсоляцию — это важный параметр для моего проекта.

Визуализации я делала в 3ds Max (мне нужны были реалистичноые картинки), пару изображений сделала в последней версии Lumion. При этом общий образ и настроение я сперва искала с помощью коллажей в Photoshop.

Центр перформативных искусств

Студент:

Маргарита Селькова

ВУЗ:

МАрхИ, бакалавриат

Руководители:

Оскар Мамлеев

Софт:

Revit, SketchUp, Twinmotion, Photoshop

Фокусом внимания моего проекта стала неэксплуатируемая железнодорожная инфраструктура России, а именно Мокринский Виадук — 340-метровый железобетонный арочный мост на ответвлении Казанской железной дороги. 

Это произведение инженерного искусства, забытое на просторах Чувашии вместе с четырьмя километрами железнодорожного полотна. Мост больше никогда не будет использоваться по назначению, поэтому я решила найти новый нарратив для живописной локации и попытаться законсервировать здесь эстетику поездки, путешествия. 

Туристы прибывают на вокзал, где можно купить билеты на события, снять домик, выпить кофе или посмотреть экспозицию, посвящённую истории железной дороги. Павильоны можно адаптировать под потребности фестивалей: размещать в них магазины, кафе, мастерские или небольшие площадки для публичной программы.

Мост становится каркасом для варьирующихся декораций. Каждую сцену можно использовать по отдельности или комбинировать с другими, превращая практически все пространство под мостом в площадку для представлений. В несезон сцены можно разобрать на модули 2×2 м и убрать в автоматизированные склады.

Рабочий процесс:

Больше всего я использовала SketchUp. Это очень гибкая программа, в ней можно моделировать достаточно сложные формы и быстро выводить красивую графику для концептуальных схем, экономя время на подаче. 

У меня не совсем стандартный архитектурный диплом: работы именно с архитектурной формой в нём не так много, как работы со сложным историческим объектом и его территорией. Поэтому когда я определилась с концептуальной частью проекта и уже понимала, что конкретно собираюсь сделать, я переместилась в Revit. Конечно, это менее гибкий инструмент, но он совершенно незаменим для точного проектирования, расчётов, разработки узлов. 

Для подачи я использовала связку SketchUp + Twinmotion + Photoshop. Twinmotion — это real-time движок на базе Unreal Engine, похожий на Lumion или Enscape, но более интуитивный. Если правильно работать с материалами и светом и знать некоторые хитрости постобработки, то за короткое время в этой связке можно получить очень эффектную картинку. А ещё в Twinmotion можно делать видео.

Станция Коломна

Студент:

Мария Новикова

ВУЗ:

МАРШ, бакалавриат

Проектная студия:

Вольная мастерская

Руководители:

Александр Белозерцев, Сара Леви, Максим Зуев

Софт:

Rhinoceros, Illustrator, Blender

Бриф нашей проектной студии предлагал спроектировать серию малых пригородных вокзалов на отрезке Рязанского направления Московской железной дороги, учитывая интересы трёх акторов: РЖД, органов власти и непосредственных арендаторов. При этом важно было вернуть типологии вокзала символическую роль городских ворот — объекта, определяющего образ города для путешественника

В Коломне много памятников культурного наследия и хорошо сохранившихся элементов традиционного уклада жизни XVIII−XIX веков. Большая часть музеев здесь — частные, и у предпринимателей, занимающихся развитием города, есть представление о том, каким он должен быть, чтобы оставаться привлекательным для туристов. 

Стремясь сохранить традиционный облик, город иногда переходит в простое воспроизводство утраченных объектов. Поэтому мой проект отсылает к самой известной достопримечательности города — коломенскому кремлю, но делает это не буквально, а через принцип формообразования и тектонику каркаса.

Рабочий процесс:

Все чертежи я сделала в Rhino. В нём гораздо удобнее чертить, чем, например, в AutoCAD. Графику я дорабатывала в Illustrator. Для моделирования использовала SketchUp: он интуитивный и работается в нём очень легко. Поэтому он так хорош для поиска формы и образа здания. Рендеры сделаны в Blender — он показался самым простым и быстрым из доступных движков, и по нему можно найти много уроков в открытом доступе. А ещё он бесплатный, что немаловажно для студента.

Центр льна в Торжке

Студент:

Александр Иванов

ВУЗ:

МАрхИ, бакалавриат

Руководители:

Михаил Хазанов, Дмитрий Карелин, Татьяна Житпелева, Игорь Лозинский

Софт:

ArchiCAD, 3ds Max, Photoshop

Тема моего диплома — децентрализация: проект стремится привлечь жителей мегаполисов к возрождению малых городов и их традиционных промыслов. Комплекс решает типичные проблемы небольших российских городов: отток компетентных кадров, нехватку собственных производств и выходов на рынок. Он предлагает новый тип поселения, деликатно преодолевая разрыв между городским и сельским образом жизни. Именно этот мотив формирует архитектурный облик проекта: город-торг как центр притяжения, обмена материальными и нематериальными благами.

Программа комплекса делит его на четыре основные функциональные зоны: торговую, жилищно-досуговую, культурную и ремесленную. Эти занятия исторически восходят к городским площадям и связанными с ними обычаями, и планировочная структура комплекса строится на переосмыслении этой типологии. Большинство зданий — малоэтажные, высотные доминанты расположены на полюсах осей движения.

Здание театрально-образовательного центра замыкает театральную площадь. Планировочная структура театра созвучна структуре самого комплекса — движение внутри него организовано аналогично городскому: по улице к площади и так по кругу. Роль таких «площадей» внутри центра играют небольшие фойе, вокруг которых группируются объёмы помещений в четырех частях здания — зрительской, лекционной, артистической и производственной. Так как здание театра является доминантой всего комплекса, оно разработано в меньшем масштабе. Это подчеркивает контраст между вертикально ориентированной доминантой-театром и протяжённым, горизонтально ориентированным комплексом города-торга. Так Центр льна оказывается деликатно вписанным в окружающий ландшафт, а его силуэт воплощает образ традиционного русского поселения.

Рабочий процесс:

В случае с моим дипломом дорога до программ заняла существенно больше времени, чем обычно. На этот раз работать с калькой пришлось неприлично долго, поэтому до привычного ArchiCAD’a удалось добраться уже с пониманием того, что и как надо делать. Мой проект не требовал непредсказуемой и сложной геометрии,  речь скорее шла о применении и переосмыслении принципов вернакулярной архитектуры, что также повлияло на выбор используемых программ. 

Для визуализаций готовая модель отправилась в 3ds Max, а финальные картинки — в Photoshop. Схема, кажется, классическая, и уверенность в ней позволила больше времени посвятить разработке самого проекта.

Архитектура на руинах

Студенты:

Сильвия Аль Убед и Алёна Кокуева

ВУЗ:

ЯГТУ (Ярославль), магистратура

Руководитель:

Татьяна Сиротина

Софт:

3ds Max, Photoshop, Revit, ArchiCAD, InDesign

Наше исследование систематизирует методы реконструкции руин и, опираясь на мировую практику, демонстрирует возможности каждого из них на примерах трёх проектов: концертного зала, паломнического центра и музейного комплекса. Первые два объекта — итальянские церковь и средневековая часовня, третий — усадьба в Ярославской области. Каждый из проектов предлагает переосмыслить образ и функциональное наполнение руин, учитывая их архитектурные особенности и положение в городе. 

Рабочий процесс:

Нашим основным инструментом для моделирования был 3ds Max. Там же мы делали визуализации, немного дорабатывая их в Photoshop. Чертежи мы подготовили в Revit и ArchiCAD, а финальные подачи верстали в InDesign. В целом нам кажется, что выбор софта не так уж важен — разные инструменты заточены под разные задачи, и главное, чтобы они не сковывали творческий процесс.

Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.