Алёна: Теперь хотим спросить, как вы строите работу над проектами. Расскажите для начала, сколько у вас сотрудников, и сколькими проектами занимается каждый?
Евгений: Примерно 100 человек. Из них человек 80 — с архитектурным образованием. Часть из них занимаются только визуализацией и графикой. Часть — только макетами. Часть — только интерьерами. Проектируют здания примерно 60 человек. Сейчас они делают около 30-ти проектов. Грубо говоря, проекты можно разделить на 3 группы: 10 штук сейчас на концептуальной стадии (плюс конкурсы), ещё для 10-ти чертится рабочка и ещё 10 строятся. Если речь о концепции, её могут делать до 25-ти сотрудников. Рабочую документацию для проекта обычно делают от 2-х до 5-ти человек. Если стройка идёт медленно, то мы говорим, что на этом проекте задействован не целый человек, а 0,3 или 0,4 человека.
Если поймать кого-то в коридоре и спросить: «Какие у тебя сейчас проекты?», большинство ответит, что не один: «По одному езжу на стройку, по другому — работаю с утра до вечера, а на третьем лучше всех знаю, что мы придумали в концепции, поэтому отвечаю на вопросы группы, которая делает следующую стадию».
Алёна: А как вы нанимаете людей? Вот Ольга много преподаёт, и много её студентов приходит в бюро — когда ты сам воспитывал этого человека, то понимаешь, что в него вложил. А если приходит кто-то ещё, то на какие качества вы обычно смотрите?
Евгений: Обычно интервью проводят несколько человек, чтобы потом можно было обменяться впечатлениями. Сначала мы внимательно вчитываемся в CV, смотрим, нет ли там каких-то странных поворотов, вроде того, что человек в нескольких хороших компаниях работал по два месяца — сразу думаешь, почему так: у него неспокойно на душе или он всем везде мешал?
Портфолио тоже смотрим, но это не всегда решающий фактор. И очень важен разговор на встрече, только по нему мы можем понять, что это за человек и какие у него ожидания от работы. Последнее особенно важно: некоторые архитекторы, особенно начинающие, приходят к нам со слишком романтическим представлением о бюро.
Павел: Красивое портфолио ещё не значит, что специалист хороший. Иногда оно выглядит очень хорошо, но потом выясняется, что человек не может решить какие-то архитектурные задачи. Очень важно личное общение: часто может заинтересовать опыт, рассуждения, юмор кандидата.
Евгений: Ещё важнее — испытательный срок. За 3 месяца становится понятно, может ли человек работать именно у нас — ведь в каждом бюро своя спе цифика, свой подход. Возможно, человек просто не подойдёт нам, а в другом бюро пригодится и будет отлично работать. По собеседованию это угадать невозможно.
Ольга: У меня более идеалистические представления, я отвечаю за идеализм в нашем бюро.
Сперва мы отбираем кандидатов по портфолио, то есть не все попадают сразу на собеседование. Кстати, благодаря Софт Культуре красивых, хорошо свёрстанных портфолио в последние годы становится всё больше. Дальше, беседуя с человеком, мы стараемся почувствовать, насколько у нас близкие ценности, потому что представления о красоте, о правильности и неправильности — они очень субъективные. Хочется найти людей, которые так же как мы смотрят на мир и воспринимают красоту. И обычно во время собеседования прямо чувствуется, если это наш человек: он просто очень сильно начинает нравиться.
Все, кто работает у меня в концептуальном отделе, очень нравятся мне лично. Каждый день отправляясь на работу, я знаю, что буду рада их видеть, я восхищаюсь ими и влюблена в их талант — в этом есть особенная сила.
Павел: Да. Работа тяжёлая, напряжённая, поэтому важно, как сотрудники будут взаимодействовать между собой даже просто по-человечески.
Ольга: Да, и обычно пятнадцати минут на собеседовании достаточно, чтобы почувствовать этот контакт.
Евгений: Я сейчас понял, что все, кого мы взяли за последний год, те, кем мы реально довольны, — это все, кто очень понравился нам сразу на собеседовании.
Ольга: Да, и по-моему это не навык, который можно специально натренировать и вообще как-то искусственно создать. Если мы человека не берём, это не значит, что он хуже других. Важно, чтобы каждый оказался как-то на своём месте, где ему будет лучше всего и где он максимально раскроется.