Архитектурный конкурс Archasm
Инструкция для участников и история победителей из России
Алёна Шляховая, Мария Малыгина
10.06.2020
Время чтения: 7 мин.
Участие в конкурсах — хорошая возможность для архитектора поупражняться в гибкости ума и оригинальности подачи проекта, высказаться на актуальные для профессионального сообщества темы и узнать, чего ты стоишь на международной арене. А победа нередко оказывается отличным инструментом карьерного роста.
Рассказываем о конкурсной платформе Archasm: ее особенностях, условиях участия в конкурсах и о том, что ждёт победителей — на примере российских архитекторов, вышедших в финал одного из конкурсов Archasm в 2019 году.
→ О других важных конкурсах читайте в подборке.
Archasm — платформа для самовыражения и состязания лучших идей среди архитекторов, дизайнеров, инженеров: студентов и профессионалов со всего мира, принадлежащих к разным сферам деятельности и обладающих разным уровнем образования. Признание и продвижение талантов — одна из главных целей Archasm.
Платформа основана в 2014-м году тремя выпускниками Чандигархского архитектурного колледжа (Chandigarh College of Architecture): «Archasm — это сокращение от “architectural orgasm”. Мы хотели, чтобы люди чувствовали и испытывали огромное удовольствие от генерации идей».
Платформа сотрудничает со множеством архитектурных журналов, блогов и веб-сайтов: E-architect, Archilovers, Archi.ru, Arqoo и многие другие широко освещают работы участников на своих порталах.
Состав жюри меняется от конкурса к конкурсу, но каждый раз состоит, как правило, из 3—4-х архитекторов. Так, например, конкурс Schools Without Classrooms оценивали Эйке Беккер (Eike Becker Architekten, Берлин), Матиас Малчоу (Designyougo, Берлин), Адриан Уэлш (редактор e.architects.com, Лондон).
Темы всех конкурсов Archasm разные, но всегда посвящены работе с определённой типологией зданий или городских пространств: павильоны, музеи, парки и т.д.
В течение года на платформе проводится 3–4 конкурса. Даты запуска и сроки сдачи проекта всегда разные, но на разработку каждого из них участникам отводится от 3-х до 5-ти месяцев.
Конкурсы Archasm открыты для участия и профессиональных архитекторов, и студентов архитектурных, инженерных и дизайн-факультетов. Над проектом можно работать в одиночку или группой до 3-х человек — междисциплинарные команды приветствуются. Организаторы не ставят жёстких возрастных ограничений для конкурсантов, но если вам ещё нет 18-ти лет, то в команде с вами должен быть хотя бы один совершеннолетний участник.
Для участия в конкурсе необходимо пройти платную регистрацию на сайте Archasm. Подать заявку можно вплоть до последнего дня проведения конкурса, а взнос оплатить через сервис PayPal: с момента объявления темы и до середины срока, отведённого на выполнение работы, цена регистрации составляет 60 €, после — 80 €.
С заданием к каждому конкурсу платформы можно ознакомиться на официальном сайте Archasm — брифы доступны бесплатно ещё до прохождения регистрации.
У каждого конкурса есть определённое место проектирования — данные об участке, а также информация об истории и культуре места входят в задание на конкурс наравне с описанием миссии конкурса и требованиями к проекту.
Подача проекта может включать в себя всё, что автор считает нужным и достаточным для объяснения идеи проекта: наброски, схемы, визуализации, чертежи и фото макетов. Из обязательных требований: формат финального планшета — обязательно 1 горизонтальный лист формата A1. Также обязательно наличие небольшого поясняющего текста (около 250 слов или 1600 знаков) на английском языке.
Конкурсы Archasm предусматривают 3 призовых места, обладатели которых получают денежное вознаграждение. Суммарно призовой фонд каждого конкурса составляет 200 000 рупий (около $2 800) и делится между призовыми местами в соотношении: 100 000 — для первого места, 60 000 — для 2-го и 40 000 — для 3-го места1.
Ещё 10 работ, вышедших в финал, публикуются на сайте конкурса и платформах партнёров наряду с победителями, но их авторы не получают гонорар, ещё 50 работ публикуются лишь на сайте самого Archasm.
К сожалению, нет.
В 2019 году первую премию в конкурсе Pop Up Bazaar Istanbul получила команда молодых архитекторов — Стефания Елица, Иван Максимов и Владислав Капустин, преподаватель курсов «SketchUp. С азов до V-Ray» и «SketchUp + V-Ray. Концептуальный рендер». Годом ранее ребята заняли второе место в конкурсе Waste: Multi-Purpose Stadium (он проводился на платформе Arch Out Loud).
В архитектуре, как и в любой другой деятельности, есть рутина: проекты бывают долгими, бывает слишком много механической работы. А конкурсы отличаются от обычной практики своим темпом и тем, что они всегда про яркую идею, красивые изображения и захватывающий текст. Это возможность над чем-то подумать и высказаться.
Прежде чем приступить к проекту, мы всегда стараемся сделать хорошее исследование, разобраться в контексте проектирования и в сути поставленных брифом задач. После этого стараемся найти форму и представить самые важные изображения будущего проекта. Дальше мы переходим к формату сдачи материалов, начинаем придумывать финальную композицию подрамника. Важно делать всё это хотя бы недели за две до сдачи. Параллельно с этим мы пишем и совершенствуем текст в течение всего конкурса.
Для меня конкурс — это ещё и путешествие. В процессе проектирования очень сильно погружаешься в контекст новой страны, города и места, и потом остаётся ощущение, что ты как будто в течение нескольких месяцев лично был в другом месте и что-то там делал.
После завершения конкурса всегда понимаешь, что стал смотреть на вещи по-другому, что ты изменился — это самое ценное, и неважно, выиграл ты или нет. Победа — это, конечно, радостно, но самые ценные конкурсы — те, в которых ты проиграл. Именно проиграв — возможно, за счёт стресса, — ты больше всего учишься, пытаешься разобраться, что же ты сделал не так, и что сделал победитель.
→ О других важных конкурсах читайте в подборке.