Меню

Интерьеры в старом фонде

Три кейса с историей

Настя Демидова

04.07.2024

Время чтения: 6 мин

Расспрашиваем молодых дизайнеров, как они работают с наследием и встраивают новые решения в пространства, уже успевшие нажить репутацию и характер.

Квартира №1: с лепниной

Место и время:

Санкт-Петербург, 2022

Контекст

В октябре 2019 мне на почту пришло письмо с фотографиями квартиры в доходном доме начала века. Сперва я не поверила своим глазам — неужели это идеальный проект в старом фонде?

Мы уже делали проекты в старом фонде, но чаще всего пространство уже было полностью очищено и перекроено, и мы были очень рады поработать над квартирой с множеством сохраннённых исторических элементов. В квартире сохранилась лепнина с растительно-цветочным орнаментом в стиле модерн, деревянные окна, а в одной из комнат — даже столетний паркет. Ещё в квартире изначально находились три оригинальные печи: одна из них оказалась популярной моделью финского завода «Або», которые, например, стоят на вокзале в Парголово. Нам повезло: дом не числился как объект культурного наследия, поэтому мы не столкнулись с особыми ограничениями при проектировании. 

Вместе с заказчиками мы стремились создать современное жильё, в полной мере отдавая дань исходным данным объекта. Мы создавали проект квартиры, которая станет местом силы для всей семьи, и закладывали в него идеи исторической памяти и связи поколений.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Исследование

Любой проект начинается с исследования, но это особенно актуально для старого фонда. Например, в этой квартире было практически невозможно сделать принципиальную перепланировку: скелет пространства был сформирован более ста лет назад по другим нормам и для другого уклада жизни. В оригинале эта квартира была в два раза больше, и мы работали в той её части, где изначально не было кухни и санузлов: эти зоны выделили из большой гостиной уже в советский период.

В новых квартирах вы получаете бетонную коробку с современной системой коммуникаций — чистый лист, делай что хочешь. Перед началом работы с историческим зданием нужно задать много вопросов: например, из чего сделаны стены? Какие перегородки можно убрать, а какие нет? Как подведён газ? Где расположены мокрые зоны и вентиляционные шахты? Каждый вопрос важен и требует обязательной проверки и решения.

Новое и старое

Реставрация лепнины, окон и печей оказалась долгим и всегда непредсказуемым процессом. В этот сложный процесс лучше не начинать, если вы не готовы инвестировать ваши время, нервы и деньги: хороших мастеров по реставрации немного — и их работа стоит дорого.

Мы применяли современные решения там, где это было необходимо и функционально, а в остальном шли за аутентичностью пространства. Рассуждали так: лепнина на потолке очень красивая, не хочется с ней визуально спорить, но одновременно нужен свет — значит сделаем аккуратные точечные споты. Изящность всего лепного карниза и потолка подчеркнем белым, а сами стены сделаем на оттенок темнее.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Материалы и мебель

Мне нравится думать, что в этом проекте мы не выбирали отделочные материалы: квартира уже выбрала всё за нас. В одной из комнат сохранился дубовый столетний паркет английской ёлочкой — поэтому для других комнат мы подобрали новый, но похожий по размеру и тону. В мокрых зонах положили восьмиугольную метлахскую плитку классического черно-белого рисунка: пройдитесь по Петербургу, и вы встретите её везде: в «Доме Книги», «Подписных Изданиях», Академии Штиглица. Цветовая гамма проекта отчасти подсказана натуральными оттенками глазури у печей: глубокий зеленый, терракота, темно-синий в ванной.

Вся мебель, вписанная в новую планировку, сделана на заказ: кухня, деревянная система хранения с рейками в прихожей, тумба под раковину в ванной и мраморная столешница в туалете. Винтажной мебелью проект наполнялся постепенно: у заказчиков уже были кресла и грузинский ковер, а часть элементов мы искали в процессе работы — сейчас на рынке большой выбор винтажа разного состояния и разной стоимости.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Организация работы

Обычно мы делаем визуализации в 3ds Max + Corona и довольно реалистично изображаем будущее пространство и проговариваем клиентам: проект будет наполнен именно тем, что вы видите на картинках. Но для этого проекта мы решили использовать связку SketchUp + Photoshop: получилось более экспериментально, поэтому заказчики не до конца поняли некоторые решения, хотя реализация получилась очень близкой к задуманному. Для рабочей документации мы использовали ArchiCAD, но последнее время часто взаимодействуем со специалистами, которые работают в Revit.

Тайминг у этого проекта был довольно расслабленный: мы начали проектирование в конце 2019 года, а финальные детали дополняли вплоть до лета 2022 года.

Квартира №2: с лоджией

Авторы:

Бюро 5.00 a.m — Света Савинова и Антон Архипов

Место и время:

Тбилиси, 2020

Контекст

Это проект большой и светлой квартиры с необычной фактурой, который мы создавали для нашей подруги, иллюстратора и арт-директора. 

Квартира расположена в Тбилиси в доме эпохи позднего СССР. В ней сохранилось множество элементов с подчёркнуто человечным и живым характером — например, мраморный работающий камин, двустворчатые двери и портал, фактурная конструкция деревянного шкафа, межкомнатная перегородка с распашными дверями и зеркалами. Помимо богатой истории, квартира отличается ещё и планировкой: в 90-х владельцы включили в теплый контур огромную лоджию и часть примыкающего нежилого помещения.

Нам хотелось, чтобы новые архитектурные решения были узнаваемо новыми, но мирно сосуществовали со старым нарративом этого дома. Мы не стали подделывать новые решения под существующие элементы квартиры, а включили их в контекст среды с помощью деталей, материалов и цветовых решений. Так получился «родственный» диалог прошлого и настоящего.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Организация работы

Мы использовали AutoCAD и SketchUp: для нас это стандартная связка для работы с интерьерами. С самого начала у нас с заказчицей сложился диалог на одном языке: мы хорошо понимали эстетические предпочтения друг друга, и это сильно помогало в работе. Благодаря ее доверию нам не пришлось делать рендеров: для согласований хватало картинок из SketchUp. 

Важная особенность этого проекта — дистанционная работа и сжатые сроки. Со строителями мы общались в мессенджерах, и это оказалось чревато некоторыми сложностями: вещи, к которым мы привыкли как к базовым стандартам качества, здесь вызвали неожиданные задержки и вопросы — например, организация ревизионных лючков в ванной или перекрестных выключателей. Больше всего мы переживали за керамическую плитку: для объёмных элементов, таких как подиум и остров, требовалась особенная аккуратность. Но в итоге все вопросы удалось решить, а строители не подвели и справились на отлично. У нас получилось довольно быстро завершить проект: начали летом и закончили основные работы уже к концу года.

Столярные изделия

Мы решили сохранить все столярные изделия и оттолкнуться от них, чтобы интегрировать наши решения в существующее пространство. Почти все деревянные элементы были в хорошем состоянии: мы только немного отремонтировали двери, окна и декоративные перегородки — они остались в итоговом проекте почти в своём оригинальном состоянии. Основной капитальной работой была реставрация паркетного пола. 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Цвет, материалы, фактура

Для визуального диалога со старой древесиной хорошо подходила керамика: чистая, гладкая, в каком-то смысле стерильная поверхность даёт нужный контраст с пористым, волокнистым деревом. Нам показалось, что прекрасные несовершенства дерева будут отлично работать с её глянцевой текстурой. 

Так ключевым материалом проекта стала белая узорчатая плитка — цвет работает вместе с общей светлой оболочкой квартиры, а орнамент и фактура плитки создаёт дополнительный характер и глубину. Во всех комнатах мы сделали ниши с отделкой белой керамической плиткой и продолжили орнамент в объёмных элементах: кухонном острове и подиуме для кровати. 

Дерево и белую керамику дополняет южный свет: он создаёт теплую и интересную атмосферу. Так кухня стала тёмно-зеленой, а ванная — розовой. Характер дома дополняют антикварные находки: заказчица сшила абажур для гостиной и нашла на местных блошиных рынках винтажную мебель — например, роскошный комод для мастерской.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Квартира №3: с печью

Авторы:

Бюро «Контекст» — Дарья Микрюкова и Ира Шатунова

Место и время:

Санкт-Петербург, 2023

Контекст

Квартира расположена в здании 1837 года в Виленском переулке: в доме с типичным двором-колодцем. Заказчица полностью доверила разработку интерьера нам: мы оттолкнулись от её интереса к современному искусству, различным культурам и минимализму и создали пространство именно таким, каким его ощущали. 

Каждый проект в старом фонде — это новое исследование: погружение в историю здания, анализ состояния конструкций, инженерных систем и артефактов. Когда мы начали работать над этой квартирой, то с удивлением выяснили, что в исходном плане не было ванной комнаты — позже мы узнали, что это достаточно распространенная проблема для старого фонда. Капитальный ремонт в квартире ещё не делали, поэтому предстояло много работы: нужно было отреставрировать балки перекрытия, заменить окна и черновой пол, демонтировать дранку, зачистить капитальные стены.

  •  
  •  

Проект

Для нас важна работа с историей места, поэтому одной из отправных точек дизайн-проекта стала старинная печь. Благодаря коллегам-архитекторам у нас получилось найти хорошего мастера — это было очень важно, потому что мы уже работали со старым фондом раньше и знали: на таких объектах многое зависит от всех участников процесса, их компетентности и умения нести ответственность за принятые решения. Мы решили восстанавливать печь как декоративный объект в несколько этапов. 

 

Новое планировочное решение было продиктовано анфиладой окон и продолговатой формой квартиры: мы задались целью создать сквозное и светлое пространство несмотря на невысокие потолки — всего 2,4 метра. В этом сильно помогли окна по всему фронту фасадной стены, которые дают большое количество естественного освещения. Несмотря на отсутствие места для мокрой зоны, нам удалось разместить ванную по нормам и согласовать планировочное решение. 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Материалы и мебель

В основном в проекте использованы нейтральные материалы природных оттенков: цветовая палитра сложилась из пожеланий заказчицы и особенностей пространства. Особенно нам нравится решение ванной комнаты с раковиной в ретро стиле и керамическая плитка ручной работы петербургского бренда. 

Основные предметы мебели в квартире — от локальных брендов и бюджетных производителей: это хорошо согласовалось со стилистикой квартиры и позволило вписаться в ограниченный бюджет. Ещё в интерьере много винтажной мебели и света и выполненные на заказ столярные изделия.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Организация работы

Обычно мы комбинируем три программы: ArchiCAD, Revit и 3ds Max. Концепцию разрабатываем в ArchiCAD — для этой цели это удобная и гибкая программа. Чертежи готовим в Revit, а для визуализаций используем 3dsMax. 

Это был достаточно долгоиграющий проект: из-за вопросов согласования в старом фонде на дизайн-проект ушло полгода, а фотосъемку квартиры мы сделали только спустя два года.

Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.