Меню

8 дипломов 2023 года

Выпускники архитектурных вузов рассказывают о своих работах

Настя Демидова

06.12.2023

Время чтения: 12 мин

В ноябре в рамках фестиваля «Открытый город» прошёл конкурс архитектурных дипломов. Выпускники со всей России публично защищали свои проекты, а ревьюверами выступили кураторы и преподаватели Софт Культуры. Публикуем работы восьми финалистов, поговорив с ребятами об их любимых инструментах.

Ревитализация исторического форта в Калининграде

Студент:

Анастасия Кадкина

ВУЗ:

 МАрхИ, бакалавриат

Руководители:

Оскар Мамлеев

Софт:

 Revit, Blender, Photoshop, Illustrator, InDesign

Я выбирала тему для диплома, опираясь на интерес к работе с историческими объектами. В самом начале проектирования я услышала о гипотезе, согласно которой гусеница, перерождаясь в бабочку, сохраняет воспоминания о своей прошлой оболочке, и решила переложить эту идею на архитектуру — исследовать это наслоение этапов, памяти и формы. Я сразу выбрала для проектирования территорию форта в Калининграде: мне было интересно изучить эту типологию и понять, как с ней можно взаимодействовать в современном мире.

Моя работа посвящена решению социальных вопросов: я разработала проект приспособления форта под центр реабилитации для людей с ПТСР1. Главной идеей проекта стала дестигматизация — как людей, так и здания. Мне было важно разрушить стереотипы, которые не позволяют работать с исторической архитектурой свободнее — не идти по шаблону, а придумывать новые подходы. 

При разработке концепции центра я продумала пять этапов выздоровления, которые проходит каждый пациент: начиная от «страха» и завершая «освобождением». Они отражены в сценарии посещения центра: его пациенты посещают различные кабинеты терапии, гуляют по специально спланированным маршрутам. На уровне земли в здании располагаются жилые блоки и выставочные пространства, на первом этаже — входная группа, комнаты арт-терапии, жилые и общественные блоки. 

Рабочий процесс:

Основную форму и окружение объекта я моделировала в Revit: для этого потребовалось разобраться в непростой структуре здания и точно выстроить модель по историческим чертежам. Найти достоверные материалы по водоснабжению и вентиляции форта было непросто, и я открыла для себя много интересного. Рельеф, озеленение и детали для экстерьерных и интерьерных сцен я дорабатывала в Blender. Там же я рендерила сцены, а корректировала и финализировала иллюстрации — в Photoshop. 

Самой интересной для меня оказалась постобработка рендеров: мне было важно создать атмосферу для каждой иллюстрации. Я старалась передать ощущение, будто мы совместно исследуем место в новом ключе. Обработку и подачу всех чертежей и аксонометрий я делала в Illustrator, композицию на защиту собирала в InDesign, а дополнительную презентацию для защиты верстала в Figma.

Отдых как ритуал

Студент:

Данила Гагаркин

ВУЗ:

МАрхИ, бакалавриат

Преподаватели:

Ольга Сытник, Александр Цимайло, Николай Ляшенко

Софт:

Rhino, V-Ray, Photoshop, Illustrator

Я работал без конкретного ТЗ и брифа: проект складывался шаг за шагом сам, а процесс растянулся на полтора года. Дипломный проект был больше похож на свободное плавание, где я сам был своим единственным критиком. Думаю, что главный навык, которому я научился за время диплома — доверять себе и собственным идеям. 

Мой проект — больше про прогулку в скульптурном парке, чем про архитектуру.

Район мы проектировали в группе, затем я постепенно прорабатывал ключевые локации, и со временем пришёл к разработке центрального участка. Я выбрал для дипломного проекта территорию с активной общественной жизнью, и мне пришлось подобрать для проекта уникальную функцию, которая гармонировала бы с настроением территории. Я решил работать с пространствами для отдыха — так появились спа и филармония: оба эти пространства обеспечивают физическое или метафорическое погружение.

Рабочий процесс:

Обычно я пользуюсь связкой SketchUp + AutoCAD: это простой и удобный способ работать с не слишком сложной геометрией. Однако в этот раз выбрал Rhino: язык проекта продиктовал выбор программы. Все визуализации разработаны в V-Ray и обработаны в Photoshop, а для векторных схем я использовал Illustrator.

Реновация промышленной зоны в Казани

Студент:

Алина Стрельникова

ВУЗ:

МАрхИ, бакалавриат

Руководители:

Ольга Сытник, Александр Цимайло, Николай Ляшенко, Анастасия Болдырева

Софт:

Rhino, 3ds Max + Corona Render, Photoshop, Illustrator, InDesign

Мой проект — реновация промзоны на берегу Куйбышевского водохранилища в Казани недалеко от исторического центра, с хорошей транспортной доступностью и длинной набережной Волги.

Ключевой идеей для меня стало сохранение существующих на территории промышленных артефактов: зернового элеватора, портовых кранов и речного вокзала. Второй важный фокус моего проекта — создание общественных пространств: площадей, аллей и бульвара, реагирующих на выявленные артефакты. 

Мне хотелось, чтобы в проекте нашла отражение дуальная культура Казани, совмещающая в себе восточные и западные традиции. Я разработала две противоположные по образу каноничные площади, соединяемые центральным пешеходным бульваром. С одной стороны — характерная для запада типология соборной площади, с главным зданием в центре, с другой — площадь восточного образца, спрятанная внутри здания. Затем я прорабатывала обе площади, проектируя классический театр в здании элеватора на театральной площади и комплекс речного вокзала на привокзальной площади. 

Ключевым объектом моего исследования стал архитектурный образ. При реконструкции зернового элеватора я старалась создать из строгого промышленного здания торжественный образ классического театра, преобразуя утилитарную функцию в пространство с различными сценариями. В проекте комплекса речного вокзала, вдохновившись типологией восточной площади — караван-сарая, я создала привокзальную площадь внутри периметральной галереи с водоемом в центре и башней-гостиницей, отсылающей к образу минарета в восточной архитектуре. 

Образ для центрального здания речного вокзала был вдохновлён силуэтом штор, выделяющихся на фасаде первоначального здания 1962 года — так речной вокзал стал символичным занавесом между городом и Волгой.

Рабочий процесс:

 Я использовала Rhino в течение всей работы над проектом: мне кажется, что там удобно работать как над чертежами, так и в модели, а все 2D и 3D-проекции собраны в одном файле. 

Визуализации я делала в 3ds Max + Corona Render: это наиболее привычная для меня связка для визуализаций, в которую легко импортируется модель из Rhino. Графику чертежей я настраивала в Illustrator, а визуализации обрабатывала в Photoshop. Незаменимым помощником в вёрстке подрамников для меня стал InDesign: функция обновления связей позволила мне продумать компоновку подрамников на ранней стадии проекта и постепенно подгружать проекции по мере их проработки.

Исследование водного каркаса Москвы

Студент:

 Никита Иванин

ВУЗ:

 МАрхИ, магистратура

Руководители:

Дмитрий Величкин, Николай Голованов

Софт:

 ArchiCAD, 3ds Max + Corona, Enscape,Photoshop

Моя работа состоит из шести экспериментальных проектов, откликающихся на проблемы территориий при водных объектах: пустыри, автомобильные набережные и недостаток пешеходных связей, деградирующая руинированная застройка и пассивные промышленные территории, а также неиспользуемый водный потенциал. Самой важной задачей было показать оживление угасающих территорий у воды.

Один из проектов — студенческий кластер на реке Яузе, где получилось создать интересную творческую среду для молодежи с прудом в качестве локальной точки притяжения. В другом проекте я спроектировал жилой квартал на Москве-реке, где бывшая промзона превращается в гуманную озелененную среду, а утраченный участок реки, связывающий существующий канал и обмелевший Кожуховский пруд, восстанавливается. 

Самым трудным оказался поиск архитектурных решений: мировой опыт изобилует приёмами работы над прибрежными территориями, и возникает желание использовать весь инструментарий в одном проекте. Приходилось тщательно выбирать наиболее удачные решения и индивидуально приспосабливать их под каждую конкретную ситуацию.

Рабочий процесс:

ArchiCAD для меня — универсальный инструмент для быстрой и удобной работы над концепцией. С его помощью я создавал и собирал эскизные модели, простраивал окружение, делал планы и выводил весь графический материал.

Для того, чтобы показывать процесс работы на консультациях с преподавателями, я использовал Enscape: в нём удобно визуализировать предварительные результаты и набивать руку с настройкой ракурсов. Все финальные рендеры были сделаны в 3ds Max + Corona. Работа в этой программе оказалась непростой, и мне пришлось потратить много времени на работу со сценами. Для настройки графики я много использовал Photoshop.

Ревитализация кварталов деревянной застройки в Улан-Удэ

Студент:

Никита Молчанов

ВУЗ:

МАрхИ, бакалавриат

Руководители:

Глеб Соболев, Марина Силкина

Софт:

 Photoshop, Revit, Illustrator, 3ds Max, QGIS, InDesign

Тему я выбрал исходя из личных интересов: мне не хотелось создавать архитектуру ради архитектуры, без проблематики и смысла. Так проекты получаются красивыми, но сухими, безэмоциональными и вырванными из контекста — мне же хотелось разработать проект с вниманием к социальному контексту, который мог бы помочь нуждающимся. 

Улан-Удэ — экономически слабый регион с низкими зарплатами и криминогенными районами. Качество доступного жилья очень низкое: переезжая из деревень, люди вынуждены приобретать жилье в затхлых, дешевых домах — бараках. Я вырос в соседнем дворе от одного из них и хорошо понимаю их проблематику.

Центральное ядро участка поделено на три зоны: игровую, тихую и рабочую. Каждая зона огорожена блоками кладовых, создающими приватные и полуприватные пространства и разделяющими потоки людей. Вокруг центрального ядра располагаются жилые здания. В зависимости от их состояния, они разделены на четыре типа, для каждого из которых подобран свой способ взаимодействия и подход к реновации: полный или частичный разбор здания, возведение нового, встройка новых отсеков-ячеек с коммуникациями или работа с внешним контуром.

Рабочий процесс:

Я подхожу к проектированию через эмоциональное восприятие и образное мышление — поэтому на начальном этапе я исследовал тему в концептуальных коллажах, используя Photoshop и иногда делая концептуальные модели в 3ds Max. 

Главная связка программ, которые я использовал — Revit + Illustrator + Photoshop, для работы над схемами и анализом — QGIS, а большую часть делал в Revit: чертежи, эскизные визуализации с последующей обработкой в Photoshop, аксонометрии. Векторную графику и схемы я дорабатывал в Illustrator, а верстал в InDesign. Ревитализация — про новую жизнь, поэтому я использовал яркие, открытые цвета и старался обогатить визуальные образы, пропустив через визуализации дух места.

Центр эмоциональной терапии

Студент:

Дарья Нерозя

ВУЗ:

СГТУ им. Ю.А. Гагарина, Саратов, бакалавриат

Руководители:

 Владимир Мосин, Сергей Дядченко

Софт:

Revit, Blender, Krita, Illustrator, Photoshop

В своем дипломе я решила раскрыть тему, которую начала исследовать во время одного из курсовых проектов — влияние объемно-пространственных решений на эмоции людей. Сначала обратилась к сухой теории и вывела матрицу пространственных характеристик, которые, согласно исследованиям, влияют на людей определенного психотипа положительно. В процессе исследования поняла, что важна не форма пространства, а его характеристики, поэтому в дальнейшем я стала использовать такие категории, как высокое или низкое, широкое или узкое, замкнутое или просторное. 

Я задумалась, что для каждого типа восприятия окружающего мира — аудиал, визуал, кинестетик — существует усредненный параметр пространства, который усиливает чувства человека. Предположила, что аудиалам необходимо широкое, высокое, замкнутое, округлое помещение; кинестетикам — узкое, перетекающее пространство без острых углов, а визуалам — широкое и свободное. Тем не менее, при проектировании важно уделять внимание и акустике, и материалам, и визуальной составляющей, потому что восприятие мира не однобоко и соединяется из всех трёх типов.

Для перевода моего исследования на архитектурный язык нужно было подобрать подходящую типологию, объединяющую эмоциональное восприятие и архитектуру. В процессе работы над аналитической частью диплома я узнала про активно развивающуюся за рубежом типологию велнес-центров, фокусирующихся на ментальном восстановлении, и поняла, что это мне подходит. В России велнес-центры часто позиционируются как спа-отели и фитнес-комплексы, однако эта культура — про более глубокое и чуткое восприятие себя и мира, и мне хотелось подчеркнуть это в своем дипломе. Место я выбрала соответствующее идее — подальше от города и поближе к природе. В проекте постаралась создать баланс общественных и индивидуальных пространств снаружи и внутри зданий.

Рабочий процесс:

Для моделирования я использовала Revit и Blender, а визуализации, генплан и аксонометрию делала вручную в Illustrator и Photoshop. Подачу делала в иллюстративной, а не реалистичной графике: понимала, что мой диплом — скорее исследование, чем практическое решение, и хотела создать ощущение сказки. Я использовала ручную графику и графический планшет: рисовала углём и в графическом редакторе Krita.

Принципы реновации промышленного наследия на примере Калининградской области

Студенты:

Любовь Нащекина

ВУЗ:

 МАрхИ, магистратура

Руководитель:

 Маргарита Демидова

Софт:

 Revit, SketchUp, Illustrator, InDesign, Photoshop

Калининградская область для меня — особенный регион, в исторической застройке которого главенствует стиль ганзейской готики: краснокирпичные сооружения немецко-прусского производства с особо плотной кладкой. Фокусом моего бакалаврского диплома была реконструкция территории пивзавода в Калининграде, и я решила продолжить исследование для магистерского: выявила принципы реновации исторических промышленных объектов на примере индустриального наследия Калининградской области. 

Вся работа является сформированной базой способов перепрофилирования  промышленных сооружений с выявленными принципами реновации. Своего рода Mind map — и методичка для анализа проекта адаптации.

Рабочий процесс:

Согласно статистике, состояние больше половины объектов культурного наследия России сейчас критическое. Мне хотелось систематизировать данные и сформулировать принципы, оптимизирующие процесс реновации архитектурного наследия. Мой выбор пал на промышленные сооружения: в этой типологии можно оперировать уже существующим мировым опытом и отдельными объемно-пространственными вводными, которые диктует производство. 

Помимо аналитической и исследовательской работы, я также спроектировала три экспериментальных объекта, которые демонстрируют применение выявленных принципов: агропарк на базе Правдинской ГЭС-4., межселенный комплекс на базе водонапорной башни в городе Советск и теплично-оранжерейный комплекс на базе конезавода Zvion в поселке Доваторовка.

Музей декоративного искусства

Студенты:

Маша Шустер, Оксана Радыш

ВУЗ:

Британская Высшая Школа Дизайна, бакалавриат

Руководитель:

Елена Бабкина, Екатерина Григорьева

Софт:

 AutoCAD, 3Ds Max, Photoshop, ArchiCAD

Задание на диплом в нашем вузе можно было выбрать среди нескольких вариантов реальных брифов от преподавателей и партнеров университета. Мы выбрали проект музея декоративного искусства: нужно было актуализировать входную группу с зоной гардероба и кафе, а также спроектировать помещения для работы с библиотечными фондами, коворкинг и место для проведения мероприятий. В музее есть классные вдохновляющие экспонаты, но посещают и знают его мало. Нам захотелось это исправить и привлечь посетителей с помощью обновлённого интерьера здания. 

Музей декоративного искусства связывает нас с прошлым и с настоящим: здесь проходят выставки современного российского дизайна и демонстрируются экспонаты в традиционном русском стиле. Так у нас родилась идея красной нити — символа связи и зеркала, где мы можем посмотреть на себя и увидеть отражения прошлых поколений, которые творили до нас. Мы выбрали минималистичное цветовое решение: белый фон для экспонатов, тёмные тона для добавления интерьеру объёма и красный — как незримая объединяющее время нить. 

Рабочий процесс:

Работая над проектом, мы старались спроектировать реалистичный и воплощаемый интерьер, который можно быстро реализовать. Мы вдохновлялись музеями, где в историческое здание встроены современные решения. Постарались сохранить имеющиеся артефакты: отреставрировать стены, паркет, двери и лепнину, поэтому набор инструментов был минимален — мы работали с помощью цвета, света и мебели. Было интересно изучать и вносить в проект требования к безопасности и перемещению посетителей и другие нормы.

Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.