Как писать об архитектурных проектах

Для портфолио, конкурсов и заявок на публикацию

Полина Патимова

09.09.2021

Время чтения: 8 мин

Вместе с архитектором и редактором Полиной Патимовой объясняем, как устроены тексты об архитектурных проектах, зачем их писать и на какие вопросы обязательно стоит ответить.

Описания проектов — это не художественные тексты и не эссе. Их задача — рассказать о проекте по делу и без воды. Это не означает, что текст должен быть написан языком пояснительных записок — в нём может звучать авторская интонация, но важно понимать, для кого вы пишете свой текст: для приёмной комиссии или работодателя, для конкурсного жюри или для редактора, который будет готовить публикацию о вашем проекте. 

В разных ситуациях меняются и интонация, и смысловые акценты в тексте, но в любом случае лучше объяснять свои идеи предельно просто, обходиться без сложных грамматических оборотов, заумных слов и околофилософских терминов — всё это мешает понять суть. 

При написании текстов об архитектурных проектах (как и любых других текстов) не существует чётких правил, но есть приёмы, которые помогут сделать текст понятнее и содержательнее. Ниже мы предлагаем базовую структуру, на которую можно опереться, а затем адаптировать под разные задачи. 

Зачем писать тексты?

Текст в архитектурном портфолио или заявке на конкурс — вспомогательный элемент. Он работает как дополнительный источник информации: короткая аннотация к проекту. Не стоит путать его с эссе и пытаться рассказывать в нём всю историю создания проекта, художественных поисков и сомнений. Текст должен быть максимально информативным и концентрированным.  

Представьте, что вам надо рассказать о проекте только с помощью текста, без изображений. А затем представьте, что вам надо рассказать о проекте только с помощью изображений — визуализаций, планов и схем. Один тип информации может работать без другого, но рассказ о проекте, скорее всего, будет неполным. 

Изображения и текст должны дополнять, а не дублировать друг друга: то, что показано на аксонометрии, можно не упоминать в тексте, зато в нём можно объяснить общий замысел проекта, а на визуализациях и схемах объяснить, как именно он работает. 

Полина Патимова:

Большинство архитекторов ненавидят писать и воспринимают любой текст как мучительную формальность, без которой нельзя обойтись. На самом деле текст о проекте помогает обратить внимание читателя на самое главное — в том числе на то, что сложно объяснить на чертежах или визуализациях.


«Хижина на дне»

Текст из ежегодника МАРШ 2019–2020 о проекте Ильи Пигарева: 

Особым местом на пути Ильи Пигарева от дома до школы стал «остров железной дороги» под стенами Андроникова монастыря. Центр повседневности Илья создал для местного сообщества, обитающего вблизи Курского вокзала.

Хижина длиной 30 метров, вытянутая вдоль железнодорожных путей, появляется на пути в овраге. Хижина выстроена вокруг дровяной печи с двумя дымоходами, которая обогревает помещение и вмещает дюжину спальных мест. В небольшую дверь на глухом торцевом фасаде входят люди, исключённые из социума: они отдыхают в хижине на полатях и за большим столом, а затем выходят через такую же дверь в противоположной стороне, продолжая свой путь. 

Проект был удостоен ежегодной премии факультета архитектуры, искусств и дизайна London Metropolitan University (LMU).

О чём писать?

Универсального принципа для описания проектов не существует: каждый текст нужно придумывать для конкретной задачи и разных читателей. Например, если вы собираете портфолио, чтобы показать коллегам-архитекторам, в повествовании надо упирать на идеи и архитектурные находки. А если портфолио предназначено для заказчиков — на проблемы, которые решает проект.


Павильоны в Лужниках

Текст из журнала Tatlin Mono. Архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и партнёры»: 

Два павильона в парке у стадиона в Лужниках дополняют масштабную программу развития территории. Построенные к Олимпиаде-80 комплекс спортивных объектов и прилегающий парк готовят теперь к Чемпионату по футболу 2018 года. В двух симметричных павильонах прямо перед Большой ареной будут кафе, которые пригодятся не только во время мундиаля — комплекс, включая обновлённую набережную, должен будет круглый год привлекать москвичей, занимающихся и профессиональным, и любительским спортом.   

Есть несколько вопросов, на которые в любом случае стоит ответить, описывая свой проект: 

1. Что вы спроектировали? 

Нужно найти слово или формулировку, которые помогают читателю представить масштаб проекта: инсталляция, дом, гаражный кооператив, мастер-план. Ещё лучше — формулировку, которая вдобавок описывает контекст и какие-то характерные черты: временная инсталляция, дом в лесу, культурно-гаражный кооператив в спальном районе, мастер-план для серого пояса.

2. В чём главная идея проекта и как она реализуется через архитектуру? 

На этот вопрос, состоящий из двух частей, нужно отвечать максимально коротко — это всегда очень трудно, ведь за проектом, скорее всего, стоит большая история. Но это интеллектуальное упражнение очень полезно проделать.

Помните, что этот текст — короткий тизер к изображениям, поэтому вы настраиваете оптику читателя, помогая сфокусироваться на главном. Если специально для павильона разрабатывались деревянные узлы, и это повлияло на архитектуру — напишите об этом. Если у здания меняется этажность, объясните, почему это случилось. Здесь важно установить причинно-следственные связи между задачей и ответом на неё — и объяснить, почему ваш проект получился именно таким.

3. Из чего всё это сделано? 

Материалы и конструкции всегда прямо влияют на характер зданий, поэтому стоит коротко рассказать о материальной стороне проекта — или объяснить, почему она не прорабатывалась. 

4. Что самое характерное в этом проекте? Чем он отличается от других?

Если это важно, можно обратить внимание читателя на самые распространённые архитектурные элементы, которые видны на всех изображениях: глухие фасады, лестницы или большой атриум и объяснить, почему появились эти элементы.

5. Какие сценарии предусматривает проект? 

Если благодаря двум сквозным аркам можно пройти квартал насквозь, свет попадает внутрь только через окулюсы или коровы бродят по пандусам, — об этом точно стоит написать. Особенно если всё это изображено на визуализациях, разрезах или схемах.

6. Что окружает проект, и как он откликается на контекст (если откликается)? 

Этот пункт стоит воспринимать не как сухой отчёт для пояснительной записки — «объект расположен в малоэтажной застройке», — а скорее как объяснение, что нового ваш проект принесёт в ту среду, где появится. А если это концептуальный проект, который никогда не будет построен, можно ответить на другой вопрос: что бы вам хотелось изменить в той среде, где вы проектируете? 

7. Команда, заказчик / организатор конкурса, год проекта.  

Это не вопрос, а пункт для проработанных концепций или реализованных проектов: в текстах обязательно стоит указывать обстоятельства, в которых был сделан проект, и всех участников команды, включая визуализаторов и фотографов. Если вы были участником большой команды, и показываете проект в портфолио или на собственном сайте, стоит указать, чем именно вы занимались в проекте. 

Это нестрогая структура — пункты можно менять местами, а какие то и вовсе убирать, а можно добавлять к ним ещё что-то. Ответы на эти вопросы помогут читателю понять главные черты проекта, но каждый раз стоит решать, какие из пунктов принципиально важны, а какие можно опустить. К описаниям не стоит подходить формально — расскажите о самом главном, что есть в каждом проекте.   

Полина Патимова:

Если вы собираете несколько текстов для портфолио, сайта или книжки, попробуйте отвечать на одни и те же вопросы в каждом тексте — это поможет структурировать информацию. Но если проекты необходимо описывать с разными смысловыми акцентами, выберите два-три вопроса, которые будут одинаковыми у всех. 

Асимметричная информация (например, материалы, из которых сделано одно здание, и характерные черты другого) могут превратиться в подписи или стать другими элементами вёрстки. 


Ресторан «Sight. Coffee and Dine» в Санкт-Петербурге

Текст с сайта бюро FORM:

Ресторан Sight. Coffee and dine, гастрономическая точка на карте Санкт-Петербурга, появился на Петроградском острове в обновленном историческом квартале.

Ресторан делится на две части: у входа посетитель может выпить кофе, быстро перекусить или поработать с ноутбуком, а в глубине помещения — размеренно пообедать. Часть кухни открыта, чтобы можно было наблюдать за рабочим процессом.

Существовавшие бетонные и кирпичные стены сохранены и дополнены мрамором, деревом, металлом и полупрозрачным матовым пластиком: все материалы выбраны с большой тщательностью, а общая палитра близка к оттенкам человеческой кожи. Пространство построено на органичном синтезе естественного и рукотворного, эту идею хорошо иллюстрирует встреча двух материй: живые растения снизу тянутся к металлическому саду-скульптуре, свисающему с потолка ресторана.

Барная стойка из розового бетона и брекчия на полу сразу превратились в излюбленные объекты для фотографий. Мерцающие и полупрозрачные поверхности дают приятное ощущение невесомости, благодаря которому Sight превращается в медитативное место для приема пищи.

Сколько писать?

Не существует минимального или максимального количества знаков, но для объяснения главной идеи проекта достаточно использовать от 500 до 1 000 знаков с пробелами. Это условный диапазон  — можно использовать 300 знаков или 1 200: важно, чтобы в тексте всё было по делу.

Так, например, портфолио — особый формат презентации, который рассчитан на довольно беглый просмотр. При этом всегда есть вероятность, что какой-то из разворотов зацепит внимание читателя, и он задержится на нём подольше — но каким будет этот разворот, неизвестно.

Текст — не основная информация в портфолио архитектора или дизайнера, ведь это не книга и не журнал: открывая портфолио, никто не ждёт, что ему нужно выделить 15 или 30 минут на чтение. Зато любой читатель портфолио хочет понять, что ему показывают — именно для этого там нужны не только картинки, но и сопроводительные тексты.

При этом текст не должен отталкивать: глядя на большой текстовый блок, большинство людей решат, что у них и без того много дел, и даже не начнут чтение. А вот маленькие заметки всегда выглядят куда менее обязывающими, поэтому тексты к одному проекту можно размещать на нескольких разворотах. 


Торговый остров для компании «Связной»

Текст из портфолио Vostok.Cooperative:  

Небольшой остров сети «Связной» был спроектирован для размещения в торговых центрах. Вместо типичной крупной витрины, которая подходит любому бренду, мы предложили создать 4 витрины, которые появляются по периметру арендуемой зоны и образуют компактную и узнаваемую торговую точку с кассовой стойкой внутри. Покупатель может обойти небольшой пространство по кругу и зайти внутрь. 

Специально для кассового узла мы разработали многофункциональный стол для размещения ноутбука и принтера, денежного ящика, бумаг и расходных материалов, небольшой мусорной корзины. За стойкой одновременно могут работать 2 человека, а в нерабочее время шкафы со служебной техникой закрываются. 

Минимальный размер торгового острова — 3×3 м. Если площадь становится больше, к торговой точке добавляются модули, но общий принцип организации пространства сохраняется. 

Объём текста для конкурсов обычно строго регламентирован и прописан в условиях участия — лимит разный, но иногда он составляет от 1 000 до 2 000 знаков. Важная особенность конкурсных описаний — в них обязательно нужно ответить на вопросы из брифа и рассказать о главной идее проекта и о том, как она реализуется через архитектуру.

Авторы проекта всегда очень погружены в него, и многие вещи могут казаться им самоочевидными, но для конкурсного жюри это не так — и ход размышлений, и самые принципиальные моменты обязательно нужно объяснять.


«Зефир»

Текст для конкурса «Arch Out Loud HOME Competition 2018» от Влада Капустина:

«Зефир» — это сеть съёмного жилья. Пользователи этой сети — люди, которые перемещаются по миру. Они — современные кочевники. Им свойственен активный образ жизни, работают они удалённо и, как правило, являются фрилансерами.

Дом — это мобильное устройство, которое не занимает площадь застройки в современных плотных мегаполисах. Модуль состоит из жилой капсулы и аэростата. Аэростат работает на гелии — безопасном топливе. Модуль может перемещаться по воздуху в нужное место, либо просто висеть в воздухе длительное время. Модуль автономный, на него можно подняться с помощью телескопического подъёмника. Также он может приземляться на землю. Капсула имеет специальные гарпуны, они служат якорем для дома. Внутреннее пространство состоит из ниш с разным жилым назначением, которые объединены вокруг лифта.

Возможно, в будущем люди смогут жить без частной собственности. «Зефир» воплощает в себе принципы свободы и доступности.

Ещё один тип текста — описание проекта для публикации на русском или английском. Такой текст может быть достаточно длинным, но важно помнить, что это не эссе с философскими отступлениями. В таком тексте по-прежнему важно ответить на главные вопросы о сути проекта и ходе размышлений.

По объёму лучше уложиться в 3000–4000 знаков с пробелами (то есть в один или полтора печатных листа А4) — этого достаточно, чтобы подробно рассказать о проекте и при этом не утомить редактора, который будет готовить публикацию на основе вашего текста.

О том, как подготовить текст и другие материалы для публикации реализованного проекта, рассказываем в статье «Публикация и продвижение архитектурного проекта». А о том, куда и как подавать нереализованные проекты — в статье «Публикация и продвижение архитектурных концепций»


«Северный домен Отраккала»

Текст с сайта МАРШоу о проекте Ольги Вахрамеевой: 

Домен Ольги Вахрамеевой находится в Карелии рядом с природным горным парком Рускеала. Территория расположена в 30 минутах езды от второго по величине города республики Сортавала и в 30 км от границы с Финляндией. Сейчас на участке находятся заброшенный мраморно-известковый завод и лес, в котором когда-то располагался посёлок Отраккала. Историческое и утраченное название посёлка становится именем нового домена.

Домен разрабатывается как новая, третья форма ландшафта и продолжение двух «природ» Спинозы: Natura Naturans и Natura Naturata. Natura Naturans — первозданная, божественная природа (внешний лес). Natura Naturata — природа, описанная человеком (внутренний лес, то есть национальный парк). Natura Denaturata, предмет дипломного проекта Ольги, — природа обесприродованная: кольцо застройки, проводящее границу.

Характерная форма домена родилась из идеи «обернуть» город вокруг общего макропространства: карельского леса. Домен состоит из восьми секторов: их типовая сетка разбивает главный городской проспект, связывающий весь домен трамвайным кольцом, на уникальные парцеллы. В домене соединяются особенности городской и деревенской улицы: он застроен деревянными двухэтажными домами и кооперативными домами-башнями — их высота составляет от пяти до пятнадцати этажей. Все общественные пространства находятся в каменном стилобате, который имеет высоту 7,5 метров. На главный проспект выходят общественные блоки, а на улицы — внешний и внутренний периметр кольца домена — жилые.

Проект Ольги — это поиск нетипового решения для расселения. Особенности лесной территории сочетаются с прорезанием просеки под тело домена и прочерчиванием чёткой границы с помощью высотных башен. Узкая линия застройки соединяет в себе разные пространственные переживания — от высотности до звуков — и наделяет особой ценностью лесное пространство, которое находится внутри кольца.

 

Полезные ресурсы о том, как писать просто

Если вы не знаете, с чего начать, можно посмотреть видео «Писать хорошо» от Максима Ильяхова — в них он рассказывает о самых главных приёмах работы с текстом, которые есть в легендарной книге «Пиши, сокращай». 

Если роликов окажется недостаточно, можно прочесть и саму книгу «Пиши, сокращай» — это не истина в последней инстанции, но хороший пример того, как структурировать информацию в тексте, собирать фактуру и избавляться от ненужных деталей. 

О том, как выстраивать повествование, чтобы оно было интересным даже в небольшом тексте, читайте в книге «Уступите место драме» Людмилы Сарычевой. 

А ещё мы очень рекомендуем прочесть небольшое эссе Джорджа Оруэлла «Политика и английский язык», в котором он сформулировал пять примеров плохого письма — в каждом из них легко узнать ошибки, которые делаем мы все.

Еще статьи

Пожалуйста, подождите...
Мы используем файлы cookie для сбора обезличенных персональных данных. Это позволяет улучшать взаимодействие с пользователями, анализировать события на сайте и настраивать рекламу. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на обработку персональных данных.