Меню

Эксперимент с визуализацией: рендер как живопись

Влад Капустин копирует картину Хоппера в SketchUp + V‑Ray

Влад Капустин, Джессика Нгуен

22.12.2020

Время чтения: 5 мин

Кроме коммерческих заказов визуализаторы часто работают и над личными проектами — это помогает исследовать возможности программ и разобраться, как устроен язык изображений. Не всегда результат таких экспериментов — реалистичные картинки.

Так, Влад Капустин, архитектор бюро «Меганом», автор и преподаватель курса «SketchUp + V-Ray. Концептуальный рендер» попробовал воссоздать картину «Полуночники» Эдварда Хоппера с помощью SketchUp и V-Ray. Мы спросили Влада, как это было — рассказываем.

Влад Капустин

Мне интересно рассматривать рендер не только как инструмент создания фотореалистичных изображений. Я анализировал картину «Полуночники», когда писал статью об Эдварде Хоппере. Тогда мне и стало интересно сделать виртуальную реконструкцию картины, чтобы лучше понять её устройство.

Базовая модель обстановки картины можно было скачать на SketchUp 3D Warehouse, но она достаточно схематичная: стулья перед барной стойкой — простые цилиндры, на стойке нет посуды и бытовых приборов. Пришлось добавлять детали: подбирать толщину стекла и продумывать конструкцию витрины, расставлять предметы на барной стойке и в магазинах на заднем плане. Надпись над кафе в модели изначально была выполнена с помощью простого наложения текстуры — для рендера это не подходит, поэтому для своего изображения я смоделировал вывеску вручную.

После я уже мог концентрироваться на настройках рендера: работал со светом, цветами и материалами.

Модель картины «Полуночники» в SketchUp, Влад Капустин, 2020 Картина «Полуночники», Эдвард Хоппер, 1942
Картина «Полуночники» Эдварда Хоппера (справа) и SketchUp-модель картины (слева), выполненная Владом
Влад Капустин

На первый взгляд кажется, что свет есть только в кафе, но если присмотреться, понимаешь, что улица на картине Хоппера освещена и другим источником света — он находится где-то за пределами самого полотна: можно заметить прямоугольный отсвет на здании, вокруг которого расположена тень. Также витрина кафе освещена лёгким рассеянным светом — возможно, из здания напротив: на карнизе и нижнем поясе витрины видна тень от этого источника света.

Воссоздавая картины с помощью SketchUp и V-Ray, сталкиваешься с интересными нюансами: в картине не всё строго соответствует физической реальности. Например, художник может искусственно создавать акценты как на первом плане, так и на дальних планах картины. Какие-то детали могут быть более проработанными, а какие-то упрощёнными. В картине также могут могут соединяться два разных вида освещения: рассеянный и точечный свет. Поэтому при имитации живописи с помощью 3D-модели и движков визуализации приходится искать нестандартные решения.

Белый рендер картины «Полуночники» в SketchUp, Влад Капустин, 2020 Картина «Полуночники», Эдвард Хоппер, 1942
Картина «Полуночники» Эдварда Хоппера (спарва) и белый рендер картины (слева), выполненный Владом
Влад Капустин

Цвета я подбирал на глаз методом проб и ошибок. Взять цвет из картины и перенести его в рендер не всегда получается — некоторые цвета там могут выглядеть не так, как на превью: могут стать темнее и немного исказить свой цвет. Поэтому важно находить цвета уже в рендере, где есть освещение и видны рефлексы от материалов.

В целом принцип работы с материалами в V-Ray чем-то похож на Photoshop: слои текстур можно смешивать между собой с помощью масок и таким образом создать очень живописную фактуру.

В идеале, чтобы доработать эту картинку, я бы продолжил насыщать фактуры и материалы новыми деталями: неровностями, подтёками, мазками и шероховатостями. Оттенки некоторых материалов я бы сделал более сложными — добавил бы в них больше цветов. Также я бы предпочёл использовать 3D-модели людей: сейчас в моём изображении они плоские — это вырезанные с картины элементы в формате PNG. (Прим. ред. — скачать их можно из статьи Влада об Эдварде Хоппере).

Рендер по мотивам картины «Полуночники» в SketchUp, Влад Капустин, 2020 Картина «Полуночники», Эдвард Хоппер, 1942
Картина «Полуночники» Эдварда Хоппера (справа) и рендер по мотивам картины, выполненный Владом (слева)

Кроме Влада картины художников воздают и другие визуализаторы. Например, Юлия Пидлубняк в проекте Re-Ymagined воспроизвела целую серию картин в SketchUp, V-Ray и Photoshop, а YouTube-блогер Decoded скопировал картину «Странник над морем тумана» Каспара Давида Фридриха в Blender. А о других возможных экспериментах мы рассказываем в статьях:

→ «Советский авангард в 3D. Как Даниил Мишанин воссоздаёт проект Леонидова в 3ds Max + Corona Renderer»

→ «Рендер из детства по памяти. Как Алина Малина воссоздает интерьер бабушкиной квартиры в 3ds Max + Corona Renderer»

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.