Думаете, что умеете работать в Photoshop? Скорее всего нет — проверьте

Рассказываем о 6 важных инструментах программы, о которых многие узнают далеко не сразу

Алёна Шляховая

21.01.2022

Время чтения 10 мин

Одни и те же задачи в Photoshop можно решать очень разными способами — и некоторые из них способны сэкономить кучу нервов и человеко-часов. Рассказываем о важных инструментах, которые значительно облегчают работу над подачей и о которых часто не знают даже опытные архитекторы.

Прочитайте и подумайте, сколько часов сна и тик-тока вы потеряли на подаче последнего проекта.

Итак, что классного прячется в скрытых панелях и дальних вкладах Photoshop? 

Рассказываем по порядку:

1. Маски (Mask)
2. Корректирующие слои (Adjustment Layers)
3. Фильтр (Filter)
4. Операции (Actions)
5. Режимы наложения (Blending Modes)
6. Cтили слоя (Layer Styles / Blending Options)

Mask (маски)

На что похоже:

Cut (Вырезать) или Erase (Ластик).

Почему лучше:

→ Обратимость редактирования. Отменить действие или временно отключить эффект скрытия можно в любой момент.

→ Применение к нескольким слоям. Эффект видимости / прозрачности можно задавать не только для отдельного слоя, но и сразу для группы слоёв.

Основная работа в Photoshop сводится к комбинированию и настройке слоёв. Mask (Маска) — это один из способов настройки слоя, когда часть изображения на слое становится прозрачной, а другая остаётся видимой. При этом исходное содержимое слоя остаётся неизменным: пиксели, которые скрыты под маской, не удаляются из файла. 

Иными словами, маска — это виртуальный трафарет, который накладывается на слой и который в любой момент можно отключить или изменить отдельно от первоначального содержимого слоя.

Маски отображаются в виде дополнительной миниатюры на панели Layers (Слои)  справа от миниатюры выбранного слоя или группы слоёв. Она представляет собой чёрно-белое изображение: белые области оставляют слой видимым, чёрные делают его прозрачным, а разные оттенки серого отвечают за разные степени прозрачности — чем темнее, тем прозрачнее.

Совет:

Каждый раз, когда вам нужно что-то удалить со слоя, пользуйтесь маской — так вы получите обратимый результат, который всегда можно отменить или скорректировать. 

Adjustment Layers (Корректирующие слои)

На что похоже:

Adjustments (Коррекция цвета).

Почему лучше:

→ Обратимость редактирования. Отменить действие, изменить эффект цветокоррекции или временно отключить его можно в любой момент.

→ Применение к нескольким слоям. Эффект цветокоррекции можно применять не только к одному слою, но и к нескольким слоям сразу.

→ Выборочное редактирование. Эффект цветокоррекции можно применять только к части слоя — для этого нужно наложить маску на корректирующий слой. 

Adjustment Layers (Корректирующие слои) — это инструмент, который помогает изменить цвет, насыщенность или яркость картинки, не изменяя значения пикселей оригинального изображения. То есть изображение всегда можно вернуть к первоначальному состоянию, просто отключив слой коррекции. 

Виды корректирующих слоев — названы так же, как и привычные инструменты коррекции цвета в Photoshop:

→ Levels (Уровни) и Brightness / Contrast (Яркость / Контрастность) — позволяют настраивать яркость и контрастность изображения, перетаскивая соответствующие ползунки. 

→ Hue / Saturation (Цветовой тон / Насыщенность) — позволяет настраивать оттенок, насыщенность и яркость цветов на слое, также с помощью ползунков. 

→ Curves (Кривые) — комплексный инструмент для настройки яркости, цвета и контрастности изображения. Наклонная линия над гистограммой представляет текущие тона на изображении, а изменение наклона линии влияет на соответствующую группу тонов.

→ Selective Color (Выборочная коррекция цвета) — инструмент для точечной настройки цвета в зависимости от цветового пространства изображения. Подходит, когда настроек Hue / Saturation недостаточно и необходима более детальная коррекция или когда нужно настроить очень тёмные или очень светлые цвета. 

Совет:

Попробуйте все виды корректирующих слоёв и выберите для себя несколько, которые вы будете часто использовать. Например, комбинация Уровни + Кривые или Цветовой тон / Насыщенность + Яркость / Контрастность.

Filter (Фильтр)

Filter (Фильтры) чаще всего применяются для ретуши фотографий, а в архитектурной практике — для создания специальных художественных эффектов (шум, эффект акварельной живописи, штриховка, мозаичность и т.д.), эффектов искажения и освещения. 

Фильтры применяются к активному слою или выделенной области и бывают обратимыми и необратимыми. Чтобы сохранить возможность отключить эффект фильтра, необходимо конвертировать слой в Smart Object (Смарт-объект). 

Наиболее популярные фильтры Photoshop:

→ Blur (Размытие).
→ 
Noise (Шум).
→ 
Lighting Effects (Эффекты освещения).
→ 
Neural Filters (Нейронные фильтры).
→ 
Camera Raw.

Кроме того, в сети можно найти и скачать множество других фильтров от сторонних разработчиков — они доступны в виде внешних модулей и, как правило, их довольно просто установить.

Blur (Размытие)

Фильтры размытия смягчают края области выделения или сглаживают переходы между цветами.

Популярные виды фильтров размытия:

→ Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) — задаётся численно и приводит к снижению детализации слоя, позволяет создать своего рода эффект погружения в туман.

→ Motion Blur (Размытие в движении) — размытие изображения в определённом направлении (направление и интенсивность задаются вручную). Создаёт эффект смазанного изображения и подходит, когда нужно добиться эффекта быстрого движущегося объекта. 

→ Surface Blur (Размытие по поверхности) — размывает изображение с сохранением его абриса. Применяется для снижения шума на однородных поверхностях изображения — например, чтобы снизить зернистость текстур и не очень качественных фотографий.

Noise (Шум)

Фильтры шума добавляют или удаляют шум на слое, то есть пиксели со случайно распределёнными цветовыми уровнями. Это позволяет создавать необычные текстуры или нивелировать проблемные области изображения.

Популярные виды фильтров шума:

→ Add Noise (Добавить шум) — имитирует зерно плёночной фотографии и иногда помогает скрыть артефакты визуализации, нечёткости изображения, а также сделать итоговую картинку более целостной и обобщённой. Шум может быть цветным или монохромным, лучше использовать монохромный — он менее заметный. 

→ Reduce Noise (Уменьшить шум) — позволяет частично убрать шум с изображения, сохранив чёткость его краёв.

Lighting Effects (Эффекты освещения)

Эффекты освещения нужны для выравнивания освещённости отдельных слоёв или частей композиции — или для того, чтобы изменить освещение всего изображения. Фильтр позволяет настроить интенсивность, цвет и рассеивание освещения. А ещё — выбрать один из типов источников освещения:

→ Point (Точка) — имитирует лампочку и светит во всех направлениях прямо над изображением. 

→ Infinity (Бесконечный) — освещает всю плоскость изображения, как солнце. 

→ Spot (Точечный) — имитирует направленный пучок света. 

Neural Filters (Нейронные фильтры)

Работа нейронных фильтров основана на нейросетях. Большинство нейрофильтров нуждаются в доработке и пока что находятся в beta-режиме, поэтому рассказываем только о некоторых: 

→ Style Transfer (Перенос стиля) — позволяет обработать изображение в одном из заготовленных стилей (например, как тут). Пригодится, если хочется сделать экспрессивную подачу — например, имитировать какой-то художественный стиль. Для чистовой подачи этот фильтр не подойдёт, так как его эффект будет слишком грубым, но никто не отменял эксперименты. 

→ Landscape Mixer (Ландшафтный микс) — имитирует разные времена года и природные условия. Лучше всего работает с панорамными изображениями природы. 

→ Harmonization (Гармонизация) — фильтр для сопоставления цвета и тона одного слоя с цветом и тоном другого слоя. Пригодится для безупречной компоновки нескольких изображений в одно или для того, чтобы вписать крупный фрагмент изображения в общее окружение и скорректировать его по цвету. 

→ Depth Blur (Размытие глубины) — создаёт эффект художественной фотографии с размытием дальнего или переднего плана. Также фильтр можно применять для добавления дымки вокруг предмета и настройки температуры изображения (то есть чтобы сделать изображение теплее или холоднее по тону).

Camera Raw

Фильтр, который изначально был рассчитан на обработку сырых (Raw) фотографий с матрицы камеры. Cейчас его можно использовать как инструмент цветокоррекции. Если Adjustment Layers (Корректирующие слои) больше подходят для редактирования отдельных слоёв, то Camera Raw — для общей цветокоррекции всего изображения, например, в финале работы над подачей: он содержит функции и настройки всех Корректирующих слоёв.

Совет:

Эффекты освещения и нейронные фильтры очень требовательны к мощности компьютера, особенно если на обработку отправляется изображение большого размера. Поэтому если вашему компьютеру недостаёт мощности, от использования этих фильтров лучше отказаться — на просчёт результата уйдёт очень много времени, а Photoshop из-за нехватки ресурсов может вылететь. 

Попробуйте предварительно поработать с изображениями разного размера, чтобы определить, где граница возможностей вашего компьютера.

Actions (Операции)

Инструмент Actions (Операции, или Экшены) позволяет задавать последовательности задач и автоматически выполнять их. Например, последовательное выполнение команд меню или действий инструментов, настройка параметров палитры и т. д. Чаще всего Actions применяются в двух ситуациях: 

→ Для выполнения многоступенчатых задач — например, для создания эффекта дождя, снега или двойной экспозиции.

→ Для автоматизации простых рутинных задач, если одни и те же действия не хочется выполнять вручную. Например, можно создать операцию, которая изменяет размер изображения, применяет к нему определённый эффект и сохраняет получившийся файл в нужном формате. 

Можно использовать уже готовые операции, встроенные в Photoshop по умолчанию, а можно найти и скачать новые или сделать собственные.

Совет:

Actions могут включать очень много действий — перед применением таких операций стоит сделать копию слоя или изображения, с которым вы работаете, так как после завершения операции вернуться к первоначальному состоянию файла будет уже невозможно.

Blending Mode (Режимы наложения)

Параметры Blending Mode (Режимы наложения) отвечают за смешивание нескольких слоёв — то есть за то, как содержимое верхнего слоя будет накладываться на нижний. По умолчанию в Photoshop каждый слой абсолютно непрозрачен и полностью перекрывает все слои ниже. При изменении прозрачности нижние слои начинают проступать и становятся заметными, а сила воздействия режима наложения снижается.

В работе с архитектурной подачей экспериментировать с режимами наложения слоёв чаще всего приходится в процессе текстурирования, создания правдоподобных теней и освещения, работе со стаффажем.

Всего в Photoshop предусмотрено 27 режимов наложения и все их можно разделить на шесть групп — в меню Blending Mode они визуально разделены горизонтальными линиями. Разберёмся с самыми удобными и распространёнными для архитектурных подач.

Базовые режимы

Базовые режимы позволяют управлять только непрозрачностью слоя, и по умолчанию верхний слой всегда перекрывает нижние.

→ Normal (Обычный) — это обычное состояние слоя, без взаимодействия с другими слоями. 

→ Dissolve (Затухание) — удаляет или заменяет часть пикселей активного слоя, придаёт эффект пористости и делает изображение грязным и шумным. Может применяться для создания снега.

Режимы затемнения

Работа режимов затемнения сводится к тому, что изображение на верхнем слое затемняет (или хотя бы не осветляет) изображение, лежащее ниже. 

→ Darken (Затемнение) — активирует только тёмные оттенки верхнего слоя на нижнем. Белый цвет на верхнем слое при таком наложении игнорируется, то есть становится полностью прозрачным. 

→ Multiply (Умножение) — похож на предыдущий режим. Основное отличие в том, что этот эффект делает изображение темнее, так как значения пикселей перемножаются. Применяется для создания многослойных текстур и правдоподобных прозрачных теней.

Режимы осветления

Полностью противоположны затемняющим: изображение на верхнем слое осветляет изображение, расположенное на нижнем.

→ Lighten (Замена светлым) — полностью противоположен режиму Darken (Затемнение): активирует только светлые оттенки верхнего слоя на нижнем. Чёрный цвет на верхнем слое при таком наложении игнорируется, то есть становится полностью прозрачным. 

→ Screen (Экран) — перемножает цвет нижнего слоя с верхним слоем, в результате чего изображение становится светлее. Режим полезен для корректировки слишком тёмных изображений, высвечивания отдельных участков подачи и создания эффекта солнечных пятен и бликов. 

Режимы контраста

Изображение на верхнем слое затемняет или осветляет изображение, лежащее ниже, в зависимости от собственной яркости.

→ Overlay (Перекрытие) — объединяет свойства режимов Multiply (Умножение) и Screen (Экран): значения тёмных цветов становятся темнее, а светлых — светлее. Часто оттенки существенно меняются, что даёт повышенную контрастность исходного изображения. 

→ Soft Light (Мягкий свет) — похож на предыдущий эффект, но мягче. В результате такого наложения нижний слой как бы подсвечивается верхним. 

Компонентные режимы

Компонентные режимы построены на комбинации цветов из разных слоёв. Как правило, такие режимы применяются, когда цвет с одного слоя нужно перенести на другой или, например, склеить два слоя без заметных переходов цвета и яркости.

→ Color (Цветность)  — при таком режиме нижнему слою присваивается цвет и насыщенность пикселей верхнего слоя. Этим инструментом удобно перекрашивать текстуры. Для лучшего эффекта нижний слой нужно сделать чёрно-белым, тогда эффект ляжет без смешивания цветов.

→ Luminosity (Яркость) — сохраняет оттенок и насыщенность базового слоя, принимая при этом яркость верхнего слоя. Этот режим пригодится для прозрачных, полупрозрачных или светящихся текстур и объектов. С помощью Luminosity и белого верхнего слоя можно корректировать степень прозрачности и свечения.

Совет:

Выбор режима наложения слоёв зависит от множества факторов, а главное, от стилистики и образа финального изображения, к которым вы стремитесь. Blending Mode (Режимы наложения) — это как раз тот раздел Photoshop, где лучшее решение стоит искать методом тыка. Для быстрого перебора Режимов наложения используйте сочетание клавиш Shift + «+» / «–».

Layer Styles или ​​Effects (Стили слоя или эффекты)

Layer Styles (Стили слоя) или Effects (Эффекты) и Blending Options (Параметры наложения) — это набор эффектов, которые можно применять к одному или нескольким слоям. В работе с архитектурной подачей эффекты — это простой и быстрый способ перекрасить содержимое слоя или группы слоёв, наложить на них градиент или паттерн, придать изображению объём или свечение. Все применённые эффекты можно включать, выключать и редактировать в любой момент работы над файлом.

Разберёмся с самыми популярными эффектами и стилями.

Внутренние эффекты

Bevel & Emboss (Скос и тиснение) — добавляет плоскому объекту объём за счёт имитации скоса, блика и тени. Позволяет создавать эффект выпуклого и вдавленного изображения, задавать масштаб и размер области скоса и его профиль, настраивать тень и свет, задавать их угол и цвет. 

→ Inner Shadow (Внутренняя тень) — имитирует объём с помощью тени. Настраиваемые параметры похожи на параметры Bevel & Emboss (Скос и тиснение): угол падения, цвет, расстояние от края, размер и контур тени, а также режим наложения тени на содержимое слоя. 

→ Inner Glow (Внутреннее свечение) — эффект работает по аналогии с Inner Shadow (Внутренняя тень). В настройках есть только одно отличие: можно указать источник свечения из центра или по краям.  

→ Stroke (Обводка) — обводит всё изображение по контуру. Можно менять цвет, толщину и положение обводки.

Внешние эффекты

→ Drop Shadow (Тень) — создаёт эффект падающей тени. Можно отредактировать размер, размах и смещение, угол падения тени и выбрать её цвет. Можно изменить её качество, увеличив процент шума или изменив её контур. 

→ Outer Glow (Внешнее свечение) — создает эффект свечения или ореола вокруг объекта. Настройки аналогичны настройкам падающей тени, они также позволяют сделать свечение одноцветным или градиентным.

Эффекты замены

→ Color Overlay (Наложение цвета) — полностью заменяет цвет слоя, имитируя эффект заливки. В настройках эффекта можно выбрать цвет, режимы наложения цвета на содержимое слоя и его прозрачность. 

→ Gradient Overlay (Наложение градиента) — работает как предыдущий эффект, но заливка слоя получается не одноцветной, а градиентной. Можно настроить угол, стиль и масштаб градиента, а также режимы наложения и прозрачность. 

→ Pattern Overlay (Наложение узора) — позволяет перекрыть всё содержимое слоя узором или текстурой. В настройках можно подгрузить собственные паттерны и текстуры, настроить масштаб узора, а также режимы его наложения на слой и прозрачность. 


Больше о возможностях Photoshop рассказываем дистанционно и онлайн на курсах и интенсивах.


Пожалуйста, подождите...
Мы используем файлы cookie для сбора обезличенных персональных данных. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на обработку персональных данных.