Правила подачи
Визуальный язык молодых бюро
Мария Серова
19.12.2018
Время чтения 15 мин
В архитектурной практике молодые команды часто сталкиваются разными вызовами: этическими, профессиональными, техническими. Один из них — формирование графического языка проектов, своего рода почерка, по которому узнают бюро. Некоторые архитекторы предпочитают использовать классические приемы, адаптируя их под конкретный проект, другие — изначально не играют по чужим правилам, вырабатывая собственную систему подачи.
Важно ли быть оригинальным? Или большее значение имеет прочная взаимосвязь между подачей и архитектурным проектом? Ответы на эти и другие вопросы мы нашли в беседах с молодыми архитектурными бюро. Итогом стал набор простых правил, которые лежат в основе визуального языка каждого практикующего архитектора. Публикуем сборник «Правил подачи» в нашем блоге и обещаем регулярно пополнять его новыми лицами.
Сайт: https://prostorcollective.com/
Не так давно начали самостоятельную практику, но уже успели реализовать несколько проектов, например, московский бар «Делай культуру».
Изображение к проекту — это способ коммуникации с тем, кому оно адресовано. Картинка, на которую смотрит зритель, настраивает его восприятие на определенный лад. В повседневной речи мы используем разные интонации, являющиеся неотъемлемой частью посыла, поэтому важно не только что сказать, но и как. Манера речи, как и изображения, вырастает из нашего темперамента и культурного бэкграунда.
Мы работаем с визуальным рядом, который не имеет прямого отношения к архитектуре. На нас сильно влияют фотографы Марк Пауэр и Томас Штрут.
Иногда, парадоксальным образом, нам может что-то подсказать художественный текст или просто книжный разворот.
Мы очень трепетно относимся к тому, какой у нас в изображении свет и как падают тени. Обычно они мягкие и нечёткие. Пасмурный свет на картинке нам нравится больше, чем яркое солнце. Мы не боимся смешивать стаффаж из Skalgubbar с людьми со снимков Штрута.
Как и у многих, у нас есть полюбившиеся персонажи, которые кочуют из из одной подачи в другую. Каждая картинка для нас — это застывшая анимация, в которой у каждого (не)одушевлённого предмета есть своя роль.
В конце 2020 года бюро Prostor прекратило своё существование.
Бюро создает небольшие архитектурные объекты, работает с внутренним пространством, а также помогает художникам создавать выставки и инсталляции для своих проектов.
Сайт: http://cxe.ma/
Все графические решения рассказывают о проекте, дополняют его, даже композиция листа часто становится продолжением пространственной идеи.
Подача должна передавать ощущение от еще не реализованного объекта, это не просто картинки, это продолжение рассказа, иллюстрация к нему.
Текстура бумаги, формат изображения, композиция, цвет, постфильтры — все это несет в себе семантическую информацию и помогает более точно передать идею.
У каждого проекта — свой источник вдохновения. Его лучше искать не в работах других архитекторов, а реальной жизни, в природе, изобразительном искусстве, кино, сновидениях.
Иногда самый первый образ проекта рождается в голове и затем воплощается в графике. Иногда, чтобы найти необходимый образ, нужно сделать ряд атмосферных коллажей, чтобы понять, что лучше для проекта.
Реализовали несколько громких проектов, среди которых экспозиция на биеннале в Венеции и победа в конкурсе на малые города России.
Сайт: http://citizenstudio.ru/
Иллюстрации к проекту — это рассказ, а каждое изображение — отдельная глава этого повествования.
Идея проекта всегда первична, иллюстрация — вспомогательная история. Необходимо определится с тем, какую эстетику, пространство и ощущение она должна передать.
Мы многое стараемся почерпнуть из живописи: композицию, работу с пространством, цветовую гамму. От Брейгеля, Гойи, Веласкеса до Магритта и Шагала.
Фотография — прекрасный источник для вдохновения. А еще — воспоминания, даже сны.
Единство в проектах должно быть в образе мышления, в подходе и философии.
Мы любим графичные изображения, линейную перспективу, две точки схода, «открытые цвета». Все зависит от того, что мы хотим показать в проекте, какие особенности архитектуры мы хотим подчеркнуть. Постоянных приемов, перетекающих из одного изображения в другое, нет. Мы сознательно от этого отказываемся.
Очень важно показать жизнь, ведь архитекторы работают именно над ней.
Кроме работы над архитектурными проектами выпускают собственный журнал и преподают в Британской школе дизайна и МАРШе.
Сайт: https://xopapraxis.com/teaching/
Иллюстрируя проект на разных этапах, важно в размышлениях и чувствах попытаться пройти несколько циклов конструкции и деконструкции, готовясь к самому главному из таковых — воплощению.
Наши визуальные влияния расширяются экспоненциально каждый день, так как на практике мы наблюдаем и усваиваем бесчисленные изображения и тексты в книгах, журналах, фильмах, театральных постановках и в сети.
На ранних этапах разработки проекта вариативность интерпретации и спасительная случайность карандашного изображения помогают обнаруживать не самые очевидные возможности развития. Впоследствии при создании презентационных изображений рисунок помогает более обдуманно корректировать и принимать пространственные и материальные решения.
Стиль неразрывно связан с сутью проекта, которая берет свои корни неизмеримо далеко за пределами человеческого понимания, поэтому мы находим совершенно очевидным, что для каждого проекта стиль будет свой. Если же говорить о разных техниках подачи, то они видятся нам в этом контексте скорее вторичными, находясь в прямой зависимости от наших личных предпочтений, умений, желания и возможности пробовать новое в каждом отдельном случае.
Мы считаем, что каждый проект обладает особым качеством, которое мы называем «сутью». Суть проекта неизбежно влияет на выбор визуального языка. В то же время, всякий метод материализации архитектуры, в том числе и создание иллюстраций, неизбежно влияет на пути интерпретации сути.
Бюро специализируется на концепциях зданий, малых форм и благоустройства.
Сайт: https://www.instagram.com/sknypl*
Вдохновение часто можно найти на самом участке — вдохновить могут стволы деревьев, текстуры местного асфальта, ближайшие фасады.
Референсы — это вся история архитектуры.
Все время изобретая что-то новое, есть вероятность найти собственный стиль или выработать свой графический язык.
То, что попадает в кадр, должно соответствовать концепции. В кадре мы стремимся передать только важную для повествования информацию. Пытаемся добиться некой синематографичности, также отдаём предпочтения архитектурным ракурсам, таким как: изометрии, two-point perspective, фасад, план, разрез.
Рендеры, картины, схемы могут объяснять проект без слов.