Меню

Уроки Лас-Вегаса

История дизайна книги. 1972 — 2017

Алёна Шляховая

05.09.2019

Время чтения: 7 мин

Каждую неделю главный редактор Софт Культуры Алёна Шляховая рассказывает об интересных, редких, странных и просто очень красивых книгах и журналах из своей коллекции. Для Алёны книги — это проекты. Этот выпуск — про факсимильное издание «Уроков Лас-Вегаса», репринт первой публикации культового исследования архитекторов-постмодернистов. 

Learning From Las Vegas, 2017 (The MIT Press) — репринт издания 1972 года                                                                                                                                

Мало кто знает, что впервые исследование Роберта Вентури, Дениз Скотт Браун и Стивена Айзенура было опубликовано в виде увесистой книги с множеством цветных иллюстраций — в два раза больше и толще чем, например, русскоязычный перевод Strelka Press. Дизайн первых «Уроков Лас-Вегаса» считается сокровищем модернисткой верстки, а придумала его Мюриель Купер — легендарный графический дизайнер, арт-директор MIT Press и основатель MIT Media Lab.

Так почему же о нём никто никогда не слышал? Потому что архитекторы посчитали книгу слишком роскошной и не соответствующей основному месседжу текста о достоинствах «уродливой» и «заурядной» архитектуры. Формат первого тиража, выпущенного в 1972, категорически не устраивал авторов, поэтому позже исследование переиздали уже в более «заурядном» варианте, которое, как казалось Вентури и Браун, лучше отражало суть текста.

Так книга Мюриель Купер сразу стала объектом коллекционирования, а небольшие книжки в мягком переплете — маст-хэвом всех архитектурных книжных и библиотек.

  •  
  •  
  •  
Learning From Las Vegas — репринт издания 1972 года

Жаль, ведь кроме того, что бы быть просто красивым, солидный том с золотым тиснением на обложке и неоновыми вывесками Стрипа внутри только сильнее подчеркивает роль символизма архитектурной формы и в целом выглядит очень в духе Лас-Вегаса.

В 2017 году в MIT решили снова переиздать книгу в самом первом формате, а ещё дополнили издание предисловием Дениз Скотт Браун: в нём архитектор рассказывает о процессе создания книги и скептицизме, который они с Робертом Вентури испытывали по отношению к первой версии её дизайна.

Теперь толстые и цветные «Уроки Лас-Вегаса» доступны во множестве магазинов по цене в примерно 100$ за штуку — не так уж дорого по сравнению с коллекционными экземплярами первого тиража.

  •  
  •  
Learning From Las Vegas — репринт издания 1972 года

Вообще историю дизайна «Уроков Лас-Вегаса» неправильно было бы считать просто спором о вкусах. Напротив, это очень яркий и поучительный пример взаимосвязи графического дизайна и архитектуры.

Разбору полётов посвящена целая глава в книге I AM A MONUMENT: On Learning from Las Vegas — и вот самое важное из неё.

Во-первых:

Заново открытые «Уроками» роль и восприятие символического оказали сильное влияние на развитие не только архитектуры, но и графического дизайна. Не даром одна из самых влиятельных архитектурных книг ХХ века включена в сборник Graphic Design Theory.

Во-вторых:

Поиск новых способов графической коммуникации был одной из центральных тем студии VSBI (Robert Venturi, Denise Scott Brown, Steven Izenour): визуальным исследованиям среды и работе студентов над схемами и графиками к проектам уделялось особенное внимание, а обсуждение макета книги превратилось в настоящее противостояние между архитекторами и дизайн-командой MIT Press.

В-третьих:

Процесс совместной работы Роберта Вентури, Дениз Скотт-Браун и команды Мюриель Купер над дизайном обеих публикаций — показательный и очень поучительный пример того, как делать не надо. Дизайнеры и архитекторы — люди с очень похожим, но всё-таки с очень разным бэкграундом. Определить границы ответственности каждой из сторон в работе над общим продуктом часто бывает сложно, и архитекторы, принимая на себя роль заказчика, переходят в режим «ручного управления» дизайн-процессом. Получается больно, долго и дорого — и как правило, к сожалению, плохо.

Впервые увидев книжку в филиале МОМА в Сан-Франциско, я, честно сказать, просто прошла мимо: подумала, что это какой-то подарочный редизайн. Неделю спустя, уже в совершенно другом городе, в последние полчаса до закрытия магазина, мы с другом (привет, Арсений Афонин) решили всё-таки её полистать. Ну а дальше раздумывать уже не приходилось.

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.