Как проектировать интерьеры офисов
Принципы работы бюро IND
Анастасия Демидова
07.06.2023
Время чтения 6 мин
Поговорили с Юлией Хапкиной — главным архитектором IND architects — об особенностях работы с офисными пространствами. Рассказываем, как интерьер офиса влияет на квалификацию соискателей и почему он может быть похож на отель.
Для современной компании офис — средство самоидентификации. Через офисное пространство можно транслировать ценности, поэтому содержание офиса — всегда имиджевая история. Кроме того, офисное пространство решает неочевидные на первый взгляд задачи, например привлечение новых сотрудников. Планируя новый офис, компания может рассчитывать на рост заинтересованности соискателей, причём более квалифицированных.
Самый частый запрос в последнее время — отказ от офиса в привычном понимании при сохранении делового функционала: «Сделайте офис похожим на отель». Гостиничные пространства строятся на гостеприимстве и доброжелательности, здесь принято ставить человека и его комфорт в центр внимания. Здорово, когда эти принципы приходят и в офисы: нам это позволяет пробовать новые приёмы, офис становится оригинальнее, создается приятная лаундж-атмосфера.
Заметен спрос на более качественные и компактные офисные пространства. В целом, очевидно движение в сторону комфортных, «лёгких» и человечных решений. Сегодня люди уже не хотят чувствовать себя винтиком, строго прикреплённым к стандартизированному рабочему месту, они скорее предпочтут коворкинг с дружественной атмосферой и современными технологичными решениями.
Для нас важно, чтобы сотрудники, которые будут использовать офисное пространство, были максимально вовлечены в процесс его создания, поэтому, составляя ТЗ, мы просим их пройти опросы — с их помощью мы выясняем, что им нравится в текущей организации офисного пространства, а что они хотели бы улучшить. Лучше, когда сотрудники проходят опросники напрямую, а не через своих руководителей: так ответы будут честнее и полнее. А ещё лучше — провести воркшоп с сотрудниками. Так мы сможем точнее прочувствовать дух компании, позиционирование, близкую ей эстетику, понять, как она себя воспринимает, с чем ассоциирует, — всё это может лечь в основу визуального решения.
Мы редко отстаиваем решения, которые кажутся клиенту ошибочными, — обычно просто ищем новые, которые устроят всех. Мы тоже ошибаемся, готовы это признавать и извлекать из этого уроки. В конечном счёте, цель не в том, чтобы настоять на каком-то одном конкретном варианте, а в том, чтобы прийти к результату, от которого будут в восторге все.
Эпоха роскошных офисов, призванных впечатлить натуральными материалами и дорогим оборудованием, закончилась. Ей на смену пришло время функциональных пространств. Кроме того, сегодня мы сталкиваемся с ограничениями импорта. Конечно, мы уже видим рост локальных производств отделочных материалов и мебели, но пока они стоят значительно дороже.
Как правило, на рынке офисной недвижимости на проектирование отводятся очень сжатые сроки, потому что арендодателю выгоднее как можно скорее запустить пространство. В этих условиях часто приходится работать очень быстро и результат получается не всегда таким, как нам хотелось бы. Высокая конкуренция позволяет заказчикам устанавливать всё более сжатые сроки, иногда на грани реальности. Чтобы работать с коммерческими интерьерами, нужно быть действительно стрессоустойчивым и обладать определённой долей мудрости — понимать, что заказчик тоже переживает из-за сроков, и не принимать все его комментарии слишком близко к сердцу.
Приступая к проекту, мы в первую очередь отталкиваемся от заказчика — целей, формата работы и стиля компании. Если это офис для дальнейшей перепродажи, мы предлагаем «усреднённое» решение с простыми и понятными функциональными зонами — так пространство становится универсальным: в него может заехать любой арендатор. Если же заказчик делает офис для себя, то работа начинается с подробного изучения клиента — такая задача, как правило, интереснее.
Исследование для таких проектов всегда начинается со сбора максимально полной и детальной информации о заказчике. Это не сухое ТЗ с составом и площадями помещений — мы изучаем, как устроены процессы внутри компании, корпоративная культура, взаимодействия сотрудников между собой и с руководством.
По итогам этого исследования и анализа возможностей пространства мы разрабатываем планировочные решения. Затем начинается творческий процесс: мы превращаем свои мысли о заказчике в дизайн. Одна из ключевых задач архитектора — понять, каким себя хочет видеть заказчик. Согласовав дизайн, мы переходим к подготовке рабочей документации.
Ничего не получится без понимания, что такое работа со сторонним проджект-менеджером, службой заказчика. Если в случае с частной архитектурой тебе предлагается только одно «входное окно», то здесь приходится взаимодействовать с целой группой людей, представляющих интересы заказчика, и к этому в нашей индустрии готовы далеко не все.
Нам кажется, что не существует набора простых правил, применимых к любому пространству. Каждый заказчик, а значит, и каждый проект по-своему уникальны. Мы подходим к каждому проекту с чистого листа, но решение всегда будет цельным и убедительным, потому что все составляющие проекта мы реализуем in-house: в нашем бюро есть инженерный, концептуальный, архитектурный отделы — мы можем разрабатывать решения по всем направлениям параллельно, а не поэтапно, и на ходу диагностировать все возможные проблемы.
Первое впечатление играет очень большую роль. Первая презентация — шанс проявить все свои способности и объяснить заказчику ход мыслей. Когда ты можешь аргументировать то или иное решение, в какой-то момент он проникается доверием, понимает, что ты его чувствуешь и слышишь. Главное, не «передавить» его — как правило, заказчик прекрасно знает, что архитектор хочет воплотить с его помощью свои идеи, поэтому не стоит быть чрезмерно настойчивым. Заказчик должен понять, что ты работаешь для него, а не только для реализации своих амбиций: важно продемонстрировать, что пространство отвечает реальным потребностям и эффективно работает на цели бизнеса.
О других бюро и их подходах к проектированию разных типологий читайте в наших материалах:
→ APRELarchitects о работе в исторической среде;
→ Le Atelier о частных домах;
→ Меганом об общественных пространствах у воды;
→ Бюро Правда о площадках для собак;
→ «Дружба» о детских площадках;
→ ED Design о школах;
→ Modul о честном проектировании, отношении к подаче, устройстве рабочего процесса и любимых инструментах;
→ Бюро «Синица» об интерьерах ритейла.