Меню

Cut Out Art: люди для коллажа

Персонажи и пространства с картин Эдварда Хоппера

Влад Капустин, Алёна Шляховая

06.07.2020

Время чтения: 10 мин

Архитекторы многое заимствуют у художников: в коллажах к архитектурным проектам часто можно увидеть фрагменты известных картин и фотографий, а в визуализациях — узнать прямые отсылки к знаковым произведениям искусства. Не удивительно: художественные приёмы, подсмотренные у классиков и современных художников, делают подачу проекта более выразительной.

В серии материалов Cut Out Art кураторы и преподаватели Софт Культуры рассказывают о том, где сами ищут вдохновение для подачи проектов. В этом выпуске архитектор, автор и преподаватель курса «SketchUp + V-Ray. Концептуальный рендер» Влад Капустин рассказывает о художнике Эдварде Хоппере, а мы делимся подборкой персонажей, вырезанных из его картин.

Скачать коллекцию людей для коллажа в формате PNG

Эдвард Хоппер — один из важнейших художников XX века. Его работы повлияли на популярную культуру и визуальный язык современного искусства: отсылки к одним можно увидеть в «Симпсонах» (18-й эпизод 8-го сезона: Homer vs. the Eighteenth Amendment, 1997), сюжеты других воссоздаются в конструкторе Lego, а в 2005 году Бэнкси1 написал картину “Are you using that chair”, почти прямо цитируя картину «Полуночники» (англ. Nighthawks) Хоппера.

Полуночники (англ. Nighthawks), 1942                                                                                                                                

Картины Хоппера, написанные масляными красками, удивительно близки современным архитектурным визуализациям и коллажам: и те, и другие изображают прежде всего портрет пространства, и только потом — портрет человека в нём.

Чистота и архетипичность изображаемых пространств, строгость линий и интенсивности цвета, динамики кадра и продуманности деталей — архитекторам явно есть чему поучиться у художника. Но картины Эдварда Хоппера оказали влияние на современную культуру архитектурной подачи не только за счёт своих формальных качеств: за последние 5–10 лет персонажи, созданные художником, стали одними из самых распространенных героев в архитектурных коллажах.

Основная тема творчества Хоппера, которая и принесла ему успех, — тема одиночества человека в большом городе. Свою самую известную картину, которая транслирует это настроение — «Полуночники» — Хоппер написал в 1942 году. В ней же объединены основные черты визуального языка художника — хороший пример для анализа и для того, чтобы разобраться со всем по порядку.

Повседневное и типовое

Эдвард Хоппер любил выбирать для своих сюжетов заурядные места, на его картинах царит повседневность: окна, стены комнат, углы и фрагменты зданий, улицы. Ничто из этого — не конкретное место, не уникальное здание, всё — собирательный образ, архетип подобных мест.

«Полуночники» изображает самую обыкновенную ночь, показывает момент из жизни типичной нью-йоркской закусочной. Но типичная закусочная синтезирована из нескольких реальных мест Нью-Йорка: одним из основных прототипов стала закусочная на улице Гринвич-Виллидж, находившаяся неподалёку от дома художника, другим — «нос» Флэтайрон билдинг.

Цветочный магазин и закусочная на улице Гринвич-Виллидж (слева) и витринна Флэтайрон билдинг (справа), Нью-Йорк
Цветочный магазин и закусочная на улице Гринвич-Виллидж (слева) и витринна Флэтайрон билдинг (справа), Нью-Йорк                                                                                                                                

Внутреннее и внешнее

Основой картин Хоппера часто служила пластическая идея — композиция, ритм, динамика, пропорция и глубина изображения. Пространственный сюжет «Полуночников» распространён и в других картинах художника: это пространство с большим витринным стеклом, за которым виден интерьер, основное действие картины при этом сосредоточено внутри, вокруг некого объёма.

Эдвард Хоппер редко показывал в своих картинах стекло как непроницаемый материал. Напротив, он дематериализовал витрину или окно, разрушая барьер между внутренним и внешним пространством, усиливая связь между улицей и интерьером.

слева: Офис в маленьком городе (англ. Office in a Small City), 1953; справа: Солнечный свет в кафетерии (англ. Sunlight in a Cafeteria), 1958
слева: Офис в маленьком городе (англ. Office in a Small City), 1953; справа: Солнечный свет в кафетерии (англ. Sunlight in a Cafeteria), 1958                                                                                                                                

Другой эффект, возникающий вследствие такой дематериализации — эффект наблюдения или кинематографичности: персонажи картин становятся похожи на актёров в кино.

Хоппер и сам любил кино, даже его эскизы и подготовительные рисунки к картинам похожи на раскадровки к фильмам. Но и работы Хоппера оказали влияние на многих режиссеров и операторов, в частности на Альфреда Хичкока. В 2013 году даже вышел фильм «Ширли: образы реальности» (“Shirley visions of reality”, 2013) — в нём истории из жизни вымышленной актрисы Ширли рассказаны в 13-ти картинах Эдварда Хоппера.

Композиция, кадр и план

Хоппер кадрировал свои сцены так, что даже банальные, скучные сюжеты в его картинах обретают новую динамику. Композиция и чёткое деление картины на планы помогает подчеркнуть форму одного объекта или детали и не перегружать при этом оставшуюся поверхность картины избыточной информацией.

В «Полуночниках» легко выделить три основных плана — они последовательно накладываются друг на друга, как слои. Первый — тротуар и фасад закусочной — не является главным и не наполнен деталями. Второй и главный — внутреннее пространство закусочной: здесь расположены персонажи и детали, раскрывающие основную смысловую часть картины. Сам интерьер закусочной изображен простым и минималистичным, а персонажи и детали быта прорисованы гораздо детальнее. Третий план — фасады окружающих зданий: за одной из витрин виднеется стойка с кассой, в других угадываются очертания и силуэты предметов, но они оставлены недосказанными, находятся в полумраке и не привлекают внимания зрителя.

Схема планов картины Эдварда Хоппера «Полуночники» (1942). Составил Влад Капустин
Схема планов картины Эдварда Хоппера «Полуночники» (1942). Составил Влад Капустин                                                                                                                                

Цвет и акценты

Важная особенность стиля Эдварда Хоппера — яркие цвета: в начале своего творчества художник подражал импрессионистам. Часто именно цвет в работах Хоппера помогает сфокусировать внимание зрителя на персонажах и важных деталях картины.

Цветовая гамма «Полуночников» построена на трёх основных цветах: красном, жёлтом и зелёном. Цвета расположены относительно друг друга по принципу контраста: светло-жёлтый — рядом с тёмно-синим, красно-коричневые тона — на тёмно-зелёном фоне.

Красно-коричневая барная стойка — ключевой элемент композиции. Это подчеркивают и контрастные по отношению к ней лимонно-жёлтые стены интерьера закусочной, и холодный белый оттенок одежды бармена, и такого же цвета посуда на стойке. Близость цветов посуды и формы бармена как бы намекает, что и то, и другое — элементы сервиса.

Цветовая схема картины Эдварда Хоппера «Полуночники» (1942). Составил Влад Капустин
Цветовая схема картины Эдварда Хоппера «Полуночники» (1942). Составил Влад Капустин                                                                                                                                

Двое мужчин, сидящих за барной стойкой, изображены в тёмно-синей одежде и почти сливаются с фоном улицы. Только их лица подсвечены контрастным оранжевым цветом, и это делает их чуть менее обезличенными.

Самый уникальный цвет картины — малиново-розовый цвет женского платья. Женщина — визуальный центр картины и точка наибольшего контраста: здесь сходятся тёмно-синий фон улицы, малиново-розовый цвет платья и лимонно-жёлтый цвет стены закусочной.

Детали и персонажи

Картины Хоппера насыщены деталями неравномерно. Архитектуру художник всегда показывал минималистично — ровными линиями, крупными и чистыми геометричными пятнами. Людей же и предметы быта он прописывал более детально, порой почти с фотореалистичной точностью — за счёт этого они всегда становятся главным акцентом, притягивающим внимание зрителя.

В сериях подготовительных рисунков Хоппера виден тщательный и долгий отбор: он множество раз прорисовывал все объекты. Таким образом художник как будто проектировал свои картины: синтезировал образы, подбирал детали, выставлял свет, находил выгодный ракурс, искал масштаб и размер.

Эскизы Эдварда Хоппера к картине «Полуночники», 1942
Эскизы Эдварда Хоппера к картине «Полуночники», 1942                                                                                                                                

Все персонажи картин Эдварда Хоппера, как правило, изображены неподвижными: спокойными, задумчивыми, застывшими в пустом пространстве. Их позы естественны и привычны: они воплощают собирательный образ человека в таком же собирательном образе “обычного” пространства — идеальный стаффаж для архитектурных подач — не удивительно, что столь часто цитируемый.

Скачать коллекцию людей для коллажа в формате PNG

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.