Как мы искали своё место в городе

Пространства Софт Культуры. Часть 1

Алена Шляховая

13.12.2019

Время чтения 15 мин

Софт Культура — это не только про технические навыки, необходимые архитектору, но и про культуру работы, обмен знаниями, дружное комьюнити молодых профессионалов, а ещё — про места.

Большинство из нас, как ни крути, архитекторы, и физическое пространство проекта — отражение нас самих. Нам всегда было важно иметь своё классное место в городе. 

Совсем недавно проекту исполнилось 5 лет, и теперь мы хотим рассказать о пространствах, которые в разное время становились лицом Софт Культуры.

Подвал на Китай-Городе

Жилой дом Александрийского Подворья

08/2014—12/2014

                                                                                                                               

Многие хорошие проекты начинались в гараже, а Софт Культура — в подвале на Китай-Городе: первой площадкой проекта стало полуподвальное помещение у Ивановской Горки1. Отсюда только что выехал склад тканей, а зданию ещё не успели присвоить статус памятника. 

Наш подвал был классным: старый, с кирпичными циркульными сводами — со сводов смотрели барельефы с причудливыми рожицами мужичков, а в маленькие окна проглядывал фасад соседней церкви.

Арсений Афонин, сооснователь Софт Культуры

Мы с Лидой Егоровой2 сняли этот подвал довольно спонтанно. Первым делом решили избавиться от старого пола, а вместо него застелить основание войлоком. Войлок взяли тогда самый дешёвый: в магазине сказали, что он в общем-то ничем не отличается от дорогого. Но потом оказалось, что он ужасно пахнет козликом... 

Самое забавное еще то, что пол в подвале был неровным — по центру был такой небольшой холм. Вот из-за этого холма, да ещё и с войлоком, казалось, будто сидишь всё время на спине огромной кошки.

И всё же мы гордились тем, что сняли, наконец, отдельный офис3, были решительно настроены развивать своё архитектурное бюро и совершенно не подозревали, что уже через пару месяцев запустим целых 3 курса, а дальше — больше.

Своды первого пространства Софт Культуры на Китай-Городе                                                                                                                                

Поначалу архитектура была для нашего бюро не самым устойчивым бизнесом. Чтобы не браться за неинтересные заказы, чем-то занимать пространство подвала и покрывать его аренду, нам нужно было придумать ещё какое-то занятие — идея о курсах была практически первым, что пришло на ум. Мы понимали, что культура работы часто уходит на второй план, хотя и непосредственно влияет на то, каким получается проект.

Арсений Афонин, сооснователь Софт Культуры

Когда мы учились в институте, каждый год популярной становилась новая программа — приходилось экспериментировать. 

К тому моменту, как мы занялись собственной практикой, мы на собственной шкуре успели перепробовать столько всего, что, казалось, может быть мы ещё не сложились как бюро, но вот как работать, мы точно знаем. 

Андрей Свиридов, сооснователь Софт Культуры

Мы придумали тогда несколько первых курсов. Арсений классно знал Grasshopper — во время учёбы даже преподавал немного на курсах в МАрхИ. Я знал Vectorworks, позвали ещё нашего приятеля Милана Стаменковича — он уже много лет преподавал Rhino в МАрхИ.

Первые курсы Софт Культуры и первый кинопросмотр в офисе                                                                                                                                

Первые запуски показали, что мы делаем что-то и правда полезное: на занятия приходили в том числе и наши знакомые, кто-то приводил с собой друзей.

Останавливаться не захотелось, и мы решили превратить образование в проект, на первых порах — дополнительный к архитектурной практике. Так, в подвале на Китай-Городе мы придумали площадке название, сами сделали первый сайт Софт Культуры, а благодаря знакомой — и первый логотип.

Тогда же мы познакомились и начали работать с Аней Романченко. В то время Аня была еще студенткой МАрхИ, помогала нам с текстами, вела группу площадки в социальных сетях, а заодно была проводником между Софт Культурой и студенческим сообществом института.

Однажды, сидя в офисе, Аня вдруг спросила, не думали ли мы когда-нибудь снимать ячейку в Доме Наркомфина — наступавший 2015-й год встречали уже в собственной ячейке легендарного здания.

Ячейка №36

Дом Наркомфина

12/2014—10/2015

                                                                                                                               
                                                                                                                               
Арсений Афонин, сооснователь Софт Культуры

Дом Наркомфина все мы хорошо знали. Я работал над проектом реконструкции Дома ещё в составе бюро Kleinewelt Architekten, участвовал в одном из воркшопов про его будущее, долго изучал, много раз бывал в здании.

Возможность переезда казалась очень заманчивой, но нам даже не верилось, что туда можно вот так просто прийти, дать денег и снять ячейку.

Аня узнала: оказалось, что в Доме есть свободные ячейки, и что их можно посмотреть. Приближался Новый Год и решать нужно было быстро — в легендарный Дом Наркомфина мы переехали всего за неделю и сразу с вечеринкой!

Арсений Афонин, сооснователь Софт Культуры

30-е декабря: все вещи уже перевезены, но ремонт только закончен и все в дикой грязи и пыли.

За два дня мы всё отмыли, собрали привезённую с Китай-Города мебель, успели съездить домой, переодеться, вернулись и тут же стали отмечать!

Новогодняя ночь — наш первый вечер в Доме Наркомфина                                                                                                                                

Дом Наркомфина, один из ключевых памятников жилой архитектуры конструктивизма, к 2014-му году был далеко не в лучшем состоянии: в советское время особенно крупные ячейки превратили в коммунальные квартиры, фасад перекрасили, открытую коллонаду на первом этаже застроили. 

За почти 90 лет существования Дом так ни разу и не ремонтировали, и важная отличительная черта здания — экспериментальные материалы4 (а в действительности — дешёвые и недолговечные) — обернулась главной причиной его аварийного состояния и главным препятствием для бережной реконструкции. К моменту нашего переезда здание планировали реконструировать уже несколько раз, но ни один из проектов так и не был реализован, в основном из-за вопросов собственности

Несмотря на то, что памятник был на грани разрушения, в Доме Наркомфина все еще продолжали жить, а некоторые ячейки арендовали под мастерские и офисы. К моменту нашего переезда здесь жили Антон Носик — журналист, основатель Lenta.ru и один из «отцов Рунета», здесь же находились мастерская художников Антона Тотибадзе и Саши Пастернак, редакция журнала Colta.ru, вегетарианское кафе и магазин секонд-хэнд одежды.

  •  
  •  
Дом Наркомфина, 2008; автор фотографий: Алексей Народицкий

Нашей стала ячейка №36 типа «F» — двухуровневая квартира со входом на втором этаже5. Помещение было в неплохом состоянии, но обстановка всё же требовала определенного вмешательства: интерьер ячейки не менялся, казалось, годов с 80-х. 

Заняться пространством мы решили своими силами. Первая идея заключалась в том, чтобы очистить стены и пол от более поздних слоёв отделки и обнажить таким образом конструктив здания. Но уже снимая обои на одной из стен, мы обнаружили фрагменты, как мы полагали, оригинальной краски 6, которые были и на других стенах. 

Находка стала для нас действительно ценной, так как давала возможность частично восстановить оригинальный вид жилой ячейки — так мы решили сделать ячейку «F» артефактом: местами вскрыть уцелевшие фрагменты оригинальной отделки стен, местами — оставить наслоения более поздних материалов. Пространство ячейки, застывшее между разными эпохами, наполнилось ни на что не похожей атмосферой.

Ячейка «F» №36 до и во время реконструкции                                                                                                                                
Арсений Афонин, сооснователь Софт Культуры

Сначала всё казалось очень романтичным: мы, молодые архитекторы, знаем, как всё устроено, можем сами вот так взять и сделать за одну неделю небольшой ремонт... Андрей принёс из дома перфоратор, у меня была дрель и другие инструменты. 

В итоге это оказалось адом! На пятый день мы взвыли от такой работы и доделали ремонт тогда только наполовину...

У ячейки были и другие черты, которые шли совершенно вразрез с лаконичным интерьером модернистского памятника: на одной из стен поверх баухаузовской краски был нанесён трафаретный узор — так, вероятно, прошлые жильцы решили «развеселить» пространство ячейки вопреки «эстетике нового быта», предложенной архитекторами. Здесь же мы обнаружили богато украшенную золотыми узорами швейную машинку Zinger, которую до сих пор перевозим за собой с места на место.

Позже, уже весной, мы довели «реконструкцию» ячейки до конца — сняли старый расшатанный паркет, чтобы открыть оригинальный наливной пол, аккуратно примыкавший к стенам литыми плинтусами полукруглого сечения. Мы очистили пол от грязи, щепок и паркетного клея, подобрали подходящий оттенок краски и замаскировали щели — так нам удалось восстановить некоторые фрагменты оригинального проекта ячейки «F».

  • Курсы в гостиной ячейки «F» №36  
  • Ячейка «F» №36 после реконструкции  
  • Гости Софт Культуры — архитекторы бюро Zaha Hadid Architects  

Софт Культура проработала в Доме Наркомфина до сентября 2015 года: здесь у проекта сложилась команда преподавателей и первых друзей проекта, к нам приходило всё больше студентов, и для всех новичков мы проводили экскурсии по Дому.

Сама же ячейка отлично справлялась со своей новой функцией: её спальня служила рабочей зоной команды, а гостиная стала местом для проведения вечерних занятий — в комнату помещались лишь 9 студентов, но высота двухсветного пространства и два ряда окон компенсировали скромную площадь гостиной. Так и было задумано архитекторами. 

Но уже в сентябре одной ячейки нам стало не хватать: Софт Культура росла, время от времени мы запускали уже два курса параллельно и вынуждены были снимать для этого соседние ячейки. Бегать между двумя помещениями было не всегда удобно, а более крупные ячейки «K» были гораздо более дорогими и требовали радикальных преобразований.

К осени 2015 года мы решили переезжать, а спустя ещё два года Дом Наркомфина решили всё-таки реконструировать: в 2017 году реконструкцию удалось согласовать и сегодня работы уже практически завершены.

  •  
  •  
  •  
Вечеринка и чей-то день рождения...

О том, какими стали следующие пространства Софт Культуры, рассказываем во второй части истории. 


Пожалуйста, подождите...