Как стать продвинутым пользователем ArchiCAD
Персонализация интерфейса, поиск ошибок, работа в команде и многое другое
Настя Овсянникова
08.07.2021
Время чтения: 20 мин
При создании концептуальных и рабочих проектов важно правильно организовать модель, настроить ведомости и исключить рутинные действия, чтобы работать над проектом, а не бороться с софтом. Сделать это можно с помощью внутренних инструментов ArchiCAD или связок с другими программами. А тем, кто работает над реальными проектами, нужно правильно настроить командную работу и избежать ошибок в модели, которые могут обернуться проблемами на стройке.
Вместе с куратором курсов и интенсивов по ArchiCAD Настей Овсянниковой рассказываем, о чём стоит подумать, настраивая рабочий файл.
Шаблон — это файл со всеми реквизитами и настройками для проекта, система взаимосвязанных параметров, которые сокращают рутинные действия при работе над моделью. Идеального шаблона не существует — каждая команда настраивает его под свои задачи.
Для разных проектов — архитектуры, благоустройства, интерьеров — часто нужны разные шаблоны ArchiCAD. Внутри проектов шаблоны также могут различаться — например, один шаблон для малоэтажных зданий, другой — для многоэтажных.
Создание шаблона — это долгий процесс, который начинается с анализа. Чтобы сформировать шаблон, нужно понимать, как устроены работа внутри одной команды архитекторов, работа со смежниками (инженерами и конструкторами), взаимодействие с подрядчиками и выдача чертежей на производство, взаимодействие с заказчиками. После этого можно приступать к организации шаблона, который станет полноценной базой данных для всех участников проекта.
Создавать свой шаблон лучше не с нуля, а на основе файлов к уже выполненным проектам. Если проектов пока немного, можно начать с нашего базового шаблона для работы над студенческими и концептуальными проектами — в него входят перья, линии разрезов и фасадов, шрифты и маркеры, а также три стиля графической замены.
Создавая шаблон, нужно:
1. Понять, какие действия в ArchiCAD чаще всего повторяются, когда возникают ошибки, какие элементы используются часто, а какие — редко или никогда. И на основе этого выбрать и настроить основные параметры для работы.
2. Продумать систему индексов, наименований и иерархию при организации параметров — и придерживаться единой системы во всём шаблоне. В таких параметрах, как слои, перья, покрытия, многослойные конструкции нужно делить все элементы по разделам, а также присваивать элементам номера и шифры — это поможет быстро ориентироваться в элементах и соблюдать порядок в шаблоне.
3. Прописать инструкцию к шаблону: лучше не только создавать документы по работе с шаблоном, но и добавлять инструкции в сам файл.
Как проанализировать свою работу:
1. Если часто приходится добавлять дополнительные материалы или в работе возникает проблема со слоями (всегда не хватает какого-то одного или, наоборот, слоёв слишко много, но большая часть из них не используется) — нужно проверить, как настроены реквизиты проекта: слои, перья, линии, штриховки, строительные материалы, многослойные конструкции, профили, категории зон, чтобы удалить лишнее или добавить необходимое.
Реквизиты проекта — параметры, которые закладывают основу для дальнейшей организации шаблона, поэтому настройку файла лучше начинать именно с них:
рус.: Параметры → Реквизиты элементов → выбрать необходимый тип реквизита.
eng.: Options → Graphic Overrides → Graphic Override Combinations.
2. Если проблемы часто возникают с отображением видов — приходится часто скрывать или открывать какие-то слои, чтобы посмотреть проект на определённом виде, или графические замены не работают при изменении какого-то из условий — необходимо перенастроить параметры отображения модельного вида: комбинации слоёв, наборы перьев, размеры, отображение конструкций, параметры модельного вида, фильтр реконструкции.
А ещё нужно проверить, как настроены правила для графической замены — возможно, в файле используются правила с большим количеством критериев, которые лучше разбить на несколько более простых замен:
рус.: Документ → Графическая замена → Комбинация графических замен.
eng.: Document → Graphic Overrides → Graphic Override Combinations.
После этого нужно проверить, как настроено отображение для модельного вида — этот параметр отвечает за детализацию библиотечных элементов на определённых видах. Одни и те же элементы — окна, двери, мебель или аннотации — могут отображаться схематично на чертежах, созданных для эскизного проекта, и детально — на чертежах для рабочего проекта. Настройки отображения помогают не переопределять степень детализации вручную, а заранее задать этот критерий и переключаться между разными уровнями детализации в навигаторе. Как настроить:
рус.: Документ → Модельный вид.
eng.: Document → Model View.
3. Если с картой проекта и видов неудобно работать, нужно настроить систему для наименования видов и сгруппировать их в папки, чтобы быстро находить в рабочем файле все необходимые данные — чертежи, спецификации и ведомости. Настроить структуру проекта можно в панели «Навигатор»:
рус.: Окно → Панели → Навигатор → Карта проекта / Карта видов.
eng.: Window → Palettes → Navigator.
4. Если информацию о проекте всё время приходится вписывать руками в выноски и текстовые блоки при оформлении чертежей, лучше настроить её в шаблоне: указать данные об участниках проекта, заказчике, здании, участке, чтобы эти данные подгружались автоматически:
рус.: Файл → Информация → Информация о проекте.
eng.: Parameters → Info → Project Info.
После всех настроек не забудьте сохранить шаблон правильно:
рус.: Файл → Сохранить как → Тип файла → шаблон ArchiCAD.
eng.: File → Save as → File Type → ArchiCAD Template.
Профиль окружающей среды — это сохранённое рабочее пространство с необходимыми панелями инструментов. Настроить профиль можно под задачи проекта: изменить расположение панелей инструментов и вкладок, удалить то, что редко используется, и добавить на видное место те инструменты, которые используются активнее всего.
Настройка среды помогает структурировать рабочее пространство. Этот подход полезен для архитекторов в большой команде: если задачи и инструменты повторяются или имеют несколько вариантов, их можно настроить и сохранить как несколько профилей.
Как настроить рабочую среду:
1. Открыть все необходимые вкладки инструментов и реквизитов и расположить в удобных местах:
рус.: Окно → Табло команд / Панели.
eng.: Window → Toolbar / Pallets
2. Настроить отображение команд и панелей инструментов:
рус.: Параметры → Окружающая среда → Окружающая среда → Схема инструментов / Схема расположения команд → Панель инструментов / Табло команд или меню.
eng.: Options → Work Environment → Work Environment → Command Layout Schemes → ToolbarsProfile → Import / Export.
3. Сохранить настройки как новый профиль:
рус.: Параметры → Окружающая среда → Окружающая среда → Профиль окружающей среды → Новый профиль.
eng.: Parameters → Work Environment → Work Environment.
Профили можно экспортировать и импортировать:
рус.: Параметры → Окружающая среда → Окружающая среда → Профиль окружающей среды → Выбрать необходимый профиль → Импорт / экспорт.
eng.: Options → Work Environment → Work Environment → Work Environment Profile → Import / Export.
Использование горячих клавиш, или шорткатов, значительно упрощает и ускоряет работу. Базовый набор команд мы собрали в этом материале.
Посмотреть весь список базовых шорткатов или изменить его:
рус.: Параметры → Окружающая среда → Клавишные команды.
eng.: Options → Work Environment → Keyboard Shortcuts.
Сохранить собственные комбинаций горячих клавиш:
рус.: Параметры → Окружающая среда → Клавишные команды → Сохранить как.
eng.: Options → Work Environment → Keyboard Shortcuts → Save as.
Экспортировать или импортировать уже созданные комбинации:
рус.: Параметры → Окружающая среда → Клавишные команды → Импорт / Экспорт.
eng.: Options → Work Environment → Keyboard Shortcuts → Import / Export.
Дополнительно к базовому списку горячих клавиш можно использовать комбинации для переключения между этажами и видами.
1. Найти и выбрать:
Ctrl (Cmd) + F
Пригодится, чтобы выбрать определённую категорию элементов или задать критерии поиска в файле — например, найти все стулья с каким-то параметром, находящиеся на одном из этажей, а не выбирать их вручную.
2. Быстрый выбор элементов определённого типа:
Ctrl (Cmd) + A
С помощью этой комбинации можно выбрать сразу все элементы проекта. Для того, чтобы выбрать элементы определённого типа на панели «Конструктив» («Design») или «Документирование» («Document»), нужно выбрать необходимый инструмент и затем использовать комбинацию.
3. Экспорт и импорт реквизитов
Импорт реквизитов:
рус.: Параметры → Реквизиты → Менеджер реквизитов → Выбрать необходимый тип реквизита (слои, перья, линии, штриховки, покрытия, материалы) → Импортировать → выбрать необходимые реквизиты в окне «Временные» → Добавить.
eng.: Options → Element Attributes → Attribute Manager → Выбирать необходимый тип реквизита → Import → выбрать необходимые реквизиты в окне «Temporary» → Append.
Экспорт реквизитов:
рус.: Параметры → Реквизиты → Менеджер реквизитов → выбрать необходимый тип реквизита (слои, перья, линии, штриховки, покрытия, материалы) → добавить реквизиты в окно «Временные» → Добавить → Экспорт.
eng.: Options → Element Attributes → Attribute Manager → Выбрать необходимый тип реквизита (слои, перья, линии, штриховки, покрытия, материалы) → Добавить реквизиты в окно «Temporary» → Append → Export.
Связанные модули — это внешние файлы, которые подгружаются в общую модель как линки. Модули можно использовать при большом количестве повторяющихся элементов — это один из способов облегчить модель, чтобы не разбивать её на несколько файлов. Например, работа с модулями помогает оптимизировать процесс проектирования многоэтажных зданий: если один этаж — это один модуль, то при редактировании одного модуля изменения будут отображаться сразу на всех этажах.
Также работа с модулями позволяет организовать процесс создания модели при командной работе. В этом случае общая модель делится на несколько модулей, каждый участник команды работает только со своей частью модели, а затем все части подгружаются в общую модель.
Чтобы сохранить элементы как модули, нужно:
рус.: выбрать необходимые элементы → Файл → Внешние данные → Сохранить выбранное как модуль.
eng.: выбрать необходимые элементы → Files → External content → Save Hotlink as Files.
Привычка работать с иерархией папок очень помогает, когда всё горит и нужно быстро найти правильный файл. Лучше следить за иерархией папок с самого начала работы над проектом — студенческим или рабочим.
Организовывать папки можно по этапам работы над проектом:
→ Все вводные данные о проекте.
→ Данные после анализа.
→ Исходные файлы для создания модели — обмеры, фотофиксация, топосъёмка.
→ Рабочие файлы ArchiCAD.
→ Файлы, полученные из модели — чертежи, ведомости, сметы, визуализации.
При работе в команде лучше делать инструкции для навигации по папкам: общий документ по всем папкам или вложенные документы с инструкцией внутри каждой папки, в которых прописано, как называть файлы и в какие папки их складывать.
Для запуска командной работы нужно настроить сервер через BIMCloud — облачный сервис, который связывает всех участников проекта. После создания сервера необходимо подключить к нему модель и всех, кто с ней работает. Этим должен заниматься BIM-менеджер команды, но на практике эту роль часто берёт на себя один из архитекторов проекта.
При координации сервера нужно назначить роли в проекте для каждого участника и прописать те параметры, которые каждый может изменять в модели. Это помогает избежать ошибок в работе и обеспечивает безопасность файла, когда к проекту подключаются временные или новые участники.
Суть командной работы заключается в том, что участники команды резервируют определённые части модели, материалы или реквизиты и работают только с ними. После окончания работ важно освободить эти элементы, иначе другой участник команды не сможет с ними работать. Избежать таких ситуаций помогает чёткий план работ и договорённости между участниками о частях модели и сроках.
Командная работа в ArchiCAD происходит через вкладку Teamwork — на ней можно резервировать и освобождать элементы и оставлять комментарии для других участников:
рус.: Teamwork → панель Teamwork.
eng.: Teamwork → Teamwork Palette.
Чтобы предотвратить неточности и ошибки, которые могут превратиться в серьёзные проблемы на стройке, рабочую модель нужно регулярно проверять.
Проверить корректность конструктивных элементов (стен, перекрытий, балок), которые важны для дальнейших расчётов, можно с помощью проверки физической модели:
рус.: Конструирование → Проверка модели → Проверка физической модели → выбрать необходимые условия для проверки.
eng.: Design → Model check → Physical Model Quality.
Найти пересечения объектов, или коллизии — например, чтобы выяснить, что архитектурные и инженерные решения противоречат друг другу, — можно с помощью инструмента «Поиск коллизий»:
рус.: Конструирование → Проверка модели → Поиск коллизий.
eng.: Design → Model check → Collision Detection.
Кроме этого для проверки модели можно использовать правила графической замены. Этот способ проверки помогает определить, какие элементы не соответствует определённым критериям — например, выделить те зоны, которые не отвечают заданным условиям по площадям, найти объекты без ID, выделить элементы определённого размера или типа.
Настроить графическую замену:
рус.: Документ → Графическая замена → Комбинация графической замены → Создать новую комбинацию → Добавить правило графической замены.
eng.: Document → Graphic Overrides→ Graphic Override Combinations → Создать новую комбинацию через New → Add → добавить правило графической замены.
Добавить новое правило графической замены:
рус.: Документ → Графическая замена → Правила графической замены → Создать новое правило → Добавить необходимые критерии.
eng.: Document → Graphic Overrides → Graphic Override Rules.
Для оптимизации работы в ArchiCAD можно использовать не только внутренние инструменты программы, но и сторонние плагины — о самых удобных рассказываем в материале «Коллекция расширений для ArchiCAD».
Одна из самых удобных связок — связка Live Connection, которая связывает ArchiCAD и Grasshopper. Особенность связки в том, что все изменения, внесённые в модель через одну из программ, сразу отображаются в другой. Кроме работы со сложным формообразованием связка с Grasshopper помогает:
→ Создать разные варианты проекта и работать с ними: разрабатывать несколько типов планировок, фасадов, конструктивных решений.
→ Проверить модель на корректность геометрии, отсутствие коллизий и выполнение заданных условий.
→ Наполнить модель информацией и работать с ней.
→ Проанализировать данные (площади, этажность, нагрузки, количество машиномест, людей или объектов на м2) и рассчитать инсоляцию.
→ Оформить чертежи и ведомости.
С помощью связки ArchiCAD и Grasshopper можно решать сложные задачи по оптимизации модели, но сначала нужно понять, насколько рабочая задача уникальна и требует подключения дополнительного софта — есть вероятность, что создание скрипта в Grasshopper может занять больше времени, чем оптимизация с помощью инструментов ArchiCAD.
Работа с самими инструментами связки довольно проста: после установки плагина Live Connection в ArchiCAD появляется вкладка для работы с Grasshopper, а в Grasshopper появляются вкладки со всеми инструментами ArchiCAD.
Начать работу в связке можно только с базовыми знаниями Grasshopper, но для создания собственных скриптов под разные задачи лучше изучить программу более серьёзно. О разных аспектах работы с алгоритмическим проектированием рассказываем на курсах и марафонах по Grasshopper.