Меню

Генеративный дизайн привычных вещей

Как с помощью алгоритмов создают одежду, украшения и предметы интерьера

Джессика Нгуен

28.01.2021

Время чтения: 7 мин

Можно долго спорить о генеративной эстетике в архитектуре — но алгоритмы давно проникли в другие творческие сферы: моду и предметный дизайн. Показываем проекты дизайнеров, художников и программистов, которые переосмысляют привычные вещи при помощи генеративного дизайна.

Научиться применять алгоритмы в архитектурных проектах можно на марафоне «Grasshopper. Генеративный дизайн».

Гипнотические наряды Iris Van Herpen

Коллекции голландского дизайнера Ирис ван Херпен известны своими инопланетными формами и кинетическими элементами — её наряды носили Леди Гага, Бейонсе и Бьёрк. С 2010 года ван Херпен применяет 3D-печать, лазерную резку и другие технологии цифрового производства в создании одежды — и постоянно взаимодействует с учёными, инженерами и архитекторами в работе над своими проектами.

Над одной из первых коллекций Micro (2010) ван Херпен работала вместе с бельгийским архитектором и выпускником университета Die Angewandte Исайей Блох, а последние коллекции Hypnosis (2019) и Sensory Seas (2020) были разработаны совместно с профессором цифрового дизайна и архитектуры EGS Филипом Бисли и созданы с помощью инструментов Rhino и Grasshopper.

В коллекции Shift Souls (2019) есть необычное украшение Cellchemy, которое полностью обрамляет лицо — оно создано в коллаборации с Делфтским технологическим университетом. Форма украшения сгенерирована с помощью алгоритмов Grasshopper на основе отсканированной 3D-модели лица, а после изготовлено на специальном 3D-принтере для печати разными материалами.

Воссоздать одно из платьев Ирис Ван Харпен в Grasshopper можно самостоятельно — посмотрите туториал от текстильной лаборатории Fabricademy.

  • Iris van Herpen, Hypnosis (2019)  
  • Iris van Herpen, Hypnosis (2019)  
  • Iris van Herpen, Sensory Seas (2020)  
  • Iris van Herpen, Sensory Seas (2020)  

Генеративные ковры Rugture

Rugture — проект архитектора Куроша Асгар-Ирани, соединяющего в своём методе древнее восточное ремесло и цифровую эстетику. Ковры Rugture изготавливаются по традиционной технике ткачей из Табриса (Иран), но паттерны и формы далеки от канонов — узоры и геометрия определяются параметрами помещения, для которого создаётся каждый ковер: планировкой, расположением мебели, окон и дверей.

Курош закончил университет Die Angewandte, где учился в студии Захи Хадид и Патрика Шумахера. Сейчас он применяет свои навыки в разработке архитектурных проектов и коллекций Rugture. 

Дизайн каждого ковра генерируется с помощью скриптов в программах для архитектурного 3D-моделирования, но производство не автоматизировано, каждый ковер изготавливается вручную — так Курош поддерживает местных ткачей и ремесленников.

  • Курош Асгар-Ирани, Rugture (2019)  
  • Курош Асгар-Ирани, Rugture (2019)  
  • Курош Асгар-Ирани, Rugture (2019)  
  • Курош Асгар-Ирани, Rugture (2019)  

Напечатанная керамика Оливера Ван Херпта

Выпускник дизайн-академии Эйндховена Оливер ван Херпт постоянно изобретает новые методы производства керамики: за два года он разработал новую технологию 3D-печати глиной, благодаря чему добился высокой прочности изделий.

Вазы ван Херпта имеют очень тонкие стенки и необычные формы, благодаря чему молодой дизайнер уже успел получить признание: ему предложили разработать капсульную коллекцию ваз для бренда COS и напечатать 3D-портрет лауреата Нобелевской премии Бернарда Феринга.

Дизайнер оптимизирует 3D-модели, чтобы создавать всё более сложные и тонкие формы и разрабатывать текстуры, а также экспериментирует с генеративным дизайном. Для проекта Adaptive Manufacturing (2014) Херпт установил специальные датчики, регистрирующие движения в пространстве, и запрограммировал процесс 3D-печати так, чтобы форма изделий изменялась в соответствии с данными сенсоров. В проекте Solid Vibrations (2015) для генерации формы дизайнер использовал прямое звуковое воздействие.

  • Оливер Ван Херпт, Adaptive Manufacturing (2014)  
  • Оливер Ван Херпт, Adaptive Manufacturing (2014)  
  • Оливер Ван Херпт, Functional 3D-printed ceramics (2012-2020)  
  • Оливер Ван Херпт, Functional 3D-printed ceramics (2012-2020)  

Биоморфные украшения Nervous System

Nervous System — дизайн-студия выпускников MIT: программистов и художников Джессики Розенкранц и Джесси Луи-Розенберга. Студия появилась в 2007 году и стала пионером в использовании генеративного дизайна для создания украшений и других предметов.

Розенкранц и Луи-Розенберг вдохновляются природными паттернами — пишут скрипты для генерации биоморфных 3D-моделей и готовят их для цифрового производства. Также художники разработали собственный онлайн-редактор для покупателей, позволяющий им участвовать в дизайн-процессе.

Один из последних проектов студии — пористые керамические украшения Porifera, вдохновлённые глубоководными морскими губками. О процессе их создания можно почитать в блоге Nervous System.

  • Nervous System, Porifera (2018)  
  • Nervous System, Porifera (2018)  
  • Мастерская Nervous System (2018)  
  • Мастерская Nervous System, процесс производства коллекции Porifera (2018)  

Умные кроссовки Nike

Кроссовки Nike знакомы всем, но мало кто знает, что у компании есть целый отдел генеративного дизайна. И этот отдел не просто делает кроссовки удобнее и экологичнее — он разрабатывает обувь для побед на олимпийских играх.

Для разработки кроссовок команда Nike в основном использует Rhinoceros и Grasshopper: дизайнер задаёт параметры — например, размер, вес или свойства материала, — а алгоритмы генерируют обувь с уникальной подошвой на основе биометрических данных спортсменов.

К самым успешным проектам Nike относится модель Nike Zoom Superfly Elite (2016) — это беговые кроссовки, специально разработанные для олимпийской чемпионки Шелли-Энн Фрейзер-Прайс. Именно эта модель помогла ей прийти к финишу на 0,013 секунд быстрее соперников. В том же 2016 году компания разработала модель Nike Zoom Superfly Flyknit для олимпийской чемпионки Эллисон Феликс.

Подробности о процессе создания новых моделей читайте в интервью с директором по генеративному дизайну Nike, опубликованном в статье канала «РУКИ».

  • Nike Zoom Superfly Flyknit (2016)  
  • Nike Zoom Superfly Flyknit (2016)  
  • Nike Zoom Superfly Elite (2016)  
  • Nike Zoom Superfly Elite (2016)  
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.