Меню

Мне нравится работать с найденными объектами

Эссе Медера Ахметова для конкурса Drawing Matter × Софт Культуры

Медер Ахметов

08.07.2021

Время чтения 6 мин

В 2021 году британский проект Drawing Matter и Софт Культура провели открытый конкурс эссе об архитектурной графике — к участию принимались не только англоязычные тексты, но и тексты на русском. Публикуем эссе, вошедшие в шорт-лист конкурса. Читайте другие тексты по ссылке.

Об авторе:

Медер Ахметов, практикующий архитектор из Бишкека.

О тексте:

Анализ собственной графической техники — ручного рисунка поверх фотографий.

Полуфинал категории «Автограф».

Мне нравится работать с найденными объектами. Обычно я фотографирую интересные моменты. Я называю это гномической оптикой, потому что обычно интересная мизансцена или объект имеют миниатюрные размеры. Миниатюра — это нечто особенное, в ней всегда есть напряжение. Вы можете почувствовать это, и фотографический метод помогает лучше увидеть эти качества. Например, я вижу небольшую часть чего-либо на столе, и солнечные лучи резко меняются, придавая этому выразительную форму. С помощью мобильного телефона вы почти всегда можете смотреть на предметы через эту оптику, которая имеет эффект медиума, то есть превращения. Поставив линзу вашего мобильного телефона как можно ниже, чтобы получить низкий горизонт, чтобы получить эффект монументального объекта, вот как вы трансформируете что-то обыденное в некое подобие архитектурной формы.

После создания архитектурного образа я использую рисунок поверх фотографий. Эту часть я называю рукой великана.  

Итак, это два основных метода — или как мне нравится называть эту квазиархитектурную графику, два концептуальных персонажа.

Изображения: Медер Ахметов                                                                                                                                

Великан и гномы

Или гномо-великанское единство. Великан больше похож на оптическую машину, которая помогает ловить хорошие снимки, находить хорошие объекты. Гномы помогают мне заглядывать в гладкое пространство объектов с помощью рисования, так что это то, что я называю тактильным методом — здесь вы открыты для процесса и готовы к сюрпризам.

Учиться у тропинок

Это общий план для великана и гномов, которому они следуют. Тропинками могут быть арыки, разбитый асфальт, трещины, отверстия, картошка нарезанная кристаллообразными формами, крошки на подоконнике, при вечернем освещении становящиеся скульптурами...

Каждая фигня имеет шанс

Это то, что Тристан Гарсиа, молодой французский философ, называет «неважночто», то есть нечто контингентное, нечто, что способно возникать из непредвиденных обстоятельств и не сводится к ним. Но это не просто случайность, — случайность имеет вариативные основания, а контингентность может перевернуть сами эти основания, повернуть правила игры.

Подрисуйка

Это живописные силы, сюрпризы цвета — то, что может повернуть сюжет ещё раз. Пространство лепится светом и тенью, а цвет показывает, что ингредиентами объекта являются не только базовые категории, но и то, что происходит на поверхности инкрустированных вибраций — живая материя.

Uiatki

Это ещё один концептуальный инструмент, который происходит от местного слова, означающего стыд. Почему стыд имеет отношение к архитектурной графике? Мои серии «Уятки» в основном имеют характер подрисуйки и работают с тектоникой земли или какими-то брутальными объектами. В «Уятки» важна брутальность материи — плотская телесная чувствительность.

Необходимость контингентного и контингентность необходимого

И всегда есть проблема делать или не делать что-то — на всех уровнях меня преследует такой вопрос. Должен ли я что-то изменить или оставить всё как есть, вмешиваться или нет. Это довольно фундаментальные вопросы. Я могу сидеть и смотреть на фотоматериал, с «рукой великана», колеблющейся, рисовать или не рисовать. Конечно, сейчас это проще — когда ты делаешь это на компьютере или смартфоне, ты всегда можешь отменить и сделать снова. Но иногда всё дело в том чувстве, когда ты делаешь это решительным жестом руки, не оглядываясь назад. Предел — только ваши внутренние ресурсы, которые нужно подтолкнуть. Работа под давлением — хорошая рутина для творческой пластичности.

Изображения: Медер Ахметов                                                                                                                                
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.