Меню

Софт для дизайнера интерьера

6 дизайнеров и архитекторов рассказывают, в чём они работают

Катя Лымарь

14.03.2023

Время чтения: 10 мин

Для разных этапов, масштабов и особенностей проекта подходит разный софт, и почти у каждого инструмента есть альтернативные варианты. Чтобы вы не потерялись в обилии программ, мы узнали у практикующих дизайнеров, чем и почему пользуются они. Дисклеймер: подходов к проектированию ещё больше, чем инструментов, так что алгоритмы работы и идеальное комбо программ у каждого свои!

Роль софта в проектировании интерьеров

Надя Торшина:

Софт не должен ограничивать дизайнера. Если ты, например, не знаешь, как построить форму в той программе, в которой ты работаешь, ты уже ограничен: твоя идея сужена возможностями софта — это не очень хорошо.

У меня выбор программ шёл по тенденции упрощения: когда я начинала, я чертила в AutoCAD, моделировала в SketchUp, а потом делала коллажи в Photoshop. Это занимало кучу времени, и в итоге вместо рендера мы используем скрины модели из SketchUp.

Эдуард Еремчук:

Под каждую узкую задачу есть идеальная программа: SketchUp для моделинга мелких деталей, Rhino — чтобы смоделировать криволинейную конструкцию, 3ds Max — чтобы всё это вместе визуализировать. У каждой программы свой функционал, и мы им не ограничиваемся: больше исходим от идеи, а не от возможностей софта. Сначала придумываем что-то, а потом прикидываем, в какой программе будет быстрее это сделать.

Важно сказать, что никогда не надо заморачиваться над одной программой и учить только её — думать, что одна программа выучена, и всё. Разные программы дают разные возможности и подходы. Чем больше ты знаешь, тем более гибким ты можешь быть и тем больше штук придумывать. Важно закреплять навыки, к примеру, в SketchUp. Я знаю его и работаю в нем уже 7–8 лет, но иногда понимаю, что можно оптимизировать какой-либо процесс: смотрю туториал и начинаю работать быстрее.

Юля Соловьянова:

Здорово попробовать разный софт, научиться базово работать в разных программах и понять, в чём работать комфортнее. Но если ты не частный дизайнер, то всё-таки выбор софта часто зависит от коллектива и даже иногда от страны: например, я знаю что в Германии все преимущественно работают в ArchiCAD и Rhino, а вот все мои российские коллеги работают преимущественно в AutoCAD.

Коллажная графика и мудборды

Прежде чем погружаться в рабочую документацию и визуализацию (или отдавать их на аутсорс), дизайнер интерьера должен собрать возникшие идеи воедино, чтобы показать заказчику или самому оценить состоятельность задумки. Для этого существует несколько форматов, отлично дополняющих друг друга.

  • Коллаж

Универсальный способ для быстрого представления общей картины проекта. В отличие от, например, 3D-визуализации, коллаж — абстрактный и гибкий, в нём не обязательно стремиться к абсолютной точности и пропорциональности. Это в большей степени художественный инструмент, передающий цветовую палитру, стиль и настроение пространства, а ещё его уникальное оформление может стать вашей визитной карточкой.

Пожалуй, самый популярный инструмент для создания коллажей — Photoshop. У Софт Культуры есть архивный курс «Интерьер в Photoshop. От мудборда до подачи», на котором вы можете освоить основные области применения программы для работы над интерьерами, в том числе — в коллажах.

  • Мудборд

В отличие от коллажа, мудборд — это скорее набор референсов, объединённых на одном листе. Это могут быть как фото готовых интерьеров, так и элементы из других сфер: например, искусства, моды или архитектуры. Для создания мудборда можно использовать как Photoshop, так и простые инструменты для перезентаций: Canva, Keynote или PowerPoint.

  • Текстурная доска

При поиске идеи для проекта не стоит ограничивать себя диджитал-инструментами. В конце концов, интерьер будет существовать в физическом мире. В этом на помощь интерьерным дизайнерам приходят текстурные доски: «сборники» реальных образцов, которые будут использованы в проекте. Использовать можно текстиль, отделочные материалы, выкрасы, образцы металла и стекла. Такие доски помогают оценить концепцию не только визуально, но и тактильно.

  • Студия =D. Детский центр и коворкинг. Москва, 2022  
  • Студия =D. Детский центр и коворкинг. Москва, 2022  
  • Бюро Saga. Ресторан. Владивосток, 2021  
  • Бюро Saga. Ресторан. Владивосток, 2021  
  • Бюро Saga. Квартира. Москва, 2022  
  • Бюро Saga. Квартира. Москва, 2022  

Эскизы и быстрая визуализация: SketchUp + Enscape

Создание эскиза — важнейшая ступень проекта, именно в этот момент дизайнер видит, как его идеи работают в объеме и накладываются на реальные параметры помещения. SketchUp — универсальная программа для быстрого моделирования и визуализации с помощью плагинов V-Ray и Enscape. В нём не создашь рабочий проект (хотя некоторым все-таки удаётся — например, студии KATARSIS), но вот накидать первые идеи, превратить их в красивую картинку и презентовать заказчику — это к нему.

В отличие от других профессиональных программ, у SketchUp интуитивный интерфейс, необходимый минимум инструментов, много плагинов и широкий простор для воображения. Освоить азы можно на курсе «SketchUp. Быстрое моделирование», а перейти к обучению визуализации в том же интерфейсе здесь: «SketchUp + Enscape. Быстрая визуализация интерьера».

Надя Торшина:

Мы вообще не представляем себе наши проекты без SketchUp. Мы его используем и для того, чтобы придумывать проекты, и для того, чтобы показывать результаты заказчикам: мы просто крутим вместе модель интерьера, показываем её со всех сторон — это удобно. Можно прямо на встрече снять размеры, указать дополнительные ракурсы, приблизить и показать детали.

Из неожиданных применений: в SketchUp мы любим делать узлы. Например, если мне непонятно, как стыкуются между собой материалы, как устроен сложный пирог или узел, именно там я могу для себя, заказчиков и строителей сделать классную схему. Можно показывать её прямо в SketchUp, а можно экспортировать и вставить в рабочий проект.

Ещё в этой программе мне нравится то, что работа с самого начала выглядит презентабельно: ты сделал кубик, и его уже можно показывать заказчику. Например, если мы говорим про 3ds Max, то ты можешь показать заказчику только финальный результат — рендер. А в SketchUp ты можешь уже в процессе проектирования что-то показывать: это удобно, и с этим приятно работать.

Юля Соловьянова:

В SketchUp вполне можно сделать очень хорошую 3D-визуализацию и неплохой рендер, а если нужно лучше — уже стоит обратиться к профессионалам. Когда-то я работала в 3ds Max, но для меня это неоправданные муки: эта программа для визуализаторов.

Эдуард Еремчук:

Плюсы SketchUp — большое количество бесплатных моделей и скорость. Можно быстро что-то накидать, особенно это удобно при разработке торгового оборудования и мебели. Ты можешь скачать стакан, поставить его, посмотреть: помещается или нет, вставить ручку и прочее. Удобнее всего прорабатывать там мелкие детали и быстро эскизировать идеи.

Очень важно не ограничивать себя SketchUp — есть даже мем, что после появления этой программы образовалось целое дизайн-направление. В нём все моделируют кубиками, и весь дизайн сейчас такой, что кругом сплошные кубики и ровные линии — всё прямое, потому что это легко делать. Чтобы такого не было, надо учить разный софт, осваивать разные приёмы и подходы. В SketchUp нельзя хорошо сделать обтекаемые формы, для этого лучше использовать Rhino.

На мой взгляд, софт для архитектуры ничем не отличается от софта для дизайна. Чем проще программа, тем легче придумывать. Например, я не знаю, как легко придумывать в Revit: всё-таки это программа для проектирования, BIM-инструмент. На этапе концепции нужен самый простой инструмент, который похож на рисование. Такие функции выполняют SketchUp, AutoCAD, Rhino. Уже при проектировании можно переходить в Revit или ArchiCAD.

Не все делают эскизы исключительно в SketchUp. Например, Akke нашли для себя другой инструмент:

Akke:

Нелюбовь к сложности системы 3ds Max привела нас в своё время к связке Revit + Photoshop. Для нас эскизирование в этой связке стало отдушиной: никаких сложных полигонов, моделирования и настройки света.

Проектирование: ArchiCAD, AutoCAD и Revit

Как и в архитектуре, в дизайне интерьера не существует единственно верной программы для этапа проектирования и создания рабочей документации. Часто специалисты опираются на свои привычки: набив руку за годы практики, сложно переходить на другой инструмент.

Важно понять, какие именно интерьеры вы собираетесь проектировать. Для общественных отлично подходят BIM-инструменты (такие как ArchiCAD и Revit): они удобны для работы с большими пространствами и обилием типовых элементов, позволяют быстро подгружать готовые модели и использовать наработанные приёмы. Жилые интерьеры более индивидуальны по контексту и запросам заказчиков, поэтому иногда для их проектирования выбирают AutoCAD. Помимо того, что это самый простой инструмент, в нём всё делается вручную — для небольших проектов с кастомными элементами это может оказаться удобнее.

Если вы только начинаете профессиональный путь, стоит попробовать разный софт и освоить несколько программ, после чего углубляться в одну из них. Если вы собираетесь научиться работать в Revit или ArchiCAD, этой весной стартуют два курса Софт Культуры:

«Интерьер в Revit. Проектирование и рабочка»
«Интерьер в ArchiCAD. Проект и работа в связках»

Akke:

Чаще всего мы используем Revit для полного цикла ведения проекта — с внесения обмерных данных до моделирования мебели и оформления рабочих чертежей.

Revit нравится нам своей структурностью: создавая в нём проект, ты проходишь все стадии его детализации от крупных мазков до мельчайших. При этом степень детализации ты можешь определять сам в зависимости от задачи.

Схемы, которые получаются в Revit, будь то интерьер кафе или небольшой дом с верандой, кажутся нам эстетичными, даже очаровательными. Мы любим с ними возиться и делать красивые подачи, причём оформить их можно как и внутри программы, так и подгрузить в Photoshop.

Мы начинали работать в Revit, когда он ещё не был популярен на рынке. До этого мы пользовались AutoCAD, но работа в нём занимала очень много времени. Всё приходилось делать вручную: вычерчивать и править, считать все площади для ведомостей — на это уходили недели и месяцы.

Когда началась популяризация Revit в России (примерно 2014–2015 год), захотелось сразу его попробовать. Тогда не было изобилия доступных курсов на рынке, приходилось разбираться самостоятельно, дополнительно изучая много информации в интернете. Уже спустя год начали появляться крутые курсы, поэтому так вышло, что часть команды у нас обучалась на них, а часть так и осталась самоучками. Оба варианта обучения хороши, но безусловно, лучше, когда есть возможность изучать программу не отрывками, а полным курсом: с преподавателями, которые доступно объясняют все нюансы.

Юля Соловьянова:

Чертежи я делаю в ArchiCAD, для меня это очень удобная программа. Если настроить всё правильно, можно довести новый объект до качественного уровня очень быстро.

Если бы я решила попробовать что-то новое, то скорее всего, это был бы Revit: я давно не чертила в AutoCAD и смотрю, как с ним мучаются коллеги. Переучиться с AutoCAD на ArchiCAD когда-то меня заставило требование работодателя, и возвращаться обратно я уже не захотела: мне нравится, что в ArchiCAD можно одной командой сделать то, что в AutoCAD делается за три.

Эдуард Еремчук:

Рабочую документацию делаем в Revit и ArchiCAD. Пока что мы не выбираем одну программу на всю команду: у каждого свои привычки.

Надя Торшина:

Мои основные инструменты — это связка AutoCAD + SketchUp.

Такая пара обсуловлена скорее привычкой и универсальностью. В AutoCAD мне нравится интерфейс, и я черчу в нём уже много лет. Там все мои базы чертежей, для него сохранены все мои настройки. Возможно, Revit был бы правильнее и удобнее.

Из SketchUp я экспортирую в рабочую документацию схемы узлов и прочие графические пояснения к деталям проекта.

  • Эдуард Еремчук. Бюьти-коворкинг SFERA. Москва, 2020  
  • Эдуард Еремчук. Магазин одежды Like Shop. Ростов-на-Дону, 2018  
  • Эдуард Еремчук. Мебельный шоу-рум IYOUTH. Шанхай, 2020  
  • Эдуард Еремчук. Бистро Nothing Fancy. Санкт-Петербург, 2021  
  • Эдуард Еремчук. Бистро Nothing Fancy. Санкт-Петербург, 2021  
  • Akke Collective. Магазин одежды Gate31. Санкт-Петербург, 2019  
  • Akke Collective. Магазин одежды Gate31. Санкт-Петербург, 2019  

Визуализация: 3ds Max + Corona и SketchUp + Enscape

Полноценная визуализация занимает действительно много времени, поэтому часто дизайнеры отдают эту часть работы на аутсорс. Тем не менее, освоить этот инструмент очень полезно: как минимум, он точно пригодится для создания первых работ для портфолио, когда реализованных объектов и их фотографий ещё нет.

Традиционно большинство студий и визуализаторов интерьера работают в 3ds Max, но существуют и другие инструменты — например, Blender и Cinema 4D. Несмотря на то, что последние могут работать стабильнее и быстрее, у 3ds Max есть одно серьёзное преимущество — огромное количество обучающих материалов и курсов, например: «3ds Max + Corona. Визуализация интерьера».

Эдуард Еремчук:

Мы пользуемся 3ds Max + Corona. В последнее время этот движок стал настолько простым и понятным, что можно быстро сделать хороший рендер и показать его. Не нужно сидеть две недели, как раньше — достаточно трёх дней, чтобы сделать хорошую визуализацию.

В последнее время на сцену врывается Blender, и его все хвалят. Мы пытались начать его учить, пробовали делать анимации, но это больше не про дизайн интерьера, визуализацию и архитектуру, а про продакт-дизайн, которым мы в том числе занимаемся, про какие-то интересные 3D-штуки.

Из примеров: нам как-то нужно было сделать объёмы в виде надувных шаров. Мы делали это в Blender, потому что там есть специальный плагин, нажимаешь кнопку — надувается фигура. Мы поняли, что не имеет смысла сидеть и моделировать это в максе, нам легче было сделать это в Blender и перекинуть в 3ds Max, чтобы отрендерить. Это всё очень гибко. Иногда мы делаем анимацию про то, как собирается мебель, визуализируем это. Для этого мы используем 3ds Max и Blender, потому что там можно делать классные анимации. Например, чтобы горела свечка.

Akke:

3ds Max мы используем для фотореалистичных визуализаций в том случае, когда заказчику они более понятны, чем коллажная графика. Иногда запрос исходит от самого заказчика, а иногда мы предоставляем выбор, объясняя разницу между коллажами или визуализациями: в скорости, цене, формате подачи и удобстве восприятия. Бывает, мы сами решаем, что нужен именно такой вариант, если другой в данном контексте нам будет неудобен для работы.

Надя Торшина:

Если работаешь в SketchUp, удобно рендерить с помощью Enscape. Это быстрый рендер, который делает визуализации в реальном времени в файле SketchUp. Рендеры получаются очень симпатичные, а настройки — минимальные. Даже на не очень мощном ноутбуке можно ходить по отрендеренному интерьеру вместе с заказчиком, делать проходку — это очень круто.

В процессе работы мы не уделяем особенно много внимания фотореалистичным визуализациям, потому что они недостаточно точные. На картинках мы показываем сами объёмы: здесь у нас светлая доска, там — тёмная, но в итоге все материалы выбираем вживую с заказчиком на стройке. Иначе это лукавство: если ты делаешь фотореалистичный рендер, то проект будет один в один. Ты всё равно потом выбираешь материалы — например, подбираешь их глянцевость: нельзя предугадать, что поменяется в проекте. Сама модель и картинка нам нужны, чтобы задать общее направление, план-схему по дальнейшей работе с материалами. Но в дальнейшем мы контролируем всё на стройке и выбираем все материалы вживую.

Что в итоге?

Выбор оптимального софта для интерьерного дизайна полностью зависит от задач, которые вы перед собой ставите. У каждого специалиста свой пул навыков и траекторий работы, которые зависят от типа интерьера: процесс проектирования жилых и общественных интерьеров отличается.

Дизайнер может заниматься только концепциями, отдавая рабочую документацию и визуализацию (если она необходима) на аутсорс, а может самостоятельно разрабатывать весь проект, используя как можно больше программ и фишек. Пробуйте разные пути, применяйте знания на практике и изучайте рабочий процесс опытных студий — это поможет определиться в выборе удобного формата.

Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.