Меню

Выставочный дизайн, манифест белых стен и кураторское видение

Интервью: команда архитектурного бюро Treivas

Алёна Шляховая, Полина Патимова, Катя Субботина

06.04.2023

Время чтения: 15 мин

Летом 2022 года мы поговорили с несколькими российскими архитекторами и дизайнерами интерьера о том, как устроена их работа: от самоопределения и основных принципов проектирования до предпочтений в софте и поисков заказов.

Это интервью — с командой бюро Treivas о том, как в бюро проектируют выставки. 

Смотрите в записи выше или читайте текст ниже.

Алёна Шляховая: Расскажите, кто есть кто.

Ольга Трейвас: Я руководитель студии. Елена Корнилова сделала гигантское количество выставок в роли архитектора, а сейчас продолжает их курировать в качестве директора. Алёна Коваленко — наш PR-менеджер. Она пришла из среды искусствоведов и кураторов, поэтому стык архитектуры и изобразительного искусства — именно та область интересов, которая её больше всего привлекает.

Алёна Ш: Как и когда вы начали заниматься выставочным дизайном?

Ольга: В 2008 году я осталась без работы. Это было сложное время, и мне пришлось немного перенастроить фокус, а в выставочном дизайне тогда почти не было конкуренции. Так шаг за шагом началось это приключение. Сделать первую выставку меня позвали Ирина Меглинская1 и Антон Белов2. Это была фотовыставка на Винзаводе3. Всё сложилось очень удачно: правильный фотограф, правильный куратор, интереснейшее место. 

Алёна Ш: А чем вы занимались до этого? 

Ольга: Я работала в архитектурном бюро, которое было сконцентрировано на быстрых ярких проектах и отличалось больше манифестами, нежели добротными архитектурными решениями. Наверное, какой-то импульс пришёл оттуда: интерес к выставкам родился именно из манифестов, над которыми я работала в том бюро. А опыт работы с чем-то вещественным, более декоративным, тактильным и постоянным появился гораздо позже.

Чем выставочный дизайн отличается от остальных и каким он бывает

Алёна Ш: Расскажите про особенности работы с выставками — преимущества и вызовы для архитектора. Это ведь короткие проекты: они быстро создаются и недолго существуют.

Елена Корнилова: Каждая новая выставка — новая тема для изучения: мода, авиация, наука, исторические события и личности. Это расширение кругозора. Да, можно очень быстро увидеть воплощение своих идей. И так же быстро отработать приёмы, которые потом будешь использовать в следующих проектах. В архитектуре это случается не так часто. 

Алёна ШЧем дизайн выставок отличается от дизайна других пространств? Может быть, больше ставка на первое впечатление и меньше внимания к деталям, жизнеспособности, износостойкости?

Ольга: Ты сама ответила на свой вопрос (смеётся). Безусловно, для нас это и ответственность, и свобода. Например, сценический дизайн мы обычно видим только на расстоянии или на экране, он сильно оторван от реальности. С выставкой мы всё-таки соприкасаемся в материальном мире и рассчитываем, что она должна в нём продержаться хотя бы месяц-два. 

Проектирование постоянных экспозиций, скорее, похоже на работу с интерьерами, но мы больше занимаемся временными. Там мы можем сделать белый пол, как на выставке к 15-летию ММOМА 4, или, наоборот, пробовать что-то очень яркое, потому что понимаем, что никому не придётся жить там постоянно. Или можем позволить себе какую-то хрупкость. 

Отсюда вытекает вопрос об ответственности. Бывает, приходишь на выставку, и архитектура прямо бросается на тебя, не оставляя повода поинтересоваться, про что экспозиция, — все интересуются только, кто её архитектор. Это настолько возмутительно, что мы даже написали «Манифест белых стен», где призвали музеи выдохнуть, сделать паузу и дать экспонатам говорить за себя. Прекратить показывать все эти безумные архитектурные рамы. 

  • «Музей с предсказаниями» — выставка к 15-летию МОММА. Москва, 2014  
  • «Музей с предсказаниями» — выставка к 15-летию МОММА. Москва, 2014  
  • «Музей с предсказаниями» — выставка к 15-летию МОММА. Москва, 2014  
  • «MMOMA 99/19» — выставка к 20-летию МОММА. Москва, 2019  
  • «MMOMA 99/19» — выставка к 20-летию МОММА. Москва, 2019  
  • «MMOMA 99/19» — выставка к 20-летию МОММА. Москва, 2019  
  • «MMOMA 99/19» — выставка к 20-летию МОММА. Москва, 2019  
  • Джон Балдессари. 1+1=1. Москва, 2013  
  • Джон Балдессари. 1+1=1. Москва, 2013  
  • Джон Балдессари. 1+1=1. Москва, 2013  

Алёна Ш: Расскажите подробнее об этом манифесте. Как я поняла, речь о том, что архитектура выставки не должна мешать восприятию экспонатов?

Ольга: Именно. Есть несколько типов экспозиционного пространства. 

Если мы работаем с яркими вещами или оригиналами, то просто аккуратно проводим посетителя по выставке от одной вещи к другой, вместе с куратором постепенно раскрывая её нарратив, но не внедряясь в него. Так было, например, с выставкой Джона Балдессари: мы покрасили стены в белый и распределили по пространству небольшие графические паузы — яркие скамьи и некоторые другие акценты. Так мы старались поддержать его ироничное отношение к живописи.

Если мы работаем с документальной выставкой и создаём объекты целиком с нуля, то можем позволить себе сформировать собственную атмосферу. 

Наверное, это два полюса, между которыми мы двигаемся. Всегда грустно смотреть на шедевры, меркнущие в тени множества декораций. 

Полина: У вас большое портфолио и много разных подходов: какие-то выставки более лаконичные, в каких-то гораздо больше дизайна и детализации — как вы находите нужный баланс?

Алёна Коваленко: Иногда зал, готовящийся принять выставку, отчаянно требует элементарного косметического ремонта. Мне нравится инсталляция художницы-концептуалистки Марии Айххорн под названием «Деньги в бернском Кунстхалле». Бюджет, выделенный для её выставки, Мария потратила на ремонт зала, в котором та должна была проходить. Его посетители видели строителей, шпатлюющих стены. 

Наша выставка к 15-летию MMOMA, по-моему, подкупала именно своей чистотой. Даже тех, для кого это пространство было очень знакомым, она ослепляла своей белизной.

Ольга: Там почти не было каких-то ярких элементов, кроме разве что скамеек. Библиотека с книгами, расставленными обложками к зрителю, стала самым запоминающимся залом, визитной карточкой выставки. Там проводили события образовательной программы.

Например, на выставке «Проспект Непокорённых» мы сделали чуть более активную архитектуру. Её куратор Настя Шавлохова5, очень яркая персона, пришла к нам с ощущением, от которого в дизайн мы забрали лишь одну деталь: ступенчатый профиль стены — он стал таким лейтмотивом выставки. Это был, пожалуй, самый активный элемент там, а в целом дизайн был довольно спокойным; иногда мы решаемся на гораздо более выразительную архитектуру.

Елена: Всё зависит от контента, который мы собираемся показывать. Уважительное отношение к контенту — самое важное. Иногда он настолько самодостаточен, что белые стены — идеальный вариант. Иногда его нужно поддержать архитектурой. А иногда архитектура должна выйти на первый план.

Ольга: Иногда это может быть один яркий приём. 

Алёна Ш: Один для всего проекта?

Ольга: За больше чем десять лет мы прошли разные мнения на этот счёт. Сперва это был восторг от возможности показать себя через быстрые проекты — его часто чувствуют начинающие архитекторы. С течением времени наша позиция менялась, и сейчас мы всегда ищем два ключа: к контенту и к пластическому решению. Или его отсутствию — смотря что лучше расскажет о проекте.

Елена: У выставки к 20-летию ММOМA было 20 кураторов совершенно из разных областей, и нам нужно было как-то объединять их, чтобы выставка не рассыпалась. Для этого мы использовали свет: в каждом зале разместили какой-то световой объект. 

Ольга: И таким же приёмом стала сетка в анфиладе, отведённой Фёдору Конюхову, — это и параллели и меридианы, и — одновременно — телевизионная сетка и свет из телевизора. Каждому из кураторов мы тогда предложили своё видение их, грубо говоря, профессии. Кто-то с лёгкостью его принял, кто-то немного скорректировал. Кто-то сказал «Вы вообще ничего не понимаете» и пришёл со своим готовым проектом. Но чтобы всё успеть в срок, собрав очень разных людей с сумасшедшими графиками, нужно было подготовиться и заранее сделать проект за каждого.

Как архитектор взаимодействует с куратором выставки

Алёна Ш: Как распределяются роли между архитектором и куратором? 

Ольга: Очень по-разному. У Алёны как раз есть опыт и в роли концептуального заказчика, и в роли куратора.

Алёна К: Я много работала с выставками в качестве куратора — пять лет в Институте русского реалистического искусства. Я была тем человеком, который приходит к архитектору и говорит что-то вроде: «Вот выставка про молодых художников, все они задействуют в своих работах городскую ткань, и я хочу видеть на выставке город, но она должна быть не совсем про город, чтобы это было не буквально». То есть я показывала архитекторам работы художников и какой-то авторский текст, а дальше мы вместе начинали думать над концепцией выставки. Иногда у меня было какое-то представление о том, что хотелось увидеть в итоге, но это всегда совместная постепенная работа, а не то, что «Как я сказала, так и будет». Обычно это два соавтора, одинаково ответственных за успех проекта. Теперь, работая в архитектурном бюро, я могу смотреть на него с другой стороны, изнутри. 

Ольга: Чаще это взаимопроникающий диалог, но иногда работать с художником, чётко понимающим свои цели, почти диктатором, — тоже классный опыт. Готовя выставку Марины Абрамович, мы, стремясь хоть как-то подсветить своё эго, пытались рассказать зрителю, как нам казалось, что-то новое о её работах. И каждый раз слышали в ответ от её команды аккуратное «нет, спасибо». Причём эта выставка получилась одной из чистейших и интереснейших. 

Алёна К: Мне кажется, работа с куратором и с художником — разные вещи. Напрямую с художником иногда сложно работать даже куратору. Художники — творческие люди, у которых обычно уже есть своя картинка в голове и которые редко работают в команде. 

Ольга: Куратор — с одной стороны, заказчик, с другой — на нём лежит большая ответственность, ведь именно он соединяет все эти противоречия, сложности, конфликты и очень мягко умеет договориться со всеми. Это большая работа, и мы очень уважаем мастеров этого дела. А если чувствуем, что куратор начинающий, то подставляем плечо — такое тоже бывает.

  • Проспект Непокорённых. Москва, 2017  
  • Проспект Непокорённых. Москва, 2017  
  • Проспект Непокорённых. Москва, 2017  
  • Проспект Непокорённых. Москва, 2017  
  • Марина Абрамович: в присутствии художника. Москва, 2011  
  • Марина Абрамович: в присутствии художника. Москва, 2011  
  • Дом быта. Москва, 2022  
  • Дом быта. Москва, 2022  
  • История моды: от авангарда к ГОСТу. Москва, 2015  
  • История моды: от авангарда к ГОСТу. Москва, 2015  
  • Детектив. Москва, 2014  
  • Детектив. Москва, 2014  
  • Детектив. Москва, 2014  

Как строится работа бюро

Полина: С чего обычно начинается работа над проектом?

Елена: Сначала мы всегда оцениваем исходные данные: контент, видение куратора, бюджет, возможности и ограничения площадки. Это позволяет выбрать вектор работы с архитектурой выставки. 

Ольга: Чисто технически всё начинается с обмеров. Если речь о зале простой формы размером 10 м2, то его могут обмерить и сами архитекторы. Но если это большой объект со сложной геометрией, например, как Бахметьевский гараж6 или анфилады Петровки7, Гоголевского8, то у таких институций точно есть хорошие обмерные чертежи. Вообще, ответственность за верность исходных данных всегда должна быть на заказчике. Если есть причины им не доверять, лучше лишний раз проверить и помочь что-то исправить. Но не заниматься этим самостоятельно, а заказывать 3D-обмеры профессиональной организации, у которой есть для этого специальное оборудование. 

Алёна Ш: Насколько важно видеть весь перечень объектов, прежде чем приступать к разработке концепции? Или это вообще не имеет значения? 

Елена: Это важно, но не всегда возможно. Однажды мы до последнего ничего не знали об экспонатах — это было на выставке к 15-летию ММOМA. Пришлось придумать максимально гибкие и разнообразные пространства. 

Алёна Ш: С начальным этапом всё понятно. А что происходит дальше? Выработалась ли уже какая-то универсальная последовательность действий?

Ольга: Определённая цикличность есть. По каждому проекту мы устраиваем регулярные промежуточные встречи с заказчиками и для каждого подбираем наиболее понятный способ коммуникации: например, не все заказчики готовы обсуждать проект на чертежах и моделях. Иногда бывают нужны ещё фотографии, референсы по материалам, а иногда — поэтический рассказ. 

Алёна Ш: А как вы внутри бюро понимаете, что нужное решение найдено?

Ольга: Просто в разговоре. Наверное, это опыт, который со временем превращается в интуицию. 

Полина: Как сейчас устроена ваша команда? Сколько в ней человек, как вы делите задачи между собой? Работают ли над выставками совсем новые сотрудники или интерны?

Ольга: Мы знакомимся с выставкой всем бюро, но концентрируются на ней 1–2 архитектора. Лена курирует проект, а потом передаёт его Алёне.

Насчёт молодых сотрудников: выставки делаются быстро, и времени на исправление ошибок нет. Поручить выставку интерну — всегда риск. Здесь главное — не путать работу с образовательными процессом. В работе важно иметь возможность использовать сильные стороны друг друга, а не вытягивать слабые. Молодые архитекторы часто приносят свежие, сумасшедшие идеи, а мы уже обременены опытом и сразу понимаем, какие из них можно воплотить в жизнь, — так рождается что-то интересное.

Как строится работа с заказчиком

Алёна Ш: За сколько до открытия выставки нужно начинать её строить?

Елена: Зависит от размера экспозиции, но обычно на монтаж нужно 1–2 недели — это максимальный срок, который музей может себе позволить между закрытием одной выставки и открытием следующей. Если нам не хватает этой паузы, мы начинаем подготовку раньше. Некоторые объекты целиком собираются на производстве и приезжают на стройку уже готовыми. Но кроме монтажа есть ещё этикетаж, графический дизайн, развеска и настройка освещения и расстановка самих экспонатов. В идеале, за день до открытия всё должно быть готово. 

Алёна Ш: Есть ли у вас какие-то требования к заказчикам? Или просто какие-то условия, о которых вы всегда их сразу предупреждаете.

Алёна К: Важно иметь список экспонатов и их размеры.

Елена: Это какая-то идеальная картина. Если есть что-то, за что мы точно не возьмёмся, это, пожалуй, слишком короткие сроки: иногда могут попросить сделать выставку за месяц. Мы понимаем, что это невозможно.

Ольга: Да, ввязываться в такие проекты — игра, не стоящая свеч. Обычно их инициируют команды, которые действительно за месяц могут сделать чудо. Но делать такие чудеса нормой для практики не хочется. К тому же они всегда сулят нарушения бюджетных договорённостей и неразбериху. Лучше дождаться выставки, которая готовилась полгода.

И многое зависит от размаха. Постоянные экспозиции планируются за год-два вперёд, независимо от их размера. Если это какой-то временный лёгкий поп-ап, его можно сделать быстро. Но если это что-то среднее, как выставки, на которые мы привыкли приходить в ММOМA, «Гараж», ГЭС9, то они, как правило, собираются, анонсируются и придумываются за год.

Как строится работа с подрядчиками

Алёна Ш: Сложился ли у вас за годы работы какой-то пул подрядчиков?

Елена: Мы успели познакомиться с немалым количеством команд и в большинстве случаев знаем, кто именно возьмётся за реализацию того или иного объекта. Работать с проверенными подрядчиками — значит избежать сюрпризов, потому что выставка — очень подвижный процесс: нужно быстро принимать решения, всё время маневрировать. Но выбор подрядчика всегда за музеем, мы можем только рекомендовать. 

Ольга: Сложнее только организаторам свадеб.

Елена: Да, понервничать приходится, не без этого. Но мы всегда укладываемся в сроки, другого выбора нет. 

Ольга: Раньше мы работали с московскими музеями, прекрасно понимаем, чего ожидать, и знаем, где стоит подстраховаться. А сейчас 70% проектов мы ведём за рубежом на английском. Это новый опыт. Каждый раз возникают новые неожиданности, но мы стараемся вникнуть в особенности работы в каждой из стран. Например, задания могут быть сколь угодно подробными, но их просто никто не прочитает. Или, наоборот, лаконичными, но после одной личной встречи с пояснениями всё будет прекрасно. Где-то вообще нужно приходить на площадку и возводить всё вместе со строителями, показывая примеры.

Алёна Ш: Приглашаете ли вы отдельных специалистов по работе со светом, графических дизайнеров для разработки оформления и навигации выставок? Это части какой-то единой концепции, за которую вы чувствуете себя ответственными? Или как сосуществуют эти области работы?

Елена: Мы отвечаем за всё, что составляет выставку, в том числе освещение и графический дизайн. Графический дизайнер на выставке обязательно всегда присутствует, мы работаем с ним вместе. 

Ольга: Некоторые графдизайнеры настолько самобытны, что дополняют архитектурный проект. А у некоторых институций уже разработан собственный дизайн, и мы не можем его менять.

Елена: С освещением так: если позволяет бюджет или если проект уделяет особое внимание именно свету, то мы можем пригласить светового дизайнера.

Ольга: А иногда нам хватает своего опыта. Например, с выставкой о российском авангарде в Центре Гейдара Алиева в Баку. Это здание Захи Хадид, и референсом, который связал бы искусство той эпохи с залом такой странной формы, нам показалась «Космическая одиссея»: как будто летающая тарелка взяла шедевры авангарда и отправилась с ними парить в космосе. В результате мы просто перевернули всё освещение с ног на голову.

Чаще настройка освещения требует определённой грамотности, и технический персонал музея — монтажники и осветители — обладает если не специальным образованием, то потрясающим выработанным со временем чутьём. Послушать тех, кто повесил уже миллион работ, всегда стоит.

  • Expo Time! Культурный код ВДНХ. Москва, 2019  
  • Expo Time! Культурный код ВДНХ. Москва, 2019  
  • Expo Time! Культурный код ВДНХ. Москва, 2019  
  • Expo Time! Культурный код ВДНХ. Москва, 2019  
  • Zamaninda. Российский авангард в Баку. Баку, 2019  
  • Zamaninda. Российский авангард в Баку. Баку, 2019  
  • Потрет посетителя. Москва, 2019  
  • Потрет посетителя. Москва, 2019  
  • Потрет посетителя. Москва, 2019  
  • Энциклопедия фотографии. Москва, 2016  
  • Энциклопедия фотографии. Москва, 2016  
  • Энциклопедия фотографии. Москва, 2016  
  • Энциклопедия фотографии. Москва, 2016  

Что происходит после реализации

Полина: Фотографируете ли вы свои выставки? Кто обычно этим занимается: вы или музей?

Алёна К: Мы стараемся документировать все свои проекты, не только выставки. Это архив, к которому мы постоянно обращаемся. Сейчас все музеи понимают, что если выставка временная, то её нужно сфотографировать, чтобы сохранить результат проделанной работы: ведь иногда от неё не остаётся ни каталогов, ни публикаций. Так что, документируя выставки, мы оставляем подарок для будущего исследователя. Музейщики тоже это понимают, поэтому всегда идут навстречу в вопросах, касающихся организации съёмок. 

У нас уже даже сложился пул знакомых выставочных фотографов. Это отдельный жанр, не похожий, например, на интерьерную фотографию: иногда у экспонатов нет антибликового стекла и важно найти правильный правильный ракурс — не все знают об этих подвохах.

Ольга: Вообще, архивировать, переживать и перерабатывать итоги выставки нужно как минимум из уважения к себе и к команде. Над каждым проектом работает множество прекрасных специалистов, и мы собираем архив в том числе и для них — как дань уважения друг к другу, это как чистка зубов.

Полина: Вы тратите много времени не только на съёмку, но и на написание текстов к проектам, причём на двух языках: русском и английском. Почему это важно?

Алёна К: Всегда хорошо вывести проект за пределы нашей внутренней кухни. Обычно я начинаю заниматься этим сразу после открытия выставки. Во время пандемии многие из них оказались виртуальными, но даже тогда удавалось придумать какие-то способы их продвижения. Кстати, благодаря этому нас стали звать в разные образовательные инициативы. Например, для выставки к 20-летию ММOМА (той, где было 20 кураторов) в карантин на рубеже 2019 и 2020 годов нам предложили сделать эфир об истории её создания, источниках вдохновения и особенностях работы с кураторами. Вообще, мы стараемся выходить за рамки привычных форматов продвижения, хотя, конечно, пользуемся и традиционной почтовой рассылкой. 

Полина: Помогает ли присутствие в публичном поле получать новые заказы?

Ольга: Есть три одинаково важных категории людей, которым мы хотим о себе рассказать. Во-первых, архитекторам — людям, с которыми мы хотим работать, с кем хотим состоять в одной команде. Я, как руководитель, — в хорошем и плохом смысле заложник талантов своих коллег. 

Заказчикам наша публичность, скорее, просто помогает подтвердить свой выбор, а приходят они обычно после рекомендации. Или после того как увидели работу, чаще даже своими глазами, чем на фото. 

И третья важная составляющая, для чего мы вообще занимаемся продвижением, — это диалог с внешним миром, с профессиональным сообществом — людьми, с которыми мы существуем в едином контексте. То, что сейчас происходит с Россией, — безусловно, культурная изоляция. И нам нужно стараться поддерживать коммуникацию со всеми. Даже если мы показываем проекты, сделанные в России, нам нужно найти способ корректно о них рассказать, чтобы не прерывать взаимное культурное обогащение и обмен.

Полина: Как вы начали работать за границей и с какими трудностями встретились на международном рынке?

Ольга: Мы всегда контактировали с иностранными кураторами и другими деятелями культуры. Сейчас большая часть наших проектов не в России. Мы ведём их на английском и стали больше путешествовать, но нам ещё предстоит переподготовить свою юридическую и экономическую базу и вообще перенастроить некоторые привычные технологии. Конечно, это пока заметно усложняет процесс: нужно время, чтобы вникнуть в местные материалы и специфику работы. Как правило, на местах есть для этого специальные гиды либо мы объединяемся с локальными бюро. Но в целом, мы всё равно выбираем прежде всего заказчика, сроки, проект, который нас будет захватывать, а всё остальное находится в процессе, хоть первое время это и нелегко.

Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.