Меню

Мир Маделон Врисендорп

Архитектура «вне себя» и сила несерьёзного

Алёна Шляховая

15.11.2019

Время чтения: 10 мин

Время от времени главный редактор Софт Культуры Алёна Шляховая рассказывает об интересных, редких, странных и просто очень красивых книгах и журналах из своей коллекции. Для Алёны книги — это проекты. Этот выпуск — про книгу The World of Madelon Vriesendorp и историю художницы, которой молодое бюро OMA во многом было обязано своим успехом.

The World of Madelon Vriesendorp. 2008                                                                                                                                

Маделон Врисендорп — художница, соосновательница архитектурного бюро OMA (напомню, что всего их было четверо) и первая жена Рема Колхаса. А еще именно её иллюстрация со сказочными небоскребами (Flagrant Délit, 1975) помещена на обложку оригинального издания книги «Нью-Йорк вне себя» — первой и, возможно, самой главной книги Рема (Delirious New York, 1978; издание на русском языке: Нью-Йорк вне себя, 2013).

Картинки Маделон Врисендорп и Зои Зенгелис сделали книгу и многие проекты молодого ОМА тем, чем они являются сегодня для истории архитектуры. Но о значении этих женщин для бюро обычно редко вспоминают.

Сюжеты и персонажи «Манхэттенского проекта» Маделон сыграли ключевую роль в передаче образа «Нью-Йорка вне себя» и безусловно повлияли на успех книги, хотя и создавались художницей независимо от работы Рема над текстом, а в публикацию попали почти случайно — по инициативе издателя, а не самих Колхаса и Врисендорп.

И все же Маделон не считалась в прямом смысле соавтором «Нью-Йорка вне себя» и не смогла получить должного признания. В книге иллюстрации Врисендорп подписаны фразой “commissioned by OMA” («по заказу ОМА»), а имя художницы не указано в выходных данных и списках благодарностей.

  • Flagrant délit. Маделон Врисендорп, 1975  
  • Flagrant délit. Изображение дальнего плана. Маделон Врисендорп, 1975  

В 2008 году Architectural Association (АА), где Маделон Врисендорп и Зои Зенгелис преподавали вместе около 10 лет, переоткрыли Маделон для архитектурного мира, организовав обширную выставку работ художницы — The World of Madelon Vriesendorp. 

Как это часто бывает, каталог, изданный к выставке, заслуживает отдельного внимания: помимо большой коллекции иллюстраций в нем есть множество интервью с самой Маделон и с теми, кто близко ее знает — лично и благодаря общим проектам. Среди героев: Чарльз Дженкс, Заха Хадид, Зои Зенгелис, Ханс Ульрих Обрист.

Из диалогов узнаёшь много интересного, и не только о личности и жизни «Мэдди», но и об архитектурном сообществе 80-х. Например, о том, что Питер Айзенман был первым, кто открыл коммерческий потенциал архитектурной графики и начал зарабатывать на продаже изображений к архитектурным проектам. После переезда в Нью-Йорк молодые Рем и Маделон последовали его примеру: продажа иллюстраций Маделон помогала паре выжить.

*(1)

Впоследствии, в 2018 году, Маделон Врисендорп получила премию Jane Drew and Ada Louise Huxtable за выдающийся вклад в архитектуру. По-моему, это отличная иллюстрация того, насколько важны для развития интеллектуальной составляющей архитектуры метафоричность и обращение к порой самым несерьёзным художественным образам. И, конечно, насколько сильным средством коммуникации и выражения идей может стать для архитектора изображение — речь, конечно, только о хороших картинках. 

The World of Madelon Vriesendorp заканчивается разговором кураторов проекта с Ремом Колхасом, что кажется особенно красивым и одновременно неприятным финалом, так как делает фигуру архитектора слишком значительной в восприятии главной героини. А цель проекта ведь была в обратном!

*(2)

В случае с большими именами, особенно в области архитектуры, так бывает до обидного часто: большое бюро — результат удачных идей разного авторства, совместных усилий партнёров и случайных открытий сотрудников. А на слуху всегда только одно имя, в случае с ОМА — «Рем».

Так, без коллаборации с Сесилем Бальмондом многие проекты ОМА, в числе которых Casa da Musica и CCTV, были бы невозможны. Но многие ли знают его имя? 

И всё же было бы в корне неправильно сводить личность художницы к одной лишь истории с «Нью-Йорком вне себя» и ОМА. Бессмысленно гадать, кто на кого сильнее повлиял, и чей вклад в дело был важнее. В трёхчастном интервью с историком архитектуры Беатрис Коломина Маделон Врисендорп сама очень точно подмечает: «Работая вместе, уже даешь друг другу очень многое. У одного возникает идея, второй подхватывает её и рождает другую, из-за этого у первого из вас возникает ещё одна мысль, а у второго — ещё и ещё. Идея о разделении работы просто невозможна!»?

  •  
  •  
  •  
  •  
The World of Madelon Vriesendorp. 2008

Я очень давно люблю Маделон и очень хотелось бы рассказать о ней больше. Но я обещала себе не превращать колонку в пересказ любимых книжек, поэтому лучше читайте сами. The World of Madelon Vriesendorp есть в библиотеке в Софт Культуры.

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.