Rhino для ежедневных задач. Бюро «Атриум»
Интервью с Сергеем Надточим и Романом Хоревым
Катя Субботина, Серго Попов
28.02.2023
Время чтения: 12 мин
Часто говорят, что Rhino — инструмент будущего. С его помощью делают сложные параметрические фасады, оптимизируют массинг зданий, проводят градостроительный анализ и многое другое. Кажется, что это слишком сложная программа, чтобы интегрировать её в привычные рабочие процессы. А вот и нет: Rhino — не про будущее, а про настоящее. Он практичный и отлично работает в паре с инструментами для BIM-моделирования.
Мы поговорили с архитекторами бюро «Атриум» — арт-директором Сергеем Надточим и руководителем параметрического отдела Романом Хоревым, — чтобы узнать, как и зачем в «Атриуме» интегрировали Rhino в рабочие процессы.
О том, как Rhino используют для повседневных задач в голландском MVRDV, рассказываем в другой статье.
Раньше нашим стандартным рабочим набором была связка 3ds Max + Revit: можно было искать форму объекта, а какие-то цифры просчитывать в BIM. Но 3ds Max и Revit не взаимозаменяемы, поэтому приходилось делать две модели и отдельно следить за изменениями в каждой из них.
Кроме этого дублирования, Revit и 3ds Max ещё накладывали определённый отпечаток на работу с формой из-за специфики встроенных инструментов. Rhino же даёт другое понимание формы: например, здесь проще работать с булевыми операциями1.
Внедрять Rhino в работу бюро мы начали, когда стали работать с арт-объектами. На них отрабатывали генерацию формы, стараясь применять параметрические инструменты везде, где возможно. А ещё «обкатывали» цифровое производство — учились автоматически делать развёртки и максимально компактно располагать элементы на листах тех материалов, из которых изготавливали арт-объекты.
Конечно, внедрение нового софта — не простой процесс: нужно закупить лицензии, оборудование, обучить сотрудников и руководителей. На это нужно время, и вряд ли заказчики согласятся пару месяцев подождать, пока бюро освоится в новой рабочей среде.
Вообще, Rhino отлично работает с самыми разными программами с помощью плагинов-связок. Рабочую среду Rhino и Grasshopper можно подключить к ArchiCAD, Revit, SketchUp, 3ds Max и даже Illustrator. Это делает программу очень гибкой для решения самых разных вопросов.
В целом, Rhino отлично вписался в набор инструментов «Атриума» и перетянул на себя ряд задач, особенно на этапах эскиза и концепции. При этом отказываться от Revit или 3ds Max не пришлось. Ими мы тоже пользуемся — рабочка или визуализация никуда не делись.
Стоит сказать, что освоить Grasshopper чуть сложнее. У него другая логика работы, так как алгоритмы составляются из частей — нодов, и нужно чётко понимать, как они работают по отдельности и в связке, как происходит обработка информации и какой результат получится. Это не всегда интуитивно, не всем легко разобраться в одиночку, поэтому желательно, чтобы кто-то объяснил принципы работы в Grasshopper. В этом смысле он уже ближе не к проектированию, а к программированию. Зато для него много готовых скриптов и плагинов.
Когда нужно проанализировать много данных, сильно выручают эволюционные алгоритмы Grasshopper. С их помощью можно быстро перебрать кучу решений и получить какой-то уникальный результат.
Например, есть участок, на котором нужно разместить здание. Данные об участке загружаются в Rhino, а Grasshopper на основе каких-то заданных параметров начинает генерировать объект. Получается много вариантов здания, а к понравившимся вариантам применяется эволюционный алгоритм, генерирующий новую серию объектов.
Алгоритмы можно использовать и для поиска оптимального маршрута. Например, найти пути по холму с нужными подъёмами и углами. Конечно, любой анализ, даже самый незамысловатый, не всегда сразу даёт точный результат, и часто приходится обрабатывать данные повторно или перерисовывать что-то вручную.
Этот объект почти полностью сделан в связке Rhino + Grasshopper. В Rhino мы рассчитывали уклон — у пешеходных дорожек он должен быть не больше 5% — сначала вручную, а потом при помощи скрипта прокладывали варианты кратчайших маршрутов. Затем отбирали те, которые проходили через максимум удачных видовых точек на холме.
Декоративную оболочку опор тоже придумывали в Grasshopper — перебрали кучу разных вариантов, прежде чем выбрали финальный. В другом софте было бы очень сложно построить такую сложную форму, а главное — манипулировать ей, соблюдая конструктивные ограничения: высоту, толщину, шаг опор. Для этого мы проверяли форму в Karamba3D — инструменте Grasshopper, позволяющем рассчитывать нагрузку на фермы и оболочки.
План построен вокруг точек притяжения в парке. В соответствии с их расположением мы прокладывали пешеходные маршруты и определяли их ширину, а ещё генерировали узоры благоустройства и мощения. Всё это мы делали с помощью Grasshopper, другие инструменты не позволяют так же гибко работать с изогнутыми линиями. Для финальных схем результат загружали в Revit и донастраивали графику в Illustrator.