От студенческой дружбы до команды из 20 человек
Интервью: партнёры DA bureau
Алёна Шляховая
10.05.2023
Время чтения: 8 мин
Летом 2022 года мы поговорили с несколькими российскими архитекторами и дизайнерами интерьера о том, как устроена их работа: от самоопределения и основных принципов проектирования до предпочтений в софте и поисков заказов.
Это интервью — с партнёрами DA bureau Марии Романовой и Фёдором Гореглядом о разнице между архитекторами и дизайнерами интерьера, секретах успешной презентации и отбора сотрудников.
Смотрите в записи выше или читайте текст ниже.
Алёна Шляховая: Расскажите о бюро — как вы начали работать вместе?
Фёдор Горегляд: Всё началось лет 8 назад и стихийно: мы с двумя друзьями учились в Академии художеств Репина, и нам не терпелось попробовать себя вне учебных проектов. Мы много занимались разными конкурсами, у нас неплохо получалось, потому что у каждого были свои уникальные навыки, но вместе с тем и общее видение конечного результата. Когда мы стали занимать призовые места и входить в шорт-листы, у нас начали появляться первые небольшие заказы, в основном квартиры для друзей и знакомых. Уже тогда у нас сформировался определенный подход и была возможность оставаться ему верными: все мы работали в крупных архитектурных бюро, и совместная практика тогда не была нашим основным источником дохода, поэтому мы могли себе позволить брать только те заказы, которые нам были интересны. Потом к нам присоединилась Маша, привнеся свежие идеи в организационные и творческие процессы. С тех пор мы стали развивать бюро вчетвером.
Мария Романова: Мы проходили первые сложные этапы, переживали невероятный рост и испытывали страх от необходимости с нуля налаживать все рабочие процессы. Сейчас в команде больше 20 человек, и ещё несколько на удаленке, но все, кто положил начало бюро, по-прежнему с нами. Мы очень тщательно подбираем новых членов команды — нам важно найти тех, кто с нами на одной волне.
Алёна: А как вы отбираете сотрудников? Что должно быть в портфолио, чтобы вы пригласили человека на собеседование?
Мария: Портфолио должно быть красивое. Важно, чтобы человек хотел реализовываться творчески и горел стремлением воплощать свои идеи. У нас все очень быстро профессионально растут, проходя через огонь, воду и медные трубы за время работы над одним проектом.
Алёна: А что вы вкладываете в понятие «красивое портфолио»?
Фёдор: Красивое — это когда человек может грамотно презентовать материал. Но не только красиво рендерить и верстать — в проектах должна прослеживаться идея. Если портфолио классное, мы общаемся с человеком, чтобы понять, подойдет ли ему наша атмосфера: когда совпадают и качественное портфолио, и личностные характеристики, то это почти 100-процентный мэтч.
Мария: Нам ещё кажется, что классный проект — это тот, который можно описать в нескольких предложениях. Свои концепции мы тоже так проверяем.
Алёна: Вы архитекторы, но занимаетесь преимущественно интерьерами — у вас работает больше архитекторов или дизайнеров интерьера? Видите ли вы разницу в том, как они подходят к проектированию?
Мария: Мы сильно не разделяем, архитектор или дизайнер. У нас есть сотрудник без профильного образования, который делает очень крутые проекты. Хотя это, конечно, исключение из правила.
Ребята учатся друг у друга, и это сильно расширяет спектр нашей деятельности: мы можем круто сделать и 100-метровый ресторан, и кластер на несколько тысяч квадратных метров. У нас есть возможность расти сразу в нескольких направлениях. Команд, которые могут качественно сделать настолько разные объекты, мало, и нас ценят именно за это.
Фёдор: Сейчас мы делаем примерно 40 интерьерных и 10 архитектурных проектов параллельно. Сложно сравнить, что интереснее — спроектировать коттедж или 7-тысячный фудкорт в торговом центре. У нас нет такого жесткого разделения между архитектурой и интерьером, потому что в дизайн мы привносим то, что нам нравится в архитектуре, стараемся привнести архитектурный подход в этот масштаб. Мы отталкиваемся от планировочного решения, но проектируем не плоскостями или стенами, а сразу представляем пространство в объеме. Наш основной принцип — заложить основу пространства, его фундамент: это отражается на восприятии и позволяет считывать наш уникальный стиль.
Алёна: Вы упомянули про принципы проектирования в бюро. Можете рассказать о них подробнее?
Мария: На карантине мы решили написать манифест, где собрали принципы, которым всегда следовали, но никогда не пробовали облечь в слова, а когда команда здорово выросла, такая необходимость появилась. Мы живем тем, что делаем, и нам важно наличие общих ценностей и внимание к результату у всех сотрудников. Мы постоянно находимся в поиске новых идей, вместе ходим по открывающимся заведениям и пространствам — смотрим, анализируем. Для нас важно менять среду вокруг себя и делать мир лучше, мы считаем, что архитектор — это социально ответственная профессия.
Алёна: Расскажите, как у вас построен процесс работы над проектом. Как вы придумываете концепции — есть ли у вас любимые приемы?
Фёдор: Все проекты начинаются со сбора команды. В ней обычно 3-5 человек: руководитель, куратор, ведущий архитектор и архитектор.
Мария: В бюро 6 кураторов — основатели, партнёр бюро и арт-директор. Они общаются с заказчиком и координируют команды — следят за сроками и концепциями. Руководители — это ребята с опытом реализации, они движущая сила проектов. Они делают предпроектное исследование, придумывают концепцию, утверждают планировку, а дальше вместе с коллегами начинают поиск идей. Мы проводим много времени на первых этапах: взаимодействуем с заказчиком, смотрим похожие проекты. В основном заказчики четко понимают, что хотят увидеть, и концепция рождается исходя из ТЗ. Утвердив концепцию, мы уточняем планировку, делаем визуализации и рабочие чертежи.
Алёна: Получается, каждый раз команда собирается заново. А сколько проектов может вести один сотрудник?
Мария: Да, сформировавшихся команд у нас нет — нам кажется, что миксовать их между собой интереснее. Каждый человек может поработать со всеми, привнести в проекты что-то новое, научить коллег. Сейчас на 20 человек у нас около 50 проектов в работе, поэтому нагрузка довольно высокая: есть ребята, которые ведут одновременно по 6-7 проектов.
Алёна: Как удается совмещать свободу самореализации для сотрудников с собственными предпочтениями критериев качества?
Мария: Да, мы прислушиваемся ко всем, но у нас очень большая внутренняя цензура. Перед публичной презентацией результат всегда проходит через сооснователей или партнеров бюро — нам очень важно, что мы показываем заказчикам. Мы всегда презентуем только один вариант, потому что верим, что только одна концепция может подойти именно этому конкретному пространству — и мы должны быть в ней полностью уверены. Есть некоторые устоявшиеся базовые принципы и давно отработанные решения, которые мы используем постоянно и которые новые сотрудники узнают в процессе работы.
Алёна: Как заказчики обычно реагируют на то, что вы показываете только один вариант?
Мария: Мы верим, что люди, которые приходят за нашими идеями, полагаются на наше экспертное мнение, совпадают с нами в ценностях и полностью доверяют результату. Мы презентуем заказчику идею, только когда концепция доведена до совершенства, — ни убавить, ни прибавить. Показывать несколько вариантов — значит сомневаться в своих решениях. Чтобы не показать сырой результат, мы проходим несколько итераций правок.
Алёна: А как вы работаете с правками от заказчика? Часто ли приходится отстаивать свое мнение?
Фёдор: Глобальные правки бывают крайне редко. Часто люди приходят именно за нашим видением, и это дает нам кредит доверия — заказчики уже готовы к нестандартным решениям. Поэтому долго убеждать заказчика почти не приходится, достаточно просто сказать, что будет круто. Но если какие-то пункты не влияют на общую концепцию, и нужно просто доработать или изменить некоторые решения, то мы это делаем.
Алёна: Презентуют проекты всегда кураторы или архитекторы тоже участвуют в процессе?
Мария: Мы пришли к практике, что презентацию ведет вся команда: иногда архитекторы презентуют сами, кураторы просто подключаются в ключевые моменты. Нам кажется очень важным, чтобы вся команда тесно взаимодействовала с заказчиком, видела реакцию и отдачу.
Алёна: Как вы выстраиваете рассказ о проекте? Важнее нарративная составляющая или самая главная картинка, после которой не нужны слова?
Фёдор: Картинки всегда идут в самом конце. Это довольно абстрактная штука, которая дополняет образы, сформированные в процессе презентации. Сначала всегда идет описание того, как развивалась мысль при придумывании концепции — какой путь мы прошли, чтобы показать это единственное планировочное решение, которое нам кажется оптимальным. Один из наших фундаментальных принципов проектирования — сторителлинг: мы создаем каждый проект так, чтобы за ним стояла история. Мы всегда стараемся сделать так, чтобы концепцию можно было описать одной фразой или предложением.
Дальше мы рассказываем о самом планировочном решении, логистике, технических моментах. Дополняем это аксонометриями, чтобы показать, как все будет выглядеть в объеме. В самом конце показываем мудборд из картинок с фрагментами, материалами, общим вайбом — это не что-то финальное, а скорее описание того, что мы хотим донести.
Алёна: Для вас важнее планировочное решение или материальность и атмосфера проекта?
Мария: Это невозможно разделить, потому что когда ты находишься в пространстве, то в любом случае испытываешь эмоции. Мы думаем о том, как человек будет себя чувствовать в нашем проекте, и рассказываем, какие ассоциации и чувства хотим им вызывать.
Фёдор: Поэтому мы начинаем презентацию с рассказа, задаем эмоциональный тон и только потом переходим к планировке и конкретике. Человек должен с первого взгляда считать идею или по одной фразе понять суть проекта.
Алёна: А как вы балансируете между первым впечатлением от проекта и качеством реализации? Что из этого для вас важнее?
Фёдор: Качественная реализация — один из главных принципов нашей работы, мы всегда стараемся довести её до максимума. Мы хотим, чтобы всё задуманное было реализовано. Первое впечатление всегда важно, но оно неразрывно связано с качеством: если выложиться на этапе реализации, то и первое впечатление будет убедительным.
Мария: Между визуализацией и реализацией может быть разница только в лучшую сторону. Нам кажется, что классно придумать и нарисовать 3D могут многие, а реализовать — уже значительно сложнее.
Алёна: Занимаетесь ли вы целенаправленно продвижением бюро?
Фёдор: У нас есть человек, который занимается позиционированием бюро в интернете, соцсетях, конкурсах, запросах. Но активно мы не рекламируемся: искренне верим, что результат сам за себя всё говорит — и с небольшими, и с крупными проектами для нас всегда работало сарафанное радио.
Алёна: У вас очень классный сайт, вы ведёте соцсети — почему важна эта коммуникация с внешним миром?
Фёдор: В начале у нас был только Behance, который мы вели сами. Со временем нас стали замечать в других регионах и странах, и оказалось, что многим важно наличие сайта. Так возникла необходимость создать портал, где мы могли бы публиковать результаты работы и структурировать их так, как считаем нужным. Сайт — это грамотно с точки зрения позиционирования, красиво и удобно. Это наше любимое дитя, мы были неимоверно счастливы, когда он запустился, но с ним было очень много запары.
Алёна: Вы планируете выходить на зарубежные рынки — или, может, уже вышли?
Фёдор: Мы давно думали о развитии в Европу, это было логичным желанием после участия в мировых конкурсах. Сейчас у нас есть офис в Таллине, откуда ведется работа над проектами за рубежом, их сейчас около десяти. Мы развиваем новые связи и направления.
Мария: Весной, например, открылся ресторан в Лондоне, который мы сделали.
Алёна: Вау! Это благодаря конкурсам?
Мария: Нет, это наши заказчики из Петербурга переехали в Лондон и решили поработать с нами еще раз. Это был необычный, но невероятно интересный опыт: там совсем другие нормы строительства, специфика в рабочей документации, планировочных решениях, согласованиях. Много подводных камней, которые мы успешно прошли.
Алёна: У вас не было подрядчика на британской стороне?
Мария: Нет, мы адаптировали чертежи самостоятельно по техническому заданию заказчика, а подрядчик с его стороны взял на себя согласования.
Алёна: Чтобы делать такие проекты, не нужна лицензия? Кажется, в Англии с этим довольно строго.
Мария: Нужна для капитального строительства и перепланировок, но нам повезло, потому что мы делали ресторан в помещении, которое до этого принадлежало другому ресторану. Поэтому мы ничего не демонтировали и не меняли зонирование, за счет этого сведя к минимуму все согласовательные процессы.
Алёна: В каких программах вы работаете? Есть ли какой-то регламент работы или просто устоявшийся порядок действий?
Фёдор: Сейчас мы несколько лет как перешли в Revit. Он дает много возможностей в плане презентации на начальных этапах, позволяет проще объяснить заказчику объемное решение. Поэтому регламент есть — всем новым сотрудникам желательно иметь навык работы именно в Revit.
Для визуализаций мы используем 3ds Max в связке с Corona Renderer. Иногда используем SketchUp для быстрой эскизной концепции. Верстка — в InDesign. В Photoshop дорабатываем рендеры, но чем больше развивается Corona, тем меньше остается потребности в постобработке.
Алёна: В какой момент вы используете SketchUp? Начинаете придумывать там проект, а потом переходите в Revit?
Мария: SketchUp мы используем в основном для эскизов, чтобы заместить 3ds Max, в котором визуализации делаются довольно долго.
Фёдор: Обычно мы проектируем сразу в Revit — работаем в модели, которую подрядная организация выстраивает по 3D-скану пространства. У нас есть удобный шаблон для работы, который мы постоянно дорабатываем. Чертежи мы тоже экспортируем из Revit.