Печать на ризографе

Ограничение в пользу дизайна

  • 11.11.2016
  • Александра Березникова, Светлана Дударчик
  • 10 мин

Есть мнение, что чем больше препятствий и лимитов в работе, тем лучше результат. Так часто и в дизайне: ограничения в материале и технике часто служат дизайнеру подспорьем в его творческой задаче и дают неожиданные плоды.

Александр Кулиев, Алина Саулова
Александр Кулиев, Алина Саулова
Александр Кулиев, Алина Саулова
Александр Кулиев, Алина Саулова

ИСТОРИЯ

Одна из самых невероятных историй успеха в дизайне — история аппарата Risograph, изобретенного в Японии в 1980-х как быстрый, дешевый и легкий способ многотиражной печати. Машины поначалу были популярны среди крупных муниципальных учреждений — в больницах, школах, государственных органах и у малобюджетных типографий, печатающих листовки и обьявления. И почти одновременно с этим — у небольших независимых издательств и панк- и инди-фестивалей и зинов. И вот, в начале 2000-х печать на ризографе начала набирать свою популярность у дизайн-сообщества.

Машины полюбились дизайнерам в первую очередь из-за дешевизны и скорости производства оттисков, а также благодаря их непредсказуемости и тем ограничениям, которые накладывает на дизайнера этот способ печати.

Иван Якушев
Иван Якушев
Иван Якушев
Иван Якушев
Иван Якушев
Иван Якушев
Иван Якушев

ТЕХНОЛОГИЯ

Разберемся, в чем же он состоит.
В общем и целом технология проста: разделенный на цвета оригинал-макет отправляется на машину либо с компьютера, либо через сканирующее устройство на крышке машины. Изображение передается на мастер-пленку, в которой прожигаются отверстия. Пленка отрезается по размеру листа и приматывается к барабану: таким образом получается трафарет, через который будет продавливаться на лист краска. Бумага направляется между барабаном и прижимным валиком и на листе остается оттиск.

Ризография покажется знакомой каждому дизайнеру, который хоть раз печатал шелкографию. Печать здесь так же происходит одной краской за раз: один прогон — одна краска. Для получения изображения в две краски нужно уже отпечатанный тираж прогнать через ризограф второй раз. Сответственно, макет для печати на ризографе, если вам не нужно наложения цветов, следует делить на краски: один макет для одной, другой макет — для другой. И тут появляется одно из сходств с ксероксом: на ризографе очень сложно подгадать и точно попасть новой краской в те места, где она должна пропечататься, поэтому часто появляются наложения цветов или наоборот, пустоты или сдвиги на 1-2 мм там, где их быть не должно.
За эту непредсказуемость ризограф и любят.

Василий Кондрашов
Василий Кондрашов
Василий Кондрашов
Василий Кондрашов
Василий Кондрашов
Василий Кондрашов
Василий Кондрашов
Маша Морозова

МНЕНИЯ

Мы решили попросить наших любимых дизайнеров и специалистов по печати показать свои работы и поделиться мнением о ризографии.
Алексей Веселовский, руководитель лаборатории экспериментальной печати Piranesi lab, директор типографии 24 Print: «В свое время эти машины использовались для тиражирования самой дешевой полиграфической продукции. Совершенно определенно, печать на ризографе обладает своей эстетикой ограничений, которую можно концептуально использовать в дизайне, но все образцы, которые я видел выглядели как-то совсем не бодро и не вдохновляли на пробы».

Cтефан Лашко, Группа ЭШ:
«Ризография – достаточно дешевый и качественный способ печати для небольшого тиража. У заказчиков были маленькие бюджеты и не было качественных фотографий. Поэтому дизайн мы делали специально под этот способ печати.»

Esh gruppa. Стефан Лашко, Виталий Мартынюк
Esh gruppa. Стефан Лашко, Виталий Мартынюк
Esh gruppa. Стефан Лашко, Виталий Мартынюк
Esh gruppa. Стефан Лашко, Виталий Мартынюк

Светлана Дударчик, графический дизайнер и коллекционер ризографий:«Давно хотела на ризографе сделать что-нибудь. Потому что это быстро и какое-то ощущение что, «от сохи» что ли. Сделал дизайн — и через 2 часа тираж на руках, тёпленький. В ризографии классно, что можно добиться наложения красок как в гравюре или шелкотрафарете. Потому что в отличие от офсета и цифровой печати, которые смешивают точки и оптически дают цвет, ризограф честно печатает стопроцентно залитые плашки. По-другому он не умеет. Эта честность и бескомпромиссность и подкупают. В идеале я хочу себе домой ризограф. В безраздельное пользование. Из минусов — краска отмарывается. Но надо просто про это помнить. И использовать во благо.»

Светлана Дударчик
Светлана Дударчик
Светлана Дударчик
Светлана Дударчик

Автор материала благодарит Светлану Дударчик за предоставленную коллекцию и помощь в подготовке материала, а также выражает свою признательность авторам упомянутых в статье работ.

Еще статьи

Пожалуйста, подождите...