Новые миры

«Бумажная архитектура» в России

  • 26.01.2017
  • Арсений Афонин
  • 5 мин

Несколько отчуждённое определение — «бумажная архитектура» — часто употребляли в 20-е годы XX века, так пренебрежительно называли нереализуемые утопические проекты, которые критиковали «за отрыв от реальности». Сменилось несколько поколений, идеи 20-х побледнели и растворились в прошлом, — и определение захватили молодые архитекторы 80-х годов, учившиеся искусству и ремеслу архитектуры и знавшие, что впереди их ждёт лишь работа в гигантских проектных институтах. Для них такая самоидентификация отдавала безусловной горечью, ибо их видение архитектуры и невозможные для реализации идеи были решительно не нужны архитектурной индустрии: приходилось работать «в стол» или готовить проекты для зарубежных конкурсов, организуемых тогда в большом количестве архитектурными журналами.

Оказавшись в оппозиции к реальному миру и лицом к лицу с богатством стилей, накопленных мировой архитектурой, «бумажники» ре-актуализировали самые разные находки и средства выразительности. Язык, который они выбирали, актуален и сейчас – архитектурная графика, вывернув на новый виток, приходит к имитации стилизованной подачи, поэтизирующей создаваемый объект. В игре — вновь все стили.

«Бумажная архитектура» была индивидуальной настолько, насколько разными были люди ее создававшие. Как это выглядело? Сейчас посмотрим — представляем подборку проектов самых известных российских «бумажников», резко расширивших проблемное поле архитектуры конца XX века.

Библиография:

Лекция Юрия Аввакумова «Что такое бумажная архитектура»

Каталог выставки «Architecture de papier d’URSS». Paris: L’Exposition de la Grande Halle de la Villette, 1988

Brodsky & Utkin. NY. Princeton Architectural Press, 2015

Еще статьи

Пожалуйста, подождите...