Меню

Освещение в жилых интерьерах

Что важно знать

Екатерина Лымарь

25.05.2023

Время чтения 4 мин

Освещение влияет на настроение и функциональность помещения, может подчеркнуть дизайнерские решения и создать нужную атмосферу. Чтобы узнать, как подходить к созданию проекта освещения в жилых пространствах, мы поговорили со световым дизайнером Лизой Кистень. Лиза начала свой путь с учёбы в МАРШ, работала в студии светового дизайна Yarko, креативном бюро Poisson Spot и в журнале «Длина Волны».

1. С чего начать
2. Уровни освещения
3. Сценарии освещения
4. Освещение разных зон
5. Цветовая температура света
6. Как рассчитывать освещение
7. За кем следить в световом дизайне

С чего начать?

Вот какие вводные нужно собрать, чтобы начать проектировать освещение:

1. План помещения в DWG с размерами. 
2. SketchUp-модель пространства.
3. PDF дизайн-проекта. 
4. Обязательно — чертёж потолков.
5. Если есть — 3D-визуализации помещения.

Этап проектирования освещения обычно последний: для того чтобы выбрать расположение и тип светильников, необходимо понимать, где и какая мебель будет стоять.

Помимо решений дизайнера, нужны данные от самого заказчика: какое освещение для него комфортно, где человек привык работать или читать, а где — отдыхать. Так мы поймём, в каких зонах необходим яркий свет, а в каких — наоборот, минимальный.

Уровни освещения

Идею об уровнях освещения сформулировал один из основателей светового дизайна Ричард Келли в эссе «Свет как неотъемлемая часть архитектуры» в 1952 году. Мы до сих пор опираемся на его классификацию в проектах.

Келли разделил освещение на три больших функциональных группы: «свет, чтобы видеть» (ambient luminescence), «свет, чтобы увидеть» (focal glow) и «свет, чтобы смотреть» (play of brilliants).

Свет, чтобы видеть: общий

Это освещение, которое создаёт видимость пространства в целом. Приходя домой, мы включаем общий свет для ориентации в пространстве. Это могут быть потолочные приборы с общим или отражённым светом.

Свет, чтобы увидеть: акцентный

Свет, который помогает обратить внимание на конкретный объект. Он может быть направлен на искусство или растение. Без этого типа освещения можно обойтись, но именно оно создаёт контраст между общим фоном и объектом.

Свет, чтобы смотреть: декоративный

В этом типе освещения источник света сам по себе становится декоративным элементом. Это может быть, например, необычная люстра, которая не несёт функции общего света.

Разделение проведено не по типу светильников, а по роли в жизни человека, которую они выполняют. Когда концепция освещения создана и становится понятно, какой вид освещения и где нужен, подбираются конкретные приборы: общий свет может быть собран и из нескольких настенных светильников, а люстра как предмет искусства может быть лишь декоративной.

  • Свет, чтобы видеть: общий. Sunny Apartment, Very Studio & Che Wang Architects  
  • Свет, чтобы увидеть: акцентный. Fosbury, Davide Groppi  
  • Свет, чтобы смотреть: декоративный. Проект квартиры на Кисловском переулке. Световой дизайн: Poisson Spot, архитектура и реализация: WOW Design, OAOA Project  

Сценарии освещения

Есть три основных способа создать разные сценарии освещения в одном пространстве. 

Первый способ, самый очевидный, — использовать несколько разных типов осветительных приборов. Например, можно установить на потолке люстру, добавить напольный торшер, настольную лампу или встраиваемую светодиодную ленту в шкаф. Включая разные комбинации этих приборов, можно создать разную степень контрастности и освещённости.

Второй способ — заложить в светильники возможность диммирования. За счёт этой опции можно сократить количество приборов, сохраняя возможность создавать разные сценарии освещения. Например, можно установить только два типа светильников и регулировать их яркость: делать приглушённый или яркий свет.

Третий способ — использование огня в интерьере, например свечей. Можно спроектировать специальные точки, где будут установлены свечи: для этого хорошо подойдёт металл, камень или стекло. Например, на настенной металлической полке.

Типы освещения для разных зон

Гостиная

Выбор освещения для гостиной зависит от того, чем занимаются в этой комнате и что в ней находится. Мы можем продумать сценарии для разных занятий, а ещё — дневной и вечерний. Днём человеку бывает нужен свет в функциональных зонах, а роль общего освещения выполняет солнцеА вот вечером могут работать разные приборы: от потолочных светильников и торшеров до световых лент в шкафах и настенных светильников. При этом свет в различных типах приборов может быть как направленным, так и отраженным.

Отражённый свет — любопытный приём для интерьерного освещения. Он заключается в том, что световой поток от прибора направляется не прямо в пространство, а на поверхность, откуда он отражается, создавая комфортное освещение. В полной мере этот приём работает со светлыми поверхностями, поскольку коэффициент отражения у них больше. Таким образом, прибор не виден, а свет распространяется равномерно, без теней и лишних контрастов. 

Ванная

В ванной комнате выбор освещения во многом зависит от размера комнаты. Для небольшой ванной может подойти равномерное освещение, созданное с помощью потлочных светильников. Дополнительно можно добавить свет для зеркала или акценты для деталей интерьера ванны — если нам есть, что подчеркнуть.

Важный элемент — свет около зеркала, одной из основных функциональных зон в ванной комнате. Для комфортного освещения лица может использоваться встроенная светодиодная лента за зеркалом или светильник рядом с ним, создающий мягкое освещение. Можно экспериментировать: например, сделать ленту с регулируемой цветовой температурой, изменяющейся от 2200 К (янтарный свет) до 4000 К (холодный свет), поддержав идею сценарности в ванной комнате. Выбор света зависит от того, какие функции выполняет помещение для конкретного человека. Для ванной это в основном уход за лицом, телом, а ещё — личные ритуалы. Освещение комнаты должно соответствовать этим потребностям. 

Стоит отметить, что эти рекомендации — обобщённые. Мы можем пользоваться для каждого типа помещения соверешенно «нетипичными приемами»,  если они попадают в контекст.

Спальня

Для спальни важен особый аспект — освещение, которое можно использовать, когда вы находитесь в кровати. Светильники для этого могут быть фиксированными или регулируемыми. В фиксированных направление луча выставляется один раз и меняться не может: например, потолочные акцентные приборы или настенные прикроватные бра. Регулируемые светильники человек может сам направлять так, как ему удобно: в потолок, чтобы создать отражённый свет, четко вниз, либо на книгу. Это могут быть настенные приборы или прикроватные настольные лампы. Идеально, если они диммируются, но это не обязательно.

Кроме прикроватного света, в спальне часто используется равномерное общее освещение: в ней люди одеваются, готовятся к выходу и убираются. Для этих действий требуется достаточно света: люстра или потолочные светильники с широким углом распределения света, освещающие всю комнату. Также можно использовать настенные светильники, отражающие свет, которые создают мягкое освещение в комнате и обеспечивают достаточную видимость.

Цветовая температура света

В жилых помещениях используются три основные цветовые температуры света, которые измеряются в кельвинах. 

→ 2700 К, или температура лампочки Ильича, — это тёплый свет, расслабляющий и уютный. 

→ 3000 К — наиболее оптимальная температура для жилых помещений, комфортный нейтральный тёплый свет. 

→ 4000 К — уже холоднее, он обычно используется в зонах, где необходимы сосредоточение и зрительная работа, например в кабинетах. Холодный свет психологически собирает.

температура света, фактор свет температура, температура света светодиодных ламп, температура белого света, температура света цвет, температура света 4000к
                                                                                                                               

Стоит помнить, что температура света влияет на цвет отделки и предметов в помещении, поэтому смешивание цветовых температур от разных типов приборов может вызвать впечатление хаоса. Это может быть уместно только в тех случаях, когда есть веская причина для использования разных температур: например, в кабинете основное освещение может быть тёплым, а настольная лампа, которая включается для комфортной работы, — с более холодным светом. 

Кроме того, важно учитывать индивидуальные предпочтения людей относительно цветовой температуры света, для каждого человека комфортным может оказаться свой оттенок: например, имеют значение возрастные особенности. Часто старшее поколение может предпочитать более яркий и холодный свет.

И, наконец, не забыть про взаимодействие цветов отделки и мебели со светом разной температуры. Например, красный цвет ведёт себя по-разному в разных условиях освещения. В тёплом свете некоторые оттенки красного становятся грязным, а некоторые становятся синюшными в холодном. Чтобы решить эту проблему, иногда используют два источника света с разными температурами одновременно.

Как рассчитывать освещение

Это делается в программе для светотехнического расчёта Dialux. У неё простой функционал, которым легко научиться пользоваться, заручившись знаниями о логике освещения. В Dialux можно построить модель помещения, поместить туда конкретные модели светильников с уже назначенными характеристиками и посмотреть, достаточно ли освещено помещение, нет ли «пережогов» на поверхностях, нужно ли добавить, убрать или переместить светильники. Иногда изменение положения прибора на 10 сантиметров может сильно изменить результат и ощущения в пространстве: это частично можно проверить в программе.

Ещё можно руководствоваться нормами освещения, но они во многом устарели: в большинстве интерьеров нормой окажется переосвещённое по факту помещение.

За кем следить в световом дизайне

Журнал «Длина Волны» — хорошая инициатива для развития осведомлённости о свете, там можно почитать о разных типах проектов освещения. Также стоит обратить внимание на Telegram-канал основателя журнала — «Дневники Обласова»Там светодизайнер Влад Обласов пишет о внутренних процессах светового дизайна и своих проектах.

Можно подписаться на Poisson Spot: концептуальный профиль студии, в котором ребята рассказывают про проекты освещения. Например, они сотрудничают с ГЭС-2.

Если хочется почитать зарубежные источники, то изучите проекты английского бюро Speirs Major. На странице каждого много информации о процессе работы и идеях, сайт бюро можно использовать практически как учебник светового дизайна. 

А ещё можно углубиться в изучение творчества самых известных световых художников, чьи работы постоянно мелькают в Pinterest и используются как референсы: например, Джеймса Таррелла и Олафура Элиассона.

Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.