Меню

Интерьер шоурума, бара и мансарды в Revit — от идеи до реализации

Как бюро Akke создаёт модные места

Полина Патимова, Виктория Цыганкова

10.08.2022

Время чтения: 12 мин

Команда молодого архитектурного бюро Akke из Санкт-Петербурга использует Revit в работе с интерьерными проектами от первых эскизов до выпуска рабочей документации. 

Мы узнали, как им удалось внедрить BIM-проектирование в работу и не потерять при этом художественный подход к интерьерам.

Команда бюро — три человека. С 2019 года Akke реализовали с применением Revit несколько больших интерьерных проектов в Петербурге — например, шоурумы для бренда Gate31 и бар John Doe.

Анастасия Романова, Екатерина Торопова и Александра Сергеева рассказали, как устроена работа в бюро, почему они считают Revit самой удобной программой и какой софт используют с ним в связке.   

Как всё началось

Мы познакомились в 2014 году, когда начали работать в петербургском архитектурном бюро. Проработав какое-то время там, мы разошлись по другим студиям, но сохранили нашу связь. Всё это время мы набирались опыта и развивали свои навыки. Спустя несколько лет мы попробовали реализовать вместе несколько проектов, в коллаборации с другими студиями и самостоятельно — и поняли, что нам комфортно работать вместе. 

Мы попробовали проектировать в разном софте — SketchUp, AutoCAD. Но постоянно возвращались к Revit, потому что он даёт много опций для полноценной работы над проектом: разработка планировок, 3D-моделирование, проработка всех необходимых узлов внутри одной программы, подготовка болванки для коллажа или визуализации. Пока мы не сталкивались со сложным формообразованием, но наслышаны о связке Revit + Dynamo — освоим её, если понадобится.

Как разработать концепцию

Работа над интерьерами не всегда стартует с нуля — часто проект начинается на основе существующего дизайн-кода, брендбука или концепции, которая уже есть в голове у заказчика. 

Например, когда мы работали над обновлением магазина Gate31, сначала вместе с владельцем бренда создали дизайн-код, построенный на совершенно новой для бренда эстетике аэропорта. Этот дизайн-код мы отработали на трёх питерских магазинах — так мы получили набор характерных решений, чтобы презентовать бренд через его интерьеры. 

Сама идея аэропорта и отсылкам к нему транслировалась заказчиком. Название Gate31 — это название гейта в аэропорту, от которого отходил самолёт в Сеул: им создатель бренда часто летал для закупок первых вещей от корейских дизайнеров, когда ещё не было локального производства, и бренд занимался тем, что выставлял селективную подборку одежды из Азии.

Мы искали детали и полутона: текстуры, узлы скругления, ассиметричные и сглаженные своды потолков, рассеянный мягкий свет.

  •  
  •  
  •  
  •  
Магазин Gate31 на Гороховой улице, Санкт-Петербург. Реализация

Первые идеи в интерьере зашли на ура: такой стиль очень подошёл бренду с его азиатским минимализмом и сдержанной цветовой гаммой. Разрабатывая концепцию для московских магазинов, мы взяли эти решения как основу, как существующий брендбук, оттолкнулись от него и усложнили образ: добавили больше айдентики аэропорта, поиграли с его узнаваемостью — так появилась багажная лента в качестве пространства для выкладки одежды, металл и грубая отделка стен как основа интерьера. 

Мы создали болванку интерьера в Revit и сразу перешли к эскизированию в 3ds Max и Photoshop. Возможно, это тот редкий пример, когда эскиз нам удобнее было разрабатывать в 3ds Max, опираясь на проверенные художественные и технические решения.

Но после этого мы всё равно обратились к Revit, чтобы дополнить эскизы объёмной моделью. Объёмные модели красиво завершают эскизную подачу — такая вишенка на торте и одновременно способ себя проверить.

Предыдущие интерьеры магазинов мы полностью отрабатывали в связке Revit c 3ds Max, поэтому многие элементы мебели и технологического оборудования было удобно переносить из проекта в проект уже с конкретными размерами и текстурами. 

  •  
  •  
Магазин Gate31, концепция. Виды из модели Revit, обработанные в Photoshop (первые коллажи)

А вот проект паназиатского бара John Doe в центре Петербурга мы разрабатывали сразу в Revit — планировки, моделирование, аксонометрии. А затем были коллажи в  Photoshop, авторский надзор и реализация. 

Здесь важно было совместить дневное кафе-бистро, бар и вечеринки с танцами. Так сложилась многоуровневая структура помещения: важно было сделать удобную посадку, вместительный, но не громоздкий бар, разместить сцену и танцпол.

  •  
  •  
  •  
  •  
Бар John Doe, Санкт-Петербург. Реализация

Очень важным этапом было согласование объёмной планировки. Помещение находится на 1,2 метра ниже уровня улицы — это хорошо для бара, но не очень хорошо для дневной работы кафе. Поэтому все планировочные решения мы прорабатывали сразу в объёме: необходимо было частично поднять уровень пола так, чтобы оставить заниженным танцпол, но приподнять места основной посадки у окон. 

Именно благодаря аксонометриям мы смогли убедить заказчиков в необходимости такого подиума у окон. В результате в уже в реализованном проекте разноуровневость добавляет эффектности: на подиуме и центральной скамье могут танцевать люди.

Бар John Doe, Санкт-Петербург. Концепция. Аксонометрии из Revit, обработанные в Photoshop                                                                                                                                

В проекте использовано много винтажной мебели. Работая с винтажными предметами, трудно найти что-то конкретное по запросу, но всегда можно найти что-то уникальное и ценное. Поэтому коллажная графика в этом проекте подразумевала использование достаточно условных предметов мебели — у нас была свобода выбирать и искать всё в «поле» — на «Авито», у перекупщиков, в магазинах винтажной мебели. Так в проекте появилось ещё больше озорства: он будто сам создал себя с помощью эффекта случайности. 

Как организовать работу

Revit — инструмент структурный: он помогает нам выстраивать правильные приоритеты в процессе проектирования: сначала мы работаем с простыми объёмами, затем прорабатываем детали, то есть отсекаем лишнее.

У нас нет жёсткого регламента работы в Revit, но есть шаблоны для проектов. Их всегда можно адаптировать под конкретную ситуацию, но цель одна — оптимизация. Поэтому мы постоянно совершенствуем наши шаблоны: цвета, линии, расположение чертежей на листе — всё должно быть понятным и при этом выглядеть эстетично. Мы считаем, что любой этап работы должен выглядеть красиво. 

Главное преимущество Revit для нас — автоматические спецификации, которые экономят время и избавляют от рутинных задач, то есть убирают из работы самую нудную часть. Так мы уделяем больше внимания творческим поискам.

Если сравнивать Revit с художественным инструментом, то для нас он однозначно кульман — белый лист бумаги с безграничным потенциалом, но одновременно и с направляющими, которые упорядочивают работу. Другими словами, можно начертить и смоделировать всё, но программа будет настаивать, чтобы это сразу работало по определённым правилам — так Revit упрощает тебе работу.

Сложная задача — простое решение

Недавно мы открыли для себя возможность построить архитектурный объём по облаку точек — и это прекрасный новый мир. Мы использовали её в текущем проекте — мансарде на Петроградке. 

Мансарда имеет сложное внутреннее пространство, которое мы бы не смогли точно обмерить сами из-за сложной геометрии стен и скатов. Поэтому мы пригласили специалистов, которые сделали обмеры и предоставили их в виде облака точек в программе ReCap, а также сделали фотографии интерьера, привязанные к конкретным положениям внутри облака.

  •  
  •  
  •  
Мансарда, Санкт-Петербург. Облако точек

После импорта облака точек в Revit появляется возможность обвести его стенами, проёмами, вставить окна и смоделировать трубы там где они существуют в реальности. Логика простая — там, где заканчиваются точки, начинается стена. 

Мы думаем, у всех возникала ситуация, когда после обычной фотофиксации интерьера что-то не было запечатлено, и приходилось заново выезжать на объект для уточнения. Облако точек позволяет исключить такие ситуации: достаточно открыть Revit и выбрать нужную камеру для просмотра. Мы сделали болванки под коллажи в Revit, а затем наложили текстуры в Photoshop — и презентовали идею заказчику.

Мансарда, Санкт-Петербург. Концепция. Модель Revit, созданная на основе облака точек, и постобработка в Photoshop                                                                                                                                

Как быть с деталями

В Revit мы прорабатываем любую интерьерную задачу или предмет мебели до той степени детализации, которая нам необходима — от абстрактной болванки до проработки с учётом фасок и декоративных элементов. Это можно сделать благодаря работе с параметрическими семействами: на основе простых фигур мы создаём комплексные решения. Например, из семейства пуфа с фасками мы делаем модульный диван с множеством конфигураций — достаточно лишь вбить нужные параметры. 

Поиски на сайтах BIM-моделей и фирм-изготовителей может занимать много времени, поэтому мы часто проделываем большую работу по поиску качественных семейств для своих проектов.

Нам важно, чтобы в модели отображался коректный смеситель, который занесён в общую ведомость проекта — так у нас будет меньше проблем с дальнейшей реализацией. 

Мы собираем собственную библиотеку семейств и мебельных решений, проверенных в своих проектах — удобно, когда нужный объект или техническое оборудование уже сохранены в виде семейства в Revit. Так, в проектах для Gate31 было удобно работать с повторяющимися элементами мебели и технологического оборудования — мы брали их из библиотеки уже с определёнными габаритами и с нужными текстурами.

  •  
  •  
  •  
  •  
Магазин Gate31, концепция. Визуализация в 3ds Max

Как убедить заказчика

Мы соотносим встречи с заказчиками и промежуточные этапы работы над проектом в Revit. Нам это важно, так как именно в процессе работы мы ищем образ проекта. В первую очередь мы делаем в Revit планировку, утверждаем её и затем на её основе выращиваем модель. На этом этапе часто становится понятно, что мы движемся в нужном направлении. 

Раньше объёмную модель мы экспортировали в 3ds Max для создания рендеров, но в какой-то момент мы честно признались себе, что нам не нравится трудоёмкость 3ds Max: моделирование в программе сложное, а количество нестабильностей системы — неконтролируемое. Загрузив проработанную и детализированную модель из Revit в Max, мы не получим качественный рендер в финале. Поэтому в этой связке мы используем только геометрию пространства: стены, пол, потолок, а всё остальное прорабатываем уже в 3ds Max. 

Мы искали способ сделать эскизное проектирование проще и нашли отдушину в связке Revit + Photoshop. Сейчас мы чаще с помощью 3D-видов настраиваем камеры в самом Revit, выгружаем эти чёрно-белые ракурсы-болванки и дорабатываем картинки в Photoshop’е. 

На этом этапе идёт поиск цвета, текстур, общего настроения и деталировки. В таком эскизе больше ручного труда и больше возможностей раскрыть образ пространства через художественные приёмы. Добавляя на картинку эмоциональные якори — любимую собаку или кошку, героев, с которыми можно ассоциировать себя, предметы декора, близкие заказчику по духу, — мы позволяем человеку идентифицировать себя с ними. По сути, мы даём ему возможность прожить жизнь внутри эскиза.

Квартира в Сертолово (Ленинградская область), концепция. Виды из модели Revit, обработанные в Photoshop                                                                                                                                

Конечно, что-то может измениться в процессе эскизирования, и эти изменения мы отображаем в модели Revit. По согласованным эскизам мы достраиваем детали в модели и добавляем к объёмным решениям текстуры и цвета, чтобы закрепить их для дальнейшего оформления чертежей. В финале мы имеем проработанную модель, из которой можно максимально корректно и быстро получить планы, схемы и развёртки. 

Иногда заказчики просят сделать проект без эскиза и рендеров, но детально проработать объёмное решение. Не всем и не всегда нужны фотореалистичные визуализации — это нормальная практика.

Мы часто делаем аксонометрии — простая объёмная схема упрощает коммуникацию в разы: не все люди владеют развитым пространственным мышлением, многим сложно представить в объёме то, что показано на плане. Мы заполнили брешь между планировочным этапом и визуализациями объёмными схемами, которые позволяют уменьшить эффект неожиданности для заказчика. 

Аксонометрии также помогают нам рассказать о готовых проектах: мы дополняем ими фото и эскизы проектов, и зритель легко может считать наши идеи.

Аксонометрии мы тоже делаем в Revit. Получаем болванки, с которыми дальше продолжаем работать или непосредственно в программе, или в Photoshop в зависимости от того, чего мы хотим добиться. Если мы дополняем объёмными схемами чертежи, то прямо в Revit накладываем материалы и текстуры, чтобы лучше объяснить решения. Если готовим более художественную подачу для публикаций или Instagram'a, то часто наносим условные текстуры и штриховки, гипертрофируем цвета, добавляем 2D-персонажей. В последнем случае мы передаём настроение самого проекта через цвета и стаффаж. Так, проект минималистичного Gate31 дополнен чёрно-белой схемой, а схемы для бара — яркие и с нелепыми людьми, ведь и сам интерьер — игривый.

Магазин Gate31 на Гороховой улице, Санкт-Петербург                                                                                                                                

Последовательность работ важнее конкретных инструментов — Revit позволяет детализировать проект планомерно и согласовывать его с заказчиками поэтапно, а его возможности можно дополнять связками с другими программами.

Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.