Меню

Программное выступление

Архитекторы Руслан Яценко, Сергей Чекмарёв, Алёна Шляховая и Анна-Мария Родина о профессиональном софте

Василий Кулешов

10.01.2017

Время чтения 15 мин

Сложившаяся традиция преподавания архитектуры в российских ВУЗах допускает студентов к цифровым инструментам лишь на третий год обучения: такая шоковая терапия вынуждает учащихся быстро разбираться, как пользоваться программами, но не оставляет времени понять  —  зачем.

Руслан Яценко. Архитектор в бюро Sergey Skuratov architects, работал в бюро WALL, Цимайло Ляшенко и партнеры.

Мне повезло: пятая версия SketchUp вышла, когда я учился на втором курсе и как раз переходил от ручной графики к цифровой. Взявшись за изучение программы, понял, что она поможет мне не только с подачей: SketchUp пригодился для расчётов по отвлечённым дисциплинам — теоретической механике, инженерному оборудованию и строительным технологиям. И он отлично работает в связке. SketchUp + Layout + Photoshop — идеальное сочетание для подачи. А уже в магистратуре я изучил gis инструменты и это расширило возможности анализа в предпроектных исследованиях.

  •  
  •  
Сергей Чекмарёв. Архитектор, магистр МАРХИ. Работал в бюро Проект Меганом и мастерской Величкина и Голованова, сейчас — Sergey Skuratov Architects.

Первые проекты на компьютере я начал делать на втором курсе институте. Изначально все выполнялось в ручной графике, это сильно помогло в дальнейшей цифровой подаче проектов.
Первой компьютерной программой был ArchiCAD 18 версии. Изучал его сначала самостоятельно, и первый проект вышел, мягко говоря, не очень, так как возникли проблемы с графикой и печатью. Но когда старшие друзья рассказали о программе больше деталей и особенностей, проекты пошли на ура. Для визуализации использовал 3ds Max и Photoshop для постобработки.
Постепенно подача оттачивалась, улучшалась графика, но все меньше времени оставалось на эти стадии проекта. Больше внимания уделял исследованиям и проработке деталей. Поэтому стадию визуализации частенько пропускал и использовал специальный режим в ArchiCAD и коллажирование в Photoshop.
А для упомянутых проектных исследований применяется QGIS, позволяющий собрать большие данные о территориях разного размера, от стран до городских кварталов.
Кроме того, ArchiCAD взаимодействует с другими современными программами, это значительно ускоряет и упрощает работу над проектом. Например, последняя версия ArchiCAD, которую я использую, легко координируются с другими программами, например, SketchUp, Revit, Grasshopper и Rhinoceros. Хочу изучить последние две, так как они дают безграничные возможности в моделировании сложных форм, программировании и, главное, позволяют оптимизировать дальнейшую работу с полученными моделями в ArchiCAD.

  •  
  •  
Алёна Шляховая. Архитектор, выпускница МАРХИ. Работала в КБ Strelka, бюро WALL и FORM, сейчас  —  проект Меганом.

Мое знакомство с программами началось на первых курсах: на факультативах в МАРХИ мы изучали 3ds Max, ArchiCAD и Photoshop. С «Максом» у меня все было более менее неплохо, а вот с ArchiCAD — не сложилось.
Изучать-изучали, но подачу собственных проектов все равно приходилось делать вручную: использовать цифровые инструменты нашей группе было категорически запрещено. В конце первого курса я освоила AutoCAD, а под конец второго — Illustrator. Последний я использовала для доработки графики и создания портфолио (никому не желаю повторять этот опыт и впредь использовать лишь InDesign).
Любимый софт назвать не берусь — не до конца знаю многие инструменты и, чувствую, не всегда верно с ними работаю. Чаще всего использую связку Vectorworks + SketchUp + Photoshop. Первый инструмент идеален для работы с двухмерной графикой (пока, Illustrator!) и может пригодиться для моделирования, если всё делать правильно. Если вам лень слезать с AutoCAD, попробуйте Layout в SketchUp — хороший и удобный выход. Photoshop позволяет решать многие задачи. Конечно, работа с ним требует порой больше времени, но для меня это отдельное удовольствие.

  • Проект плавучего театра. Выполнен в студии Ю. Э. Григоряна в МАРХИ, 2014  
  • Проект плавучего театра. Выполнен в студии Ю. Э. Григоряна в МАРХИ, 2014  
  • Проект интерьера зрительного зала. Выполнен в студии Ю. Э. Григоряна в МАРХИ, 2014  
  • Проект интерьера зрительного зала. Выполнен в студии Ю. Э. Григоряна в МАРХИ, 2014  
Анна-Мария Родина. Архитектор, бакалавр МАРХИ. Учится в группе Ю. Э. Григоряна.

Я старалась найти свой набор инструментов, поэтому много всего перепробовала. Сейчас я работаю в Rhinoceros, AutoCAD, 3ds Max, а без пакета Adobe вообще не представляю жизни. Но это не значит, что я забросила остальные. Каждый инструмент придает определённую характеристику проекту.
Юрий Эдуардович Григорян когда-то очень чётко нам сказал, что необходимо менять время от времени программы, дабы пробовать и искать другой метод, логику формообразования, подачи. Я стараюсь этому следовать.

  •  
  •  

В сентябре 2015 года нашу студию посетил Себастьян Андиа, главный архитектор проектов Бюро Захи Хадид. Мы беседовали о том, как лучше всего строить рабочий процесс. Себастьян заметил: «Ничто не должно ограничивать воплощение идей архитектора. Используйте программы, позволяющие наиболее точно выразить ваш замысел». Пожалуй, это самое важное — научиться выбирать инструменты, соответствующие задачам и позволяющие раскрыть сильные стороны вашего проекта.

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.