Меню

Как проектировать в исторической среде

Принципы работы APRELarchitects

Валерия Гордиенко

23.05.2023

Время чтения 6 мин

Поговорили с Михаилом Разумовским, Алексеем Фатькиным и Натальей Бавыкиной — партнёрами и сооснователями бюро APRELarchitects, которое много работает в исторической среде: реконструирует и приспосабливает под современное использование здания и общественные пространства.

Рассказываем, зачем городским проектам брендинг, как убеждать чиновников и почему любой проект всегда начинается с контекста.

  • Культурный центр «Тарковский» в Рязанской области. Галерея, внутренний двор  
  • Культурный центр «Тарковский»  
  • Культурный центр «Тарковский». Коворкинг  
  • Культурный центр «Тарковский». Гостиная  
Исторический контекст

Мы считаем, что материальное наследие, дух места — отправная точка любого архитектурного высказывания. Богатый и разнообразный контекст кто-то воспринимает как проблему, а мы — как возможность: нам интересно смягчать конфликт между старым и новым, искать баланс между уважением к истории и экономическим развитием.

Внимание к окружению

Так как мы часто работаем с богатой исторической фактурой, все наши проекты глубоко чувствительны к особенностям места, в котором будут построены. Нам интересно, как архитектура взаимодействует со своим окружением, и, что бы мы ни проектировали: городской квартал или небольшой интерьер, — нам всегда важно учитывать контекст.

Предпроектный анализ

Мы много времени уделяем аналитике: в кабинетных исследованиях сопоставляем многочисленные карты, схемы и исторические свидетельства, чтобы проследить логику эволюции территории. И всегда стараемся добраться туда, где нам предстоит проектировать, — иногда с приключениями и на нескольких видах транспорта — это помогает настроиться. 

По итогам предпроектного анализа мы определяем ресурс для развития объекта, его основной капитал — пространственный или символический, — а затем приступаем к проектированию, уже зная все ограничения и преимущества, риски и потенциал территории.

  • Село Ферапонтово, Вологодская область. Развитие и благоустройство центральной части  
  • Село Ферапонтово. Главная площадь. Аксономерия  
  • Село Ферапонтово. Фасад клуба  
  • Село Ферапонтово. Фасад клуба  
  • Село Ферапонтово. План 1-го этажа клуба  
  • Село Ферапонтово. Главная площадь  
  • Село Ферапонтово. Внутренний двор  
  • Село Ферапонтово. Туристическая карта  
  • Села Ферапонтово. Туристическая айдентика  
Брендинг в городских проектах

Делая архитектурный проект, хочется как можно более ясно донести те ценности и смыслы, которые в него вкладываешь. Начать рассказывать о проекте его будущим пользователям, пока он ещё не построен, можно через айдентику и фирменный стиль — их можно сразу интегрировать в информационные буклеты, использовать на сайте проекта, размещать на стендах стройплощадки. Это хороший маркер грядущих изменений, помогающий начать выстраивать доверие заранее. Например, для нашего проекта благоустройства в Вологодской области мы в команде с местным художником Михаилом Приёмышевым придумали туристическую карту местности, айдентику и линейку мерча.

Визуализация

Проектная графика и макеты — для нас не просто материалы к финальной презентации, а один из способов проектировать, искать подходящие проекту язык и решения. Поэтому мы стараемся не заказывать их другим студиям, а всегда прорабатываем внутри бюро.

  • Комьюнити центр клубного дома в Москве. Вид с верхних этажей жилого здания  
  • Комьюнити центр клубного дома в Москве. Детское игровое пространство  
  • Комьюнити центр клубного дома в Москве. Исторический анализ: периодизация и ценные элементы  
  • Комьюнити центр клубного дома в Москве. Схема демонтажа кровли  
  • Комьюнити центр клубного дома в Москве. Функциональное зонирование  
Тонкости жанра

Реставрация, благоустройство, городское планирование и развитие территорий — масштабные, долгосрочные и дорогостоящие проекты, и их заказчиком, как правило, выступает не частное лицо, а государство. Они реализуются за счет бюджетных средств и требуют финансовой, общественной экспертизы и участия множества действующих лиц кроме самих архитекторов, разработавших концепцию, — подрядных организаций и смежных специалистов. 

Сделать концепцию, затем проектно-сметную документацию и провести авторский надзор за реализацией — то есть отвечать от начала до конца за весь цикл проекта — сегодня очень сложно. Текущая система, связанная с госзакупками и бюджетированием проектов, выстроена по иным лекалам и не заинтересована в том, чтобы все стадии проекта выполнялись одним бюро. На каждую стадию может зайти новый исполнитель. Это не позволяет сохранять преемственность (а часто и логику) проекта и получать качественный результат на выходе.

И преодоление трудностей

Однажды мы разработали проект для одного исторического поселения, а когда дело дошло до реализации, выяснилось, что его администрация и подрядчики по стройке просто никогда не встречались с решениями, которые мы предложили в концепции: они не понимали, как укладывать такие покрытия и как за ними ухаживать.

Соглашаться на асфальт нам не хотелось, поэтому мы организовали образовательную поездку для всех участников процесса — экскурсию в соседний регион, где похожие решения уже успешно реализованы. Чиновники и строители смогли задать вопросы своим коллегам, увидеть всё своими глазами, потрогать своими руками и поверить, что так действительно бывает. После этого глава поселения сам взялся отстаивать наши решения на всех административных совещаниях.

  • Торговый городок бывшей Рязанской ВДНХ. Мастер-план. Аксонометрия  
  • Торговый городок бывшей Рязанской ВДНХ. Городская гостиная  
  • Торговый городок бывшей Рязанской ВДНХ. Городская гостиная, новая пристройка  
  • Торговый городок бывшей Рязанской ВДНХ. Городская гостиная, входная группа  
  • Торговый городок бывшей Рязанской ВДНХ. Городская гостиная, читальный зал  
  • Торговый городок бывшей Рязанской ВДНХ. Вид на павильон  
  • Торговый городок бывшей Рязанской ВДНХ. Вид на скульптуру, воссозданную с помощью технологии дополненной реальности  

О других бюро и их подходах к проектированию разных типологий читайте в наших материалах:

→ Le Atelier о частных домах.

→ IND architects об интерьерах офисов.

→ Меганом об общественных пространствах у воды.

→ Бюро Правда о площадках для собак.

→ «Дружба» о детских площадках.

→ ED Design о школах.

→ Modul о честном проектировании, отношении к подаче, устройстве рабочего процесса и любимых инструментах.

→ Бюро «Синица» об интерьерах ритейла.

Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.