Моделирование в ArchiCAD: морфы
Сложные формы и необычная мебель
Анна Сизова
20.06.2023
Время чтения 5 мин
В ArchiCAD можно смоделировать что-то кроме простых форм? Да! Разбираем несколько способов создавать сложную геометрию в программе. Сегодня поговорим о морфах: чем они полезны и как ими пользоваться рассказывает Аня Сизова — автор нашего курса по ArchiCAD.
Морф — инструмент моделирования ArchiCAD, позволяющий создавать объекты сложной формы. Морф может быть как 2D-элементом (линии и плоскости, которые могут пригодиться при создании или оформлении эскизов и схем), так и 3D-элементом, практически не имеющим ограничений в формообразовании: каждый подэлемент морфа (грань или ребро) можно редактировать отдельно.
Морф можно создать двумя способами:
1. Как самостоятельный элемент.
рус.: Конструирование → Инструмент Морф.
eng.: Design → Architectural Tools → Morph.
2. Путём преобразования в морф уже смоделированных элементов конструирования: стен, перекрытий, балок, колонн и других. Тогда, став морфом, они утратят привычные параметры настроек и редактирования.
Выбор элемента → правый клик → Преобразовать выбранное в Морф (Convert Selection to Morph)
или
Выбор элемента → Конструирование → Преобразовать выбранное в Морф (Convert Selection to Morph)
С его помощью можно моделировать сложные объекты с понятным конечным результатом: мебель, элементы благоустройства, фасадные панели. Ещё морфы хороши для эскизирования и поиска формы: это быстрый способ создать сложный объем, чтобы оценить жизнеспособность идеи.
В общем, с помощью морфов можно моделировать сложные криволинейные элементы, не прибегая к параметрическим инструментам. При этом, важно понимать две вещи. Во-первых, не стоит увлекаться этим способом моделирования без острой необходимости: большое количество морфов в проекте может заметно утяжелять файл и замедлить работу программы. Во-вторых, редактировать морф в ArchiCAD можно будет только вручную, в отличии от, например, Grasshopper, где формой объекта можно манипулировать с помощью изменения параметров.
Вот несколько простых алгоритмов работы с морфом — с картинками и пошаговыми инструкциями. В следующем выпуске разберём альтернативный инструмент для сложного формообразования в ArchiCAD — «Сложный профиль», а если всё-таки захотите разобраться с параметрикой, можно присмотреться к нашему курсу «ArchiCAD + Grasshopper».
Морф может работать по аналогии с профилем. Рассмотрим на примере такого шезлонга:
1. В любой фронтальной проекции (фасад или разрез) чертим замкнутый контур с помощью инструментов 2D-черчения.
2. Зажав клавишу «Пробел» (Волшебная палочка) создаем на основе контура морф геометрического варианта «Прямоугольный Параллелепипед».
3. Выбираем получившийся морф и, нажав клавишу F5, показываем его в 3D-окне и «выдавливаем» его на необходимую глубину.
Созданные и преобразованные морфы можно объединять, пересекать и вычитать друг из друга. Смоделируем вот такой стол:
1. По аналогии с прошлым примером моделируем столешницу, начиная с замкнутого контура в проекции плана.
2. С помощью инструмента «Колонна» (Column Tool) моделируем ножки стола.
3. Ножки преобразуем в морф.
4. Выбираем все морфы (и столешница, и ножки), объединяем:
рус.: Конструирование → Изменить Морф → Объединить.
eng.: Design → Modify Morph → Union.
5. При необходимости, можно сохранить получившийся предмет мебели как объект в библиотеку.
рус.: Файл → Библиотеки и Объекты → Сохранить выбранное как → Объект
eng.: File → Libraries and Objects → Save Selection as… → Object
С помощью морфа легко создавать тела вращения. В несколько кликов можно смоделировать колонны, капители, но сейчас рассмотрим еще один стол:
1. В любой фронтальной проекции (фасад или разрез) чертим замкнутый контур или профиль сечения с помощью инструментов 2D-черчения.
2. Зажав клавишу «Пробел» (Волшебная палочка) создаем на основе контура морф геометрического варианта «Поворот».
3. Выбираем ось вращения, затем в появившемся окне указываем угол поворота: 360 градусов.
Путем пересечения, вычитания и объединения разных элементов можно получать более сложные формы. Например такую уличную скамью.
1. Создаем стену необходимой длины, высоты и толщины, тиражируем на нужное нам количество копий и расстояние.
2. Преобразуем стены в морф, объединяем их.
3. В любой фронтальной проекции создаем замкнутый контур и морф на его основе, ограничивающий боковую проекцию будущей скамьи.
4. Пересекаем морфы.
5. Повторяем те же манипуляции, но из окна плана. Повторяем действия с пересечением.
6. Из фронтальной проекции формируем морф, сечение которого повторяет форму встроенной кадки, вычитаем созданный морф из основного. При операции вычитания тот объем, который будет удален, подсвечивается красным.
Это простейшие действия, с которых легко начать, но на самом деле возможности инструмента обширнее — подробнее почитать о них можно на портале Graphisoft.