Архитектурная графика: всё идёт по плану
Приёмы, примеры работ и ресурсы для вдохновения
Юлия Каптур, Джессика Нгуен
11.03.2020
Время чтения: 14 мин
Если работа над коллажем или любой другой иллюстрацией к проекту однозначно открывает большой простор для творчества, то создание чертежей часто кажется архитекторам сухой механической работой. Но это далеко не всегда так.
Юлия Каптур, архитектор и куратор направления Софт Культуры по работе с интерьерами, взялась инвентаризировать космическое многообразие способов подачи чертежей: систематизировала приёмы, собрала множество примеров, а в добавок составила небольшой список полезных ресурсов и блогов c интересной графикой — берите на вооружение!
Для создания и подачи планов можно использовать множество приёмов. В отличие от работы в архитектурных бюро, а тем более в крупных компаниях, которые как правило разрабатывают стандарты и шаблоны оформления чертежей для своих сотрудников — с утверждёнными цветами, штриховками и толщинами линий, работа над студенческими проектами или презентациями даёт гораздо большую свободу в выборе графического языка.
И все же то, как выглядит план архитектурного проекта, зависит в первую очередь от его назначения и того, какую информацию необходимо отразить на каждом конкретном чертеже: они будут отличаться по степени проработки, насыщенности деталями и информативности. В зависимости от функции чертежи можно разделить на четыре типа:
- план как инструмент
- план как акцент
- план как диаграмма
- план как иллюстрация
К выбору графических приёмов стоит стоит подходить серьезно и внимательно, так как способ оформления архитектурных планов влияет не только на внешний вид подачи, но и на восприятие идеи проекта в целом. Разберём каждый тип подачи на примере чертежей известных бюро.
В повседневной практике архитектора план — это рабочий инструмент, чаще всего его используют для донесения информации до строителей и заказчика. В таком случае задача плана — доступно и понятно передать суть проекта и зафиксировать его детали: расположение и размеры всех обьектов должны хорошо считываться, а лишние детали не должны создавать визуального шума.
Такие чертежи могут быть очень информационно-насыщенными, ведь на них важен каждый элемент. Чтобы элементы плана не сливались друг с другом и хорошо читались на чертеже, необходимо заранее разделить их на основные и второстепенные. Все элементы плана-инструмента должны соответствовать заданному масштабу, цветные элементы и детали чертежа не должны отвлекать внимание зрителя от ключевой информации.
Для создания такого плана-инструмента можно использовать следующие приемы:
Наиболее важные элементы чертежа легко выделить с помощью сплошных линий заметного цвета и/или с увеличеной толщиной. Второстепенные объекты, напротив, стоит обозначать в более тонких и светлых сплошных или пунктирных линиях — это позволит избежать визуального шума.
План-инструмент может быть выполнен и в линиях одной толщины и цвета, например, как планы бюро SAANA. Но работать с такими чертежами непросто: особое внимание нужно уделить масштабу аннотаций, размеру подписей и количеству деталей на плане.
Использование текстур, штриховок и цветных заливки облегчает восприятие плана, делает графику более понятной даже для неподготовленного зрителя. С их помощью ососбенно удобно выделять планировочные решения, заливая всю толщину стен на плане, или определенные зоны проекта, накладывая текстуры или штриховки на определенные области пола.
Основная цель в работе над таким планом — сделать графический акцент на одном из элементов чертежа (а значит и проекта). Что это может быть? Функциональные схемы, например, схема пола, схема расстановки несущих элементов конструкции или мебели. А также и более абстрактные схемы, например, когда нужно выделить ядро проекта или сделать акцент на симметрии планировки.
План-акцент может использоваться в рабочих материалах к проекту, когда нужно выделить область работ или показать границы использования отделочных материалов. Но особенно часто такой подход к оформлению чертежей применяется в презентации проекта, так как помогает выделить определённый элемент плана, важный для концепции проекта или для иллюстрации конкретного места в рассказе.
В работе над планом-акцентом можно выделить два основных приёма:
Графический акцент на одном из элементво чертежа можно создать за счет работы с цветом и толщиной линий, заливки определенных областей плана цветом, штриховками или текстурами. Выделять можно один или несколько элементов чертежа, не жертвуя при этом читаемостью других, более второстепенных деталей.
Такой приём часто используется при создании дополнительных схем в альбоме к проекту, например, плана пола или плана покраски стен.
Иногда в презентации проекта необходимо сделать акцент лишь на одном элементе плана. В таком случае чертеж может либо отображать лишь один элемент проекта, либо быть утрирован на столько, что превратиться в лаконичную схему — знак проекта, в котором другие детали скрываются специально.
Упрощённый план-символ можно использовать, напрмиер, для того, чтобы показать важный для концепции проекта рисунок расстановки несущих конструкций, необычные планировочные решения или форму пространства.
Цель плана-диаграммы — рассказать историю проекта, его легенду. Такие планы редко используются в альбомах с рабочей документацией, но они незаменимы при презентации концепции проекта или при анализе решений.
План-диаграмма может состоять из нескольких изображений и показывать разные стадии развития идеи. Такой чертеж как правило всегда сильно утрируют и упрощают. Другие же приёмы, используемые при создании диаграмм, зависят от их назначения:
Для для того, чтобы проиллюстрировать функциональное зонирование проекта или, например, квартирографию, используют как правило заливки цветом — часто с разными настрйоками прозрачности.
Чтобы рассказать об истории развития идеи, способе формообразования или возможных сценариях использования пространства, будут полезны приемы, которые в других типах планов оказываются скорее избыточными: крупные тексты, символы, стрелки, линии, а также элементы ручной графики.
План может стать полноценной проектной иллюстрацией, наравне с коллажами и визуализациями — наглядно проиллюстрирует идеи проекта, и доступно подаст информацию, в отличие от классического архитектурного плана, который неподготовленный зритель может не считать. В этом случае детали и узлы не важны, главное, чтобы считывалась только самая важная информация об объекте, стиль подачи был эффектным и соответствовал визуальному языку других иллюстраций.
При работе с планом-иллюстрацией любые приёмы хороши: использование текстур и стаффажа, теней, фильтров — фактически это приёмы создания коллажа. Многие архитекторы и бюро специально обрабатывают планы для портфолио или сайта, чтобы сохранить единую стилистику подачи.
Интересный приём подачи, характерный только для плана-иллюстрации — это сочетание плана с развёрткой, напоминающей развертку макета или декорации. Такое изображение не может использоваться как полноценный план или полноценная развертка, но графически создается интересный эффект — план дополняется объемом.
Графические приёмы оформления планов не универсальны, и выбрать подходящий можно только лишь чётко определив назначение чертежа и сценарий презентации проекта. Ведь то, что уместно в плане-иллюстрации, может стать визуальным шумом в плане-инструменте.
Насмотренность, наблюдение за тем, как делают другие, коллекционирование хороших (а иногда и плохих) примеров помогают быстрее и легче сориентироваться в море возможностей, отсечь лишнее и выбрать наиболее подходящий для каждого конкретного случая визуальный язык.
Ниже — подборка ресурсов для вдохновения от архитектора и куратора направления Софт Культуры по работе с интерьерами Юли Каптур:
The Best Architecture Drawings — ежегодная подборка лучшей графики от портала ArchDaily. Сюда попадают работы разных направлений: от планов до коллажей и ручной графики. Каждый проект можно рассмотреть отдельно, а также сравнить проектные материалы с реализованными объектами.
Socks Studio — онлайн-журнал, который курируют итальянские архитекторы Mariabruna Fabrizi и Fosco Lucarelli. Основное направление журнала — поиск неординарных исследований в области архитектуры и дизайна. Это могут быть статьи или рецензии, работы кураторов архитектурных выставок, отрывки из книг и эссе. Помимо текстов здесь можно найти много редких проектов и исторических документов.
Hidden Architecture — журнал и атлас архитектуры с редкими и периферийными проектами, которые по каким-то причинам не оказались в учебниках архитектуры или в популярных архитектурных журналах, но все-таки заслуживают внимания профессиональной аудитории.
Detail — немецкий журнал, в котором публикуются международные архитектурные проекты и особое внимание уделяется проектным материалам: деталям и узлам. Также, в каждом выпуске исследуются используемые материалы.
Tatlin Plan — журнал, в котором каждый выпуск посвящен одному проекту. Можно посмотреть полный набор графических материалов, включая планы, разрезы и детали. Выпуски посвящены проектам, реализованным на территории России. Например, проекту Главного Штаба Эрмитажа в Санкт-Петербурге, или проекту реконструкции здания «Известий» в Москве.
Tatlin Archive — монографии, посвященные историческим проектам, в которых помимо историй создания и подробного разбора проекта можно найти архивные фотографии, чертежи и визуализации. Например, один из выпусков был посвящен исторической территории Хлебозавода №9 в Москве, или ЦПКиО им. В. Маяковского в Екатеринбурге.
Graphic Anatomy — книга студии Atelier Bow-Wow, которая славится своими графическими материалами. Кстати, в нашем блоге был отдельный материал с переводом фрагмента этой книги!
Supraorder — авторский проект архитектора Иньяки Харостеги о симметрии и паттернах. Это визуальное исследование графики планов, основанных на изотропных системах1. К каждому посту автор указывает, что на его взгляд становится основой ритма или симметрии каждого из проектов — например, ритмичный периметр, матрица элементов или рисунок колонн.
Architectureonpaper — блог об архитектурной графике, где основное внимание уделяется коллажной подаче и визуализациям, но есть интересные примеры с графикой планов и разрезов. Здесь можно найти студенческие проекты и материалы как молодых, так и известных бюро.
The Beauty of Plan — название этого блога говорит само за себя. В этом проекте исследуется графика планов и способы построения плана. Каждую неделю — новая тема, относительно которой собираются примеры, например: «Связанные элементы», «Круг» или «Органические формы».
Notional Archive — небольшой и лаконичный по подаче проект, который напоминает шпаргалку студента к экзамену по истории архитектуры. Здесь собраны примеры классических проектов со всего мира, преимущественно планы. Внимание автора сконцентрировано на визуальной эстетике, а подписи к проектам часто ограничиваются именем архитектора или названием проекта.
A Series of Rooms — исследование архетипов жилья. Здесь собраны образы жилого пространства во всех проявлениях — реализованные проекты и концепции, художественные проекты, примеры из искусства и кино. Кураторы проекта — архитекторы бюро Bonell+Dòriga.
Square Spaces — небольшой проект, который идеально вписывается в формат Instagram. Авторы проекта, архитекторы Анна Дессинг и Гийем Алой, собирают примеры планов, которые вписываются в квадрат.