Меню

Cut Out Art: Растения для коллажа

Тропические растения с картин Анри Руссо

Джессика Нгуен

19.02.2020

Время чтения: 4 мин

Архитекторы многое заимствуют у художников: в коллажах к архитектурным проектам часто можно увидеть фрагменты известных картин и фотографий, а в визуализациях — узнать прямые отсылки к знаковым произведениям искусства. Не удивительно. Художественные приёмы, подсмотренные у классиков и современных художников, делают подачу проекта более выразительной.

В серии материалов Cut Out Art кураторы и преподаватели Софт Культуры рассказывают о том, где сами ищут вдохновение для подачи проектов и делятся коллекцией людей, предметов и растений, вырезанных из любимых произведений искусства. В этом выпуске рассказываем о тропических растениях с картин Анри Руссо.

Скачать коллекцию растений для коллажа в формате PNG

Сон (1910)                                                                                                                                

«Руссо – совершенство наивного образа жизни», — говорил Пикассо.

Анри Руссо — французский живописец, культовая фигура примитивизма конца XIX века. Его непринуждённый стиль привлёк внимание всего парижского авангарда: произведения художника высоко ценили его друзья и коллеги — Поль Синьяк, Одилон Редон, Камиль Писсаро, Поль Гоген и Винсент Ван Гог.

Тем не менее сам Руссо всегда стремился писать в реалистичной манере — бывало, даже измерял героев своих портретов складным метром. Страсть художника к реализму родилась вовсе не в стенах академии — Анри Руссо никогда не учился в школе искусств и начал свой творческий путь уже в зрелом возрасте. В то время Руссо работал на таможне, но часто приносил с собой мольберт и увлечённо рисовал прямо на рабочем месте, а в свободное время ходил в Лувр и писал копии картин великих мастеров.

Среди его современников было немало и тех, что недооценивали наивную манеру Руссо. В художественных кругах за ним закрепилось насмешливое прозвище — Le Douanier (с фр. — «таможенник»), а признание пришло к художнику ближе к 50-ти годам, после участия в нескольких независимых выставках.

  • Заклинательница змей (1907)  
  • Спящая цыганка (1897)  
  • Война (1894)  

Самая узнаваемая черта картин Руссо — большие причудливые растения.

Пейзаж часто играет центральную роль в картинах художника: даже в работе над портретами он начинал с того, что очерчивал контуры фигур, а затем кропотливо работал над окружением героев, возвращаясь к портретной части лишь в последнюю очередь. Руссо даже говорил, что изобрел новый жанр — «портрет-пейзаж». С помощью элементов пейзажа художник стремился раскрыть образы героев, наделяя каждое растение уникальным смыслом (который, однако, не всегда совпадал с общепринятой символикой). 

На своих полотнах Руссо часто изображал именно тропические сюжеты, хотя на самом деле никогда не выезжал за пределы Франции. Сам он шутливо поддерживал легенду о том, что бывал в Мексике во время военной службы, однако другая версия гласит, что главным вдохновением живописца всё же были прогулки по ботаническому саду в Париже.

  • Нападение ягуара на лошадь (1910)  
  • Тропический лес с обезьяной и змеёй (1909)  
  • Борьба тигра и буйвола (1909)  

Чем же растения Руссо так полюбились архитекторам? Насыщенными цветами и очерченными формами.

Академисты и постимпрессионисты изображали листву как некую однородную массу, а у примитивиста Руссо растения прорисованы в мельчайших деталях, с отчетливо различимым контуром. Другая отдичительная черта картин Руссо — передача глубины изображаемого пространства: художник игнорирует законы перспективы, зато использует возможности цвета. Так, в одной из его картин («Нападение ягуара на лошадь», 1910) использовано 22 оттенка зеленого.

Сегодня элементы картин Анри Руссо встречаются в архитектурных коллажах невероятно часто. Когда то этот тренд среди архитекторов задали знаменитое бельгийское бюро Dogma и португальская команда Fala Atelier, а затем его подхватили и другие бюро по всему миру. Поэтому прежде чем добавлять пальмы и леопардов во свои коллажные подачи, подумайте дважды. Во-первых, это может оказаться неуместным в контексте большинства российских проектов. А во-вторых, даже если в начале пути бывает полезно копировать приёмы старших, стремиться нужно все таки к тому, чтобы вырабатывать собственный визуальный язык и отношение к подаче проектов.

Скачать коллекцию растений для коллажа в формате PNG

Проект жилых домов в Бодруме, Турция, 2013-2014. Авторы: project AES
Проект жилых домов в Бодруме, Турция, 2013-2014. Авторы: project AES                                                                                                                                
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.