Работа для архитектора: как попасть в любимое бюро

Личный опыт и советы по портфолио

Полина Патимова, Алёна Шляховая

27.02.2020

Время чтения: 10 мин

В коллекции Софт Культуры множество портфолио, созданных друзьями площадки и студентами курса «InDesign: Портфолио и вёрстка» для разных целей: для поступления в университет, приёма на стажировку и работу или сделанных, просто чтобы найти себя.

Мы выбрали из коллекции несколько портфолио и попросили авторов, молодых архитекторов, рассказать, как они поступали на стажировку и устраивались на работу в российские бюро, какую роль в этом сыграло портфолио и что они думают о приобретённом опыте.

Наташа Львова

Младший архитектор бюро Saga 
с 2019 года

Чтобы узнать о профессии больше и проверить себя на практике, я хотела попасть в небольшое архитектурное бюро: мне казалось, что так работа будет насыщеннее, ведь чем меньше команда, тем больше личной ответственности на каждом из участников, а взаимодействие с коллегами в небольшом бюро теснее, чем в крупной компании — всё это становится стимулом для развития. 

Выбор бюро

Я хотела попасть в бюро Saga — оно подходило мне лучше других. Проекты на сайте студии меня очень впечатлили, сразу захотелось узнать о подходе и философии ребят.

Несмотря на наличие приоритетного бюро, я всё-таки решила подстраховаться и отправила письмо ещё в несколько студий. При рассылке я допустила фатальную ошибку: групповая рассылка оказалась открытой, и все получатели видели адреса друг друга. Составляйте более личные письма, чтобы оказаться там, где вам действительно хочется быть.

В итоге я всё же попала именно туда, куда хотела. Моё портфолио понравилось ребятам из бюро, а я не постеснялась напомнить о себе, чтобы договориться о собеседовании. 

Портфолио

Структура

Я собрала портфолио меньше, чем за две недели, и включила в него только самые важные работы. Оно состояло из 3-х разделов: студенческие работы; интерьеры, разработанные во время стажировок в других московских бюро; самостоятельные творческие проекты.

Из студенческих проектов в портфолио я включила только 2 — остальные 4 проекта рассказывали о моей творческой деятельности и опыте работы. Возможно, наличие в портфолио реализованного проекта, сделанного за время предыдущей стажировки, и сыграло мне на руку.

Графика и верстка

Несмотря на то, что я хотела попасть в конкретное бюро, мне не хотелось корректировать подачу своих проектов под его стилистику: все проекты были моей честной историей, и если бы её не приняли в этом месте, я бы продолжила искать более близкую мне по духу студию.

Времени на подготовку портфолио было немного: я не успевала доработать основные изображения к проектам, но сделала новые схемы и чертежи. А чтобы показать процесс работы над проектом, я решила вставить рисунки, сделанные от руки. 

Я всегда уделяю большое внимание графике чертежей: на мой взгляд, они должны понятно рассказывать о проекте, но при этом не быть скучными. Мне нравится наполнять проекции паттернами и фигурами людей — они могут рассказать о проекте ещё больше. 

При работе над вёрсткой портфолио я вдохновилась классической композицией музейных открыток — изображение сверху, подпись снизу. Визуальные референсы находятся обычно сами собой во время работы: это то, что ты услышал, увидел или почувствовал в данный момент. Ещё я часто обращаюсь к ресурсам, на которых можно просматривать работы молодых архитекторов и студентов: KooZA/rch, сайты архитектурных университетов (например, ETH и AA) или проект Atlas of Places.

Портфолио Наташи Львовой

*для просмотра воспользуйтесь командой Fullscreen в углу окна. Если портфолио загружается не сразу, немного подождите

Собеседование

Портфолио — не единственное испытание при поступлении в бюро. Как правило, люди ищут в свою команду единомышленников, готовых вместе с ними сражаться за общую идею. В этом смысле собеседование помогает вам и работодателю лучше узнать друг друга. 

При первой встрече с Юлией Ардабьевской, одной из основательниц бюро Saga, я рассказала о том, что уже умею и чему хотела бы научиться в работе, и ещё раз презентовала своё портфолио, уже подробнее рассказав о каждом проекте. Этим и хороши личные беседы — они дают тебе ещё один шанс составить свой профессиональный портрет. Юля, в свою очередь, рассказала о текущих проектах и рабочем процессе. 

Процесс работы

Я работаю на полставки, и это позволяет мне уделять время учёбе и диплому. Когда я начала работать, чувствовала, что мне не хватает скорости и навыков. Например, я не умела делать фотореалистичные визуализации, а это обязательная форма подачи в Saga: пришлось научиться визуализировать до выхода на работу. 

Спустя 5 месяцев работы в бюро я чувствую небольшой прогресс, но впереди ещё очень много нового — и многому предстоит научиться.

Илья Климов

Художник-иллюстратор бюро TSAN architects 
С 2019 года

Я закончил факультет архитектуры Академии Художеств им. Репина в Санкт-Петербурге и твёрдо решил, что хочу связать свою жизнь с рисованием и иллюстрацией. Меня больше привлекала художественная составляющая архитектурной подачи, а не процесс проектирования.

Выбор бюро

Я подготовил портфолио, чтобы попасть на стажировку в бюро Рикардо Бофилла RBTA, но мне ответили вежливым отказом. Тогда я разослал то же самое портфолио во множество других российских компаний — претендовал на должность архитектора-художника в иллюстраторских агентствах и архитектурных бюро. Я не стал переводить портфолио на русский: среднего уровня знания английского достаточно, чтобы понять, что я хотел сказать — к тому же мне всегда нравилось, как выглядят английские буквы: более дерзко, что ли.

Сейчас уже точно и не вспомню, во сколько архитектурных бюро и иллюстраторских агентств я отправлял портфолио, — думаю, их было порядка пятидесяти — но точно могу сказать, что бюро были не только питерскими. Откликнулись в основном молодые архитектурные студии: им нравится живая стилистика портфолио и нестандартный взгляд на вещи. Мне кажется, молодые ребята в первую очередь ищут людей, с которыми будет интересно работать и создавать что-то интересное и необычное, а не рабов для черчения узлов. Поэтому лучше отправлять портфолио в команды, которые близки вам по духу.

Портфолио

Структура

Перед началом вёрстки я собрал в отдельную папку самые удачные из своих работ, а затем выбирал лучшие из лучших. Проекты в портфолио идут вперемешку, не в хронологическом порядке — мне было важнее держать зрителя в постоянной заинтересованности, чем рассказывать о проектах по нарастающей. 

Мне всегда нравился формат клаузуры, поэтому во второй половине портфолио клаузурам отведено несклолько разворотов. В самом конце в качестве тонкого намёка я разместил фотографии, потому что иногда балуюсь моментальными снимками и плёночной фотографией: на половине разворота фотографии Питера, а на другой — пустые уголки для фотографий Испании (ведь портфолио сначала отправлялось в испанское бюро).

Графика и верстка

При создании портфолио важно быть собой и рассказать историю, которая была бы не похожа ни на чью другую. Идеи для моего портфолио рождались постепенно с просмотром курса «InDesign. Графдизайн и вёрстка для архитекторов». Мне было важно, чтобы вёрстка моего портфолио была чем-то новым — я старался использовать приёмы, которых нигде не видел. А чтобы всё портфолио смотрелось цельно, но при этом каждый проект не терялся и выглядел как самодостаточное стоятельное готовое произведение, я уделял особое внимание композиции листа и разворотам. 

В портфолио мне было важно продемонстрировать свои навыки, сделать акцент на своих сильных сторонах: я люблю рисовать руками и хотел с порога дать работодателю понять, чем хочу заниматься. В процессе работы появилась идея добавить на развороты такие элементы, как бумажный скотч, кнопки, скрепки, уголки для фотографий — это помогло связать ручные картинки с условным монитором, с которого будет восприниматься портфолио.

Портфолио Ильи Климова

*для просмотра воспользуйтесь командой Fullscreen в углу окна. Если портфолио загружается не сразу, немного подождите

Собеседование

После того, как работодатель остаётся один на один с портфолио, он оценивает его, взвешивает все за и против, а затем принимает решение, знакомиться с вами лично или нет. Если портфолио зацепило, то при встрече он смотрит уже на ваши человеческие качества. 

В моём случае собеседование не было чем-то решающим: основателю бюро Максиму Цыбину с самого начала понравились мои проекты и портфолио, и после того, как мы перекинулись парой слов, всё уже стало понятно. Собеседование прошло легко и непринуждённо: думаю, сказалось, что мы оба учились в Академии художеств и в целом были на одной волне.

Процесс работы

Ещё на старте мы с Максимом договорились, что сделаем вместе конкурсный проект на благоустройство сквера в Москве — и посмотрим, сработаемся или нет. Пока все довольны, и я воспринимаю Макса скорее как друга, чем как работодателя.

В бюро я работаю в основном над конкурсными проектами: свобода и творчество — это как раз о них. В процессе работы пришлось набираться архитектурного опыта, но в целом мне стараются доверять задачи, в которых я мог бы максимально проявить свои навыки работы с графикой. Параллельно с основной работой я занимаюсь иллюстрацией и стараюсь найти себя в этой среде.

Юля Белозерцева

Ведущий архитектор бюро «Меганом»
С 2019 года. До этого работала в бюро FORM, Апекс, КБ «Стрелка», «Архформат»

С самого начала я решила, что рабочее портфолио — это и есть я в профессиональном смысле. Мне было важно показать своё отношение к архитектуре и найти именно те бюро, которым важно понимать, что человек делает за пределами офиса.

Выбор бюро

Я отправляла портфолио в большое количество российских и зарубежных компаний — их было где-то около сорока, поэтому вопрос с разными вариантами портфолио для разных мест не стоял — я всем отправляла один и тот же файл, иногда удаляя несколько страниц, если вес файла не умещался в требуемые мегабайты. 

Кто-то отвечал, кто-то нет, кому-то было все равно, когда я могу прийти на собеседование, и предлагал лишь единственное время для встречи — от таких вариантов я отказывалась сразу. В итоге я побывала на нескольких собеседованиях в Москве, но продолжала искать близкое по духу бюро. 

Спустя какое то время я увидела, что в «Меганоме» открыта вакансия ведущего архитектора — я отправила портфолио, прошла собеседование и сразу вышла на работу.

Портфолио

Структура

Самое важное — не превратить портфолио в сборную солянку из всех когда либо сделанных вами проектов, а выбрать уникальные работы, которые были самыми значимыми на каждом из этапов вашей профессиональной жизни. Сначала все проекты кажутся важными, но нужно уметь критически оценить свои работы и отобрать только те, что превратят портфолио в единый рассказ. 

Приступая к работе над собственным портфолио я сразу отмела в сторону рабочие проекты, которые уже не казались мне близкими по духу — написала о них только в CV. В итоге в моё портфолио вошли три проекта, сделанные во время учебы в магистратуре МАРШа, один проект, который я реализовала самостоятельно, и дипломный проект из моего первого университета (ГУЗа) — мне показалось важным сравнить первый и последний дипломы, поставить их в начало и в конец портфолио.

Также надо понимать, будет ли это портфолио напечатано, или вы планируете использовать его только в электронном виде. Я постаралась сделать вёрстку, которую потом можно было бы быстро адаптировать под печатную версию, но честно говоря, до этого так и не дошло.

Графика и верстка

Кроме финальных схем, чертежей и картинок, рассказывающих о каждом из проектов, я добавила в портфолио фотографии рабочих макетов и несколько живописных работ.

Я намеренно не включила в портфолио примеры рабочих чертежей и ведомостей, но на собеседованиях при необходимости предлагала показать их, чтобы у работодателя сложилось цельное впечатление о моем опыте и навыках.

Портфолио Юлии Белозерцевой

*для просмотра воспользуйтесь командой Fullscreen в углу окна. Если портфолио загружается не сразу, немного подождите

Собеседование

Впечатление от портфолио имеет значение, чтобы получить приглашение на собеседование: если портфолио противоречит идеям компании, личного интервью не состоится.

На собеседованиях меня спрашивали, как правило, об одном и том же: просили рассказать о самом важном для меня проекте из портфолио, об опыте, который указан в CV, интересовались, что было интересного и важного в каждом из мест, где я училась и работала — и о том, чему я научилась.

Процесс работы

Выбирая команды, в которых я хотела бы работать, я старалась понять, насколько они близки к моим представлениям о том, как должна создаваться архитектура. Попав в «Меганом», я не почувствовала каких-то сложных моментов адаптации. Конечно, везде есть свои нюансы, но всё это существует в рамках тех профессиональных ценностей, которым я следую.


Пожалуйста, подождите...