Не только картинки: архитектурная подача
Настя Демидова
25.01.2024
Время чтения: 5 мин
По следам ревью дипломов и портфолио мы решили вспомнить об альтернативных подходах к подаче архитектурного проекта и собрали несколько работ, которые рассказывают о себе не только с помощью привычных планов, разрезов и рендеров, но и через персонажей и сюжеты. Или просто выбирают необычный медиум, но не просто так, а в качестве механизма повествования.
Все они так или иначе размышляют о памяти — личных воспоминаниях или исторических событиях — и наверняка отчасти поэтому так внимательно подходят к сторителлингу. Кстати, той же темой объединены герои другой нашей подборки — она уже не о графике, а о городских объектах: павильонах, поп-апах и инсталляциях.
James Mak в студии Croydon АА School, 2023
The Day in the Life of Hotel Croydon рассказыват о вселенной со своими законами, где образ, а иногда и назначение пространств меняются в зависимости от сюжета: дом без вещей, порядок без усилий, фон для рутины. Отель — место для всех и место для никого: искусственный, нейтральный объект города. Это очень поэтичная зарисовка об отеле как об объекте с особенными программой и ролью в городе, а сцены мультфильма, собранные из бумаги, — серия макетов, озвучивающих проектный нарратив.
Наш любимый момент — бумажные пассажиры загружаются в бумажные автобусы. Возможно, автор предпочел такой медиум статичным изображениям, чтобы проиллюстрировать непрерывное движение, свойственное всем транзитным типологиям: их пользователи сменяются, но набор ритуалов остаётся прежним и даже есть специальная инфраструктура с персоналом, призванная их обслуживать.
Bora Malko, студия Ecstatic Truths: Building Worlds for New Beliefs в АА School, 2023
Предметом исследования этой проектной студии стали религиозные нарративы в архитектуре. Сталкиваясь с множеством кризисов, люди теряют уверенность и веру в многие системы верований, например религии или государственные идеологии. Бриф студии предлагал ответить на вопрос: как архитекторы могут создавать новые идеи будущего и рассказывать о них? На его основе студенты размышляли о новых системах верований для общества.
Год начали с работы над документальным фильмом, исследующим социальный и политический контекст культовых локаций и сооружений, чтобы разобраться, как появляются, функционируют и изменяются пространства веры. Итоговый проект — это творческое исследование новых систем верований и пространств в видеоформате, дополненное наборами иллюстраций, коллажами, макетами, серией перформансов, запечатлённых на фото.
В качестве дипломного проекта Bora Malko со своей командой разработала видеоигру-новеллу Friends and Foes. Место действия — пирамида Тираны, символ коллективной памяти Албании: погружаясь в новеллу, можно исследовать слои исторической памяти страны. Пирамида в Тиране была построена в 1985 году после смерти диктатора Энвера Ходжи под музей его имени. После падения коммунистического режима в 1991 году музей был закрыт, а в 1998-м во время войны в Косово в здании располагалась база НАТО.
Воспроизводя архитектурный объект, способный рассказать об истории Албании, авторы создали образовательный проект в игровой форме, повествующий о политическом, историческом и религиозном контексте. Такой формат позволяет погрузить пользователя в историю изнутри, а не с позиции отвлечённого наблюдателя. К сожалению, поиграть в эту игру пока не получится: команда архитекторов, программистов, дизайнеров, музыкантов и сценаристов пока не закончила разработку — пока можно посомтреть трейлер.
Алия Шигапова в студии МАРШ «Новгород» и для Gorlenko Studio, 2019–2021
Темой дипломного года 18/19 стало кооперативное жильё, а локацией для проектирования — Выборг. Подробно исследовав контекст и несколько знаковых зданий города, студенты начали работу над собственным проектом с главного фасада.
Частый сюжет плетения и переплетения в декоративных элементах фасадов Выборга стал отправной точкой исследования Алии. В теории Готфрида Земпера главный элемент архитектуры — стена — происходит от ткачества. Ткацкое ремесло по своей натуре предполагает кооперацию (именно ткачи основали первый кооператив в Рочдейле). Так представители этой профессии стали «заказчиками» жилья, а проект получил название «Ткань. Текст»1.
Продолжением исследования стала серия вышивок архитектурных проекций, схем и других значимых изображений здания Торговых лавок конца XIX века в Суздале — проекта реставрации, над которым Алия стала работать в Gorlenko Studio, окончив МАРШ.
Основной интервенцией стал задний фасад: на него проект схематично проецирует разные исторические этапы, графически накладывая несколько слоёв на современное состояние здания. Вышивка сделана по принципу дореволюционных чертежей, где светло-розовыми заливками планов обозначали существующий объём здания, а все изменения — ярко-красным.
Настя Волчик в студии МАРШ «Переосмысление простоты», 2022
Проект Насти — реконструкция Белорецкой узкоколейной железной дороги. Он состоит из четырёх станций, множества полустанков, маршрута, связывающего их между собой, и главного архитектурного героя — вагона. Проект основан на воспоминаниях и предчувствиях, а образы станций вырастают из окружающего их пространства. Здесь смешаны прошлое и будущее: электробус оборудован печкой-буржуйкой, а станции, оснащённые лифтами, расставлены по территории на манер храмов.
Спектакль «Кукушка» рассказывает о простоте жизни и её поиске, а ещё — об ощущении свободы в путешествии, у которого есть цель. Альбом проекта можно полистать здесь.
Isaac Salame Romano в студии The Best Laid Plans АА School, 2023
Студия исследовала связи образа места и идентичности его жителей. Оттолкнувшись от истории Мехико, изображений и воспоминаний его жителей, Isaac Salame Romano создал фильм-палимпсест о городе. Он обратился к контексту обращения с землёй и водными ресурсами: стремясь удовлетворить потребности растущего населения, город перегружает водные ресурсы, создаёт экологический дисбаланс.
Видео смонтировано так, словно зритель читает рукопись на пергаменте, выполненную поверх смытого текста. Проект сохранения и восстановления водных ресурсов города вплетён в палимпсесте после истории о Мехико: так автор следит за формированием облика территории и её идентичности.