Cut Out Art: люди для коллажа

Персонажи с картин Дэвида Хокни

Юля Хомутская, Джессика Нгуен

08.04.2020

Время чтения: 13 мин

Архитекторы многое заимствуют у художников: в коллажах к архитектурным проектам часто можно увидеть фрагменты известных картин и фотографий, а в визуализациях — узнать прямые отсылки к знаковым произведениям искусства. Не удивительно. Художественные приёмы, подсмотренные у классиков и современных художников, делают подачу проекта более выразительной.

В серии материалов Cut Out Art кураторы и преподаватели Софт Культуры рассказывают о том, где сами ищут вдохновение для подачи проектов, и делятся коллекцией людей, предметов и растений, вырезанных из любимых произведений искусства. В этом выпуске архитектор и преподаватель дистанционного курса «Photoshop. Визуализация против коллажа» Юля Хомутская рассказывает о художнике Дэвиде Хокни и делится подборкой персонажей, вырезанных из его картин.

Скачать коллекцию людей для коллажа в формате PNG

Дэвид Хокни — культовый британский художник, ключевая фигура поп-арта и самый дорогой художник современности. Большинство архитекторов знакомо с художником благодаря персонажам с его картин: яркие угловатые фигуры человечков часто используют при создании коллажей к архитектурным проектам.

Portrait of an Artist (Pool with Two Figures), 1972                                                                                                                                

Работы Хокни обрели популярность ещё во времена свингующих 1960-х, но несмотря на модные тенденции того времени, художник никогда не переходил на сторону концептуального искусства — он продолжал писать картины и очень практически подходил к приёмам создания изображений.

Сегодня Хокни продолжает активно работать. Несмотря на успех он никогда не останавливается в своём творческом развитии и постоянно пробует новое: почти за 70 лет художник успел попробовать себя в живописи, сценографии, фотографии, коллаже, принтах — и даже серии картин, созданных с помощью факса, а сейчас Хокни рисует на iPad во время прогулок.

В работах Хокни много выразительных объектов: растений, мебели и предметов декора. Почему же именно люди стали так популярны у архитекторов и дизайнеров? Попробуем разобраться на примере раннего и позднего периодов творчества художника, когда он особенное внимание уделял написанию людей, — 1960-х и в 2010-х, — а также изучим художественные приёмы, полезные для создания архитектурного коллажа.

1960–1970

Ещё в юности Дэвид Хокни устраивал настоящие забастовки, заставляя белеть и так седые головы уважаемых профессоров Лондонского Королевского художественного колледжа. Хокни категорически отказывался писать дипломную работу, утверждая, что художники созданы, чтобы творить, а писаниной пусть занимаются другие. В этом споре он одержал победу — Хокни убедил комиссию в своей правоте, а позже весь остальной мир в своей гениальности.

После обучения в 1964 году художник переехал из Лондона в солнечную Калифорнию, где стал знаменитым благодаря серии картин, посвящённой роскошной жизни в домах с ярко-голубыми бассейнами. На одной из самых знаменитых картин Хокни А Bigger Splash (1967) запечатлён момент прыжка в воду — на картине нет людей, но по всплеску воды можно считать присутствие человека. Такая же идея прослеживается в Lawn being sprinkled (1967) — на картине нет хозяев дома, но пространство выглядит обитаемым. Однако на других картинах этой серии трудно уловить характер персонажей — их образы упрощены, они погружены в глубь бассейна и являются такой же частью композиции, как окружающие объекты.

  • А Bigger Splash, 1967  
  • Lawn being sprinkled, 1967  
  • Peter getting out of the Nick's pool, 1966  
  • Portrait of Nick Wilder, 1966  

Хокни исследовал пейзажи взглядом фотографа, даже сама форма его картин напоминает полароидные снимки. Художника увлекала идея остановки в моменте, который невозможно детально рассмотреть в реальной жизни, поэтому он медленно и кропотливо очерчивал каждую каплю воды. Сходство с фотографиями также даёт фронтальное отображение объектов, которое делает изображение плоским.

В этой серии картин отсутствует перспектива, а композиция построена на разнице в масштабе объектов, ритме вертикалей и крупном переднем плане, который позволяет почувствовать объём пространства. Все эти приёмы можно применять и в архитектурных коллажах.

В конце 1960–х Хокни начинает серию двойных портретов. Художник с самого начала отказывается от коммерческих заказов и пишет исключительно портреты близких и друзей: художников, писателей, коллекционеров. На огромных полотнах герои изображены практически в полный рост. В этой серии заметно, насколько более детальными становятся изображения людей, несмотря на то, что Хокни сохраняет упрощённую стилистику.

  • American Collectors (Fred and Marcia Weisman), 1968  
  • Christopher Isherwood and Don Bachardy, 1968  
  • Mr and Mrs Clark and Percy, 1970  

Основное внимание Хокни уделяет позам — через них он передаёт отношения между героями. Объекты и пространство также раскрывают характеры людей: каждому из них соответствует определённый предмет. И объекты, и люди в этих картинах выстраиваются в тщательно сбалансированную композицию. Передний план занимает до половины изображения и становится самым насыщенным — в нём ного объектов и деталей.

Во всех работах 60-х Хокни использует яркие и насыщенные акцентные цвета: в основном это голубой, зелёный, жёлтый и розовый, а также их оттенки. Акцентные цвета, как правило, выделяют воду, небо, траву, людей и ключевые композиционные объекты, остальные предметы имеют приглушённые, землистые и пастельные тона. Такие цветовые решения отлично работают и в архитектурных коллажах: сочетания спектральных и смешанных цветов будет полезно позаимствовать с любой из картин Хокни.

2010–2020

Хокни настолько полюбил Калифорнию, что прожил там ещё 30 лет, но в начале нулевых он вернулся домой и 8 лет писал пейзажи родного Йоркшира. После успешной выставки в Royal Art Museum в Лондоне с художником случилась череда ужасных событий: сначала инсульт и частичная потеря слуха, а после — трагическая смерть одного из ассистентов. Хокни решил вернуться в Лос-Анджелес летом 2013–го года, а вместе с этим в его творчество вернулись яркие и насыщенные цвета.

После пережитой трагедии интерес к написанию портретов вернулся к художнику с новой силой. Героем первого портрета стал Жан-Пьер Гонсалвеш де Лима — главный ассистент студии. Хокни запечатлел его сидящим на стуле: он согнулся, в отчаянии обхватив голову руками. Позже Хокни признался, что эта картина отражает и его состояние. Хокни написал ещё 81 портрет и один натюрморт — в 2016–м году эти картины были выставлены в Royal Academy of Arts в Лондоне.

  • Jean-Pierre Gonçalves de Lima, 2013  
  • Rita Pynoos, 2014  
  • Frank Gehry, 2016  

В то же время Хокни пишет серию работ Dancers — оммаж знаменитой картине Матисса «Танец» (1910). Хокни создавал эту серию, наблюдая за реальной хореографической труппой — он проводил очень много времени в танцевальной студии, чтобы точнее передать движения и характер каждого персонажа. Хокни, как и Матисс, использует основные цвета, но более детально прорабатывает каждого персонажа.

Идея динамики увлекала художника — это угадывается не только в движениях персонажей, но и в попытке отразить перемещение зрителя по пространству картины. Ещё в 1980-x Хокни собирал коллажи из множества кадров, которые фотографировал, передвигаясь в пространстве или вокруг объекта — от этого ощущение перспективы искажалось. Хокни называет это «обратной перспективой» и использует этот приём в своих пейзажах и портретах — это особенно заметно по трапецевидному столу в серии картин Card Players.

В картинах последнего десятилетия у Хокни отсутствует привычная перспектива, детализированное окружение и практически отсутствуют какие-либо предметы — основой композиции и главной темой для исследования в картинах художника становятся именно люди. Через движения, эмоции и позы своих персонажей Хокни рассказывает целые истории, а благодаря их масштабу и расположению на картине зритель может считать глубину пространства.

  • The Dancers III, 2014  
  • The Group XI, 2014  
  • The Group VII, 2014  
  • Card players #2, 2014  

Для подачи архитектурных проектов фигуры людей часто важнее других элементов стаффажа: именно они помогают раскрыть сценарии, заложенные в проект, и наполнить подачу желаемым характером, создать впечатление от проекта.

В картинах Дэвида Хокни можно найти персонажей в самых разных позах — они выглядят современно и вписываются в любой коллаж. Но сегодня они стали слишком популярны среди архитекторов и дизайнеров интерьера: одних и тех же персонажей можно встретить во множестве архитектурных коллажей, которыми полон интернет — особенно ресурсы, специализирующиеся на архитектурной графике. Студенты, молодые архитекторы и множество бюро по всему миру используют героев Хокни для подачи очень разных проектов, и к сожалению, это не всегда выглядит уместно. Ещё реже — оригинально.

Использование художественных приёмов, уже успевших стать мейнстримом, требует от автора коллажа особого мастерства и остроумия: это верно и для заимствования героев с картин Дэвида Хокни. Будьте осторожны и помните, что главный аргумент в пользу любого из художественных приёмов, доступных архитектору при создании коллажа, — его уместность и соответсвие концепции проекта.

Скачать коллекцию людей для коллажа в формате PNG

Champs des Miràcles Lausanne, 2016. Архитекторы: fala atelier                                                                                                                                

Пожалуйста, подождите...