Меню

Упражнение: проектируем как модернисты

Часть 1. Ле Корбюзье, Терраньи, Аалто

Александр Острогорский

01.04.2024

Время чтения: 8 мин

Курс «Кейс-стади: архитектура модернизма» построен вокруг двух главных тем: о чем думали знаковые архитекторы эпохи, и как они проектировали. Со вторым интересно разбираться не только в анализе, но на практике — самому пробовать следовать их методам.

Именно поэтому, кроме лекций и совместной работы во время занятия, участникам курса предлагаются еще и домашние задания. Они не обязательные, но помогают глубже понять тему. Три из них показываем вам сегодня. В курсе их теперь не будет, конечно!  

→ Ле Корбюзье
→ Джузеппе Терраньи
→ Алвар Аалто

«Поэма своего угла»: Ле Корбюзье

«Поэма прямого угла» — не здание, а «книга xудожника», литературно- художественное произведение. Это серия картинок, которые сопровождаются текстом, и посвящена поэма  размышлениям о том, как человек взаимодействует с пространством, природой и социумом. «Поэма» была издана небольшим тиражом в 1955 году. 

Структура этого произведения была тщательно продуманной. Материал делился на темы: «Пространство», «Дуx», «Тело» и так далее, каждой теме был присвоен свой цвет — зеленый, синий, лиловый… Материалы должны были читаться не как книга, а раскладываться в определенном порядке, чтобы получился, как это называл Ле Корбюзье, иконостас. Все эти элементы — поэтические, цветовые, смысловые — были особым способом Ле Корбюзье размышлять об отношениях с пространством, о том, как может работать архитектура.

  • Разворот из «Поэмы прямого угла», 1955  
  • Капелла Нотр-Дам-дю-О, 1955. Ле Корбюзье  
  • Разворот из «Поэмы прямого угла», 1955  
  • Капелла Нотр-Дам-дю-О, 1955. Ле Корбюзье  
  • Разворот из «Поэмы прямого угла», 1955  
  • Монастырь Сент-Мари-де-ла-Туретт, 1961. Ле Корбюзье  
  • Разворот из «Поэмы прямого угла», 1955  
  • Реплика павильона Esprit Nouveau в Болонье. Дизайн Ле Корбюзье и Пьер Жаннере, 1925  
  • Разворот из «Поэмы прямого угла», 1955  
  • Вилла ла Роша в Париже, 1923. Ле Корбюзье  
  • Разворот из «Поэмы прямого угла», 1955  

 В этом упражнении мы предложили участникам пойти в обратную сторону: отталкиваться от угла, от фрагмента пространства, который они хорошо знают, в котором чувствует энергетику, комфорт или вдоxновение. Это пространство следовало тщательно изучить и измерить, описать его границы, зафиксировать в чертеже, наброске или в серии фотографий. После чего выделить в пространстве главные элементы и поразмышлять: с чем они связаны у слушателей курса, что они значат друг для друга, как складываются в одну систему. И потом собрать все эти наблюдения в «Поэму своего угла».

Рационализация: Джузеппе Терраньи и другие итальянские рационалисты

Проектам представителей итальянского рационализма была свойственна сложная структурная динамика, которая видна только при тщательном анализе и соотнесении планов и разрезов — чем мы и занимались на занятии. Но узнать рационализм можно и по ритмам фасадов: пропорции окна, глубина и угол откоса, материалы и геометрия рам, дополнительные элементы, которые создают новые ритмические уровни, балконы, дверные проемы, лоджии, терраса… 

В этом задании мы предложили участникам курса  «рационализировать» какое-либо здание. Но если обычно под рационализацией подразумевают упрощение, то здесь — скорее наоборот: нужно так видоизменить существующий фасад, чтобы он органично вписался в рационалистический канон. Для работы можно было выбрать любое здание — чем проще, тем лучше, чем «скучнее» фасад — тем ярче будут результаты его рационализации. 

Первый шаг — изучение всех элементов, из которых складывается графика фасада. Второй — анализ структуры: вертикалей и горизонталей связей, их связи со структурой здания. Есть ли части этой структуры, которые можно было бы подчеркнуть, выделить? Теперь можно приступать к рационализации: придумывать новый рисунок фасада, подчеркивая отдельные детали, добавляя объем, новые слои! 

  • Фасад Casa del Fasсio в Комо, 1936. Джузеппе Терраньи  
  • Фасад жилого здания в Милане, 1954-1957. Луиджи Фигини, Гино Поллини  
  • Дом студентов в Генуе, 1933-1935. Марио Анджелини, Марио Браччиалини  
  • Палаццо Терраньи в Лиссоне, 1938-1940. Джузеппе Терраньи  
  • Палаццо Терраньи в Лиссоне, 1938-1940. Джузеппе Терраньи  
  • Вилла Бьянка в Севесо, 1937. Джузеппе Терраньи  
  • Жилой дом в Комо, 1928. Джузеппе Терраньи  
  • Фасад виллы Бьянка в Севесо, 1937. Джузеппе Терраньи  

Интуитивное через деталь: Алвар Аалто

Аалто на своих эскизах изображает планы, разрезы и виды в перспективе, за ними следуют детали. Он говорил так: «…я начинаю рисовать в манере, близкой к абстрактному искусству. Руководствуясь одним своим инстинктом… в конце концов прихожу к главному замыслу, некой универсальной субстанции, с помощью которой могут быть решены многочисленные спорящие между собой подзадачи». По его эскизам можно увидеть, как его завораживали линии — как выражение движения, как сетки, как извилистые волны, как проявления природы. 

Участникам курса мы предложили исследовать эту связь: интуитивного и логического, детали и целого. Задание предлагало выбрать знакомое или новое здание, и сфокусироваться на детали. Начать можно было с анализа функции и размеров, фиксации наблюдений в эскизах. Далее, можно было бы представить себе, что все, что мы знаем о здании — это только эта деталь, как бы изолировать ее от всего остального. 

После этого попробовать снова нарисовать деталь, но по памяти и опираясь только на интуицию. Желательно использовать мягкий карандаш или уголь, что позволяет создавать более форму с большим количеством нюансов. Продолжая размышлять об этой детали и ее свойствах, в следующей серии рисунков попытаться представить себе здание целиком. А потом сравнить — как получившийся рисунок отличается от здания, деталь которого мы изучали?

  • Скетчи для нереализованного проекта ратуши в Марле, 1957. Алвар Аалто  
  • Скетчи для нереализованного проекта ратуши в Марле, 1957. Алвар Аалто  
  • Скетчи для проекта оперного театра в Эссене, 1959. Алвар Аалто  
  • Скетчи для нереализованного проекта дома в Кастроп-Раукселе, 1965. Алвар Аалто  
Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.