Меню

Коллажи о городе и ландшафте, фриланс и научная иллюстрация

История Алины Курохтиной

Катя Субботина

17.07.2023

Время чтения: 4 мин

Мы решили больше рассказывать о карьерных траекториях архитекторов и дизайнеров: где и кем можно работать в России и за границей, в архитектуре и не только, в каких областях пригодятся ваши опыт и навыки и как они смотрятся на международном рынке.

Поговорили с Алиной Курохтиной — визуализатором-фрилансером, которая теперь иллюстрирует не только архитектуру, но и научные труды. Алина рассказывает:

что помогло выбрать свой путь;
как решиться на фриланс;
почему атмосфера важнее реалистичности;
как построить работу и позаботиться о себе;
как и зачем заниматься научной иллюстрацией;
какой софт подойдёт для кочевого ноутбука.

Почему визуализация

Я училась в СГАСУ1 на кафедре градостроительства и хотела заниматься городскими проектами. Тогда я ещё не рассматривала визуализацию всерьёз и вообще мало что знала о такой профессии.

В российских вузах студенты часто очень ограничены в выборе проблематики, с которой они могут поработать. Я смогла убедить профессора, который мне очень нравился, но не преподавал на моем курсе, стать моим куратором на дипломе. Он помог мне отстоять действительно интересовавшую меня тему, и в самом начале именно это помогло мне выбрать верный путь. Поэтому советую студентам (да и всем остальным) не бояться обращаться к людям, которых вы уважаете и у которых хотите учиться. 

Моей дипломной работой была арт-резиденции в живописнейшем месте Самары. Проделав за год огромную работу и выйдя на защиту, я поняла что именно визуализации точнее всего передали мой замысел. Во время поиска работы я захотела научиться моделировать, записалась на 4-недельные курсы 3ds Max + Corona и уже через пару месяцев смогла найти первые заказы — интерьерные визуализации. Тогда у меня был игровой ноутбук MSI, картинка рендерилась по 8–15 часов, но все равно я была счастлива заниматься этим.

Мне хотелось работать с городами, и благодаря хорошо сделанному диплому, я смогла переехать в Москву и устроиться архитектором в «Стрелку», а позже — в Московский Центр Урбанистики. Там меня однажды попросили сделать простую картинку за пару дней, всем понравилось, и я попросила команду давать мне такие задания почаще. Со временем мне давали все больше свободы, а потом вместо проектирования я стала заниматься только визуализациями.

Я рада, что в какой-то момент призналась себе, что мне не интересно проектирование. Мне куда больше нравится отвечать за финальное звено — подбирать атмосферу, наиболее точно коммуницирующую идеи архитекторов.

  • Иллюстрация для Шато Шапито, 2021. Архитектура: Бюро Правда  
  • Иллюстрация для Шато Шапито, 2023. Архитектура: Бюро Правда  
  • Типовые дома Homsta. Иллюстрация для бюро Le Atelier, 2021  
  • Типовые дома Homsta. Иллюстрация для бюро Le Atelier, 2021  
  • Типовые дома Homsta. Иллюстрация для бюро Le Atelier, 2021  
  • Типовые дома Homsta. Иллюстрация для бюро Le Atelier, 2021  

Почему фриланс

Так я проработала почти два года, а во время пандемии заметила, что дома я в два раза эффективнее, и стала задумываться о фрилансе. Я сделала сайт со своими работами, и ко мне обратился Сергей Колчин из Le Atelier. Он попросил сделать иллюстрации для нескольких их домиков2 — сцены с разными временами года и настроениями. Это был чудесный проект с полной свободой, и я решила, что пора начать работать на себя. С тех пор я фрилансер и работаю, в основном, с городскими проектами и архитектурой.

Я занималась интерьерными визуализациями первые три года после окончания университета, мне это действительно нравилось, и это был мой первый доход. Нравилось учиться, настраивать свет и материалы, но со временем я все больше понимала, что визуализатор сильно привязан к архитектору и его заданиям. Знаете гифку, где архитектор двигает унитаз? Однажды я переделывала картинку восемь раз, потому что заказчику не нравилось расположение ершика!

Мне бы хотелось обнадежить читателей, сказав, что бояться более концептуальных подач не стоит и всегда будут бюро, которые не любят фотореализм. Но на самом деле, я сама регулярно сталкиваюсь с сомнениями и кризисами, знакомыми многим фрилансерам и художникам, особенно когда поток заказов замедляется. Возможно, если бы я делала только солнечные реалистичные визуализации, то была бы востребованнее на архитектурном рынке, но пока стараюсь придерживаться выбранного пути.

Почему коллажи

Мои концептуальные картинки всегда впечатляют зрителей больше, чем реалистичные. Я могу варьировать реалистичность, но никогда не делаю изображения, похожие на фотографию. Стараюсь делать что-то среднее между коллажом и мягким рендером, как у бюро Picture Plan, Piotr Banak, PLACES. Почти всегда мои заказчики приходят по рекомендации, и, как правило, уже знакомы с моей стилистикой. Чтобы понять видение заказчика, в начале работы я почти всегда прошу его прислать пару референсов. А еще отличный способ понять, подходим ли мы друг другу, — показать свое портфолио и попросить выбрать пару понравившихся примеров из него. 

Сейчас я работаю в основном с общественными пространствами. Больше всего меня интересуют природные ландшафты: люблю визуализировать окружение, погоду.  Мне нравится думать об архитектуре как об элементах магических снов, воспоминаний и кино. В целом, мне все равно, что это за объект, — главное быть уверенной, что получится рассказать классную историю.

  • Иллюстрация для Московского Центра Урбанистики, 2019–2020  
  • Иллюстрация для Московского Центра Урбанистики, 2019–2020  
  • Визуализация для испанского бюро, 2023  
  • Визуализация для испанского бюро, 2023  
  • Иллюстрация для Citymakers, 2022  
  • Иллюстрация для Citymakers, 2023  
  • Иллюстрация для Александра Зальцмана, 2022  
  • Иллюстрация для бюро p.m., 2023  
  • Иллюстрация для Московского Центра Урбанистики, 2019–2020  
  • Иллюстрация для Московского Центра Урбанистики, 2019–2020  

Рабочий процесс

Часто я много времени трачу на первоначальную идею и сценарий: карандашные эскизы, референсы, мудборды. Чем больше внимания я уделю этому этапу, тем быстрее потом нарисую картинку. Очень ценю, когда заказчики хотя бы парой слов описывают идею и настроение, которые хотели бы увидеть. Всегда стараюсь узнать как можно больше о проекте и понять, как лучше всего его презентовать, — сложно визуализировать то, о чем не имеешь понятия.

Стараюсь не соглашаться на слишком жесткие сроки, а в рабочие дни забочусь о себе больше обычного: не забываю высыпаться, выходить погулять. Кстати, погулять особенно помогает, когда кажется, будто проект идет отлично и хочется просидеть за ним весь день — это обычно значит, что глаз замылился, и вам с картинкой нужно побыть порознь.

Научная иллюстрация

Два года назад, увидев один из моих архитектурных проектов, мне написал ученый Дмитрий Гиларов и попросил визуализировать протеин. Я сразу согласилась, хотя у меня не было никакого опыта в этой области. Я проиллюстрировала процесс криоэлектронной микроскопии — это такая экстренная заморозка образцов для определения структуры белка. Картинка попала на обложку научного журнала! Так я влюбилась в научную иллюстрацию, и чтобы найти интересные исследования, стала ежедневно искать ученых в Twitter. Не стеснялась писать всем, кто мне понравился, иногда по 15–20 писем в день, всего отправила сообщений 200 — предлагала сделать три бесплатных проекта, чтобы пополнить свое портфолио.

Кажется, научная иллюстрация пока не слишком популярная ниша, и здесь много простора для художественной интерпретации — именно это мне нравится. А еще выяснилось, что ученые — настоящие художники, и могут очень интересно формулировать задания. По сути эта работа похожа на архитектурную визуализацию, только подготовительная часть немного отличается: прежде чем создать красивую картинку, часто приходится прочитать тонну статей. И сроки совсем другие — некоторые из тех, кому я писала, отвечали «Вау, да, мы с радостью закажем у вас обложку. Наше исследование будет закончено очень скоро — через год!».

  • Обложка научного журнала Science Advances, 2021  
  • Иллюстрация для научного журнала Science Advances, 2021  
  • Иллюстрация для научной работы Sergio Muñoz-Gómez, 2022  
  • Обложка научного журнала Nature Catalysis, 2023. Работа посвящена разработке антибиотика альбицидина  
  • Иллюстрация для работы об обучении искусственного интеллекта для AlQuraishi Lab, 2022  

Инструменты

Часто я использую только Photoshop — с нуля и до финала. Рендерю в связке Blender + Cycles. Это гениальная связка для архитектурных и научных проектов, несмотря на то, что известна она в первую очередь как инструмент для геймдизайна.

Я работаю на MacBook с чипом M1, и Blender — лучший инструмент для такого сетапа: он быстрый — хороший рендер считается за 10–20 минут — очень интуитивный и бесплатный. И не требует мощного железа: с небольшими моделями можно работать даже на простом ноутбуке. Советую всем! Раньше я часто работала 3ds Мax + Corona, но после Blender они кажутся громоздкими и медленными, плюс установить их на MacOS — сущий кошмар. Хотя 3ds Max остаётся в списках требований к большинству вакансий. 

С интересом смотрю на новые штуки в AI и считаю его полноценным инструментом для работы, наравне с карандашом и блокнотом. Midjourney помогает мне с тем, на что раньше уходило куда больше времени — поиском композиции, погоды, генерацией людей, каких-то маленькие детали, а в Chat GPT удобно формулировать подходящие промпты.

  • Природные ландшафты: Норвегия. Творческий проект, 2023  
  • Природные ландшафты: Исландия. Творческий проект, 2023  
  • Природные ландшафты: Канарские острова. Творческий проект, 2023  
Еще статьи
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.