Меню

Как построить современную школу

И сделать её такой, какой задумывали, несмотря ни на что

Катя Субботина, Ирина Баенкова

31.10.2022

Время чтения: 8 мин

Команда ED Architecture уже 10 лет придумывает и строит образовательные объекты, а ещё издаёт журнал, где разбирает кейсы, составляет инструкции, интервьюирует экспертов и рассказывает об экономике школостроения для всех причастных к процессу: архитекторов, руководителей образовательных программ, девелоперов и инвесторов.

Один из проектов команды — школа «Формула», с брутальным дизайном и просторным светлым атриумом вместо монотонных коридоров. Об идее и реализации проекта рассказывает ведущий архитектор бюро Ольга Бабич.

Планировка

Это сравнительной небольшой объект — его площадь составляет 12 000 м2. В здании находятся начальная, средняя и старшая школы на 550 учеников, а также детский сад на 150 мест. 

Мы сделали ядром планировки атриум с амфитеатром, который связывает весь периметр школы. Вместо привычных коридоров помещения школы соседствуют друг с другом как функциональные зоны: классы либо выходят сразу в амфитеатр и отделены от него стеклянными перегородками, либо располагаются в просторных рекреациях. 

В атриуме можно отдыхать на переменах или проводить занятия, а во время общешкольных событий он трансформируется в полноценный зрительный зал с занавесом, проектором, пультом оператора, профессиональным звуковым оборудованием. Это пространство можно увеличить вдвое за счёт столовой, которая отделена от него раздвижной стеклянной перегородкой. Тогда здесь может собраться вся школа — 500–600 человек.

  • Фасад школы – сэндвич под кирпич и металлические кассеты с перфорацией.  
  • Атриум с амфитеатром.  
  • Учебный класс, отделённый от атриума стеклянной перегородкой.  
  • Библиотека.  

Интерьер

Все коммуникации — электрика, вентиляция — открыты, где это возможно, открыты, и при этом полностью безопасны для детей. Вся внутренняя отделка — открытый конструктив: бетон и силикатный кирпич под лаком, чтобы стены было удобно мыть. Мы не просто решили сэкономить на отделке, а внимательно продумывали цельный образ проекта, чтобы связать объёмно-планировочные решения именно с такой интерьерной концепцией. Мы отказались от всех декоративных «дизайнерских» приёмов, работая только с теми ресурсами, которые могли себе позволить, — светом, формой, фактурой.

Такая формула позволила заметно сократить затраты на ежегодный ремонт. В результате интерьеры выглядят современными и запоминающимися, а от бюджета на реализацию удалось сэкономить примерно треть, вложив эти деньги в техническое оснащение классов. Кроме обычных классов здесь есть мастерские, кулинариум, арт-класс, лаборатория для занятий химией, физикой и биологией, медиатека и спортзал со скалодромом — мы стараемся оснастить таким набором все школы, над которыми работаем.

  • Учительская.  
  • Мастерская.  
  • Мастерская.  
  • Спортзал со скалодромом.  

Особенности реализации

В нашем случае заказчик-девелопер стремился учесть свой опыт строительства и эксплуатации школ: он был готов разбираться в образовательной специфике и рассматривать нестандартные решения. Но так бывает не всегда. Большинство типовых школ выглядят уныло и однообразно: объекты социальной инфраструктуры реализовывать не прибыльно, и девелоперы воспринимают их как обременение — очередное здание, которое государство заставляет возводить в довесок к жилью. Поэтому заказчики редко заинтересованы в хорошем результате. К тому же это сложные в проектировании объекты, за которые готовы браться далеко не все архитекторы. 

Так, проект «Формулы» сперва вызвал скептические настроения в департаменте образования и у коллег-инженеров: они часто работают со стандартными задачами, и требуется немало усилий, чтобы доказать жизнеспособность непривычных решений — цепочка согласований иногда кажется бесконечной. «Зачем что-то менять, если мы всегда так делали». Привычка и опыт собственного детства довлеет практически над всеми участниками процесса. 

Например, открытый атриум вызвал много вопросов, связанных с пожарной безопасностью. Но мы всегда упорно отстаиваем наши идеи, ищем лазейки, чтобы реализовать задуманное, соответствуя букве закона, и уже превратили знание норм в искусство.

  • Учительская и зрительный зал.  
  • Санузел и лестница.  

Рабочий процесс и инструменты

На разных стадиях над этим проектом работали от 3-6-ти человек, вместе они полностью вели проект: разрабатывали концепцию и готовили презентации для заказчика — визуализации и образцы материалов. 

А ещё мы сделали анимированную панораму объекта — облёт по атриуму школы. На ней, кроме общих характеристик пространства, было удобно показывать сценарии его использования: мы смоделировали варианты рассадки в атриуме, когда он используется как столовая и как зрительный зал. Саму модель мы сделали в 3ds Max, а интерактивную панораму — на специальном сайте. 

В остальном, процесс всегда примерно одинаковый: мы разрабатываем предварительный эскиз, затем — объёмно-планировочное решение, а после начинаем продумывать инженерные системы. На этом этапе появляются визуализации, укрупненные ведомости с рыночной стоимостью материалов, которые мы предлагаем использовать. Следующая итерация — BIM-модель с планами полов, потолков, отделки и задания на изготовление мебели. Вместе с заказчиком и генпроектировщиком проектная и рабочая документация проверяется на соответствие технологическим требованиям и бюджету. Какие-то корректировки мы принимаем, где-то идём на компромиссы, где-то настаиваем на своих решениях — всё это фиксируется в таблице-реестре замечаний.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Визуализации к проекту.

Этот проект целиком сделан в ArchiCAD. Визуализации мы готовим с помощью 3ds Max в связке с Corona или V-Ray и иногда дорабатываем их в Photoshop. Сейчас мы постепенно переходим на Revit: это более популярная программа, в которой удобно работать всем: архитекторам, интерьерщикам, инженерам — особенно если речь идёт о генпроектировании.

Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.