Меню

Возвращение в профессию, магистратура в МАРШ и работа в Лондоне

История Гаянэ Вартанян

Настя Демидова

18.09.2023

Время чтения: 8 мин

Мы решили больше рассказывать о карьерных траекториях архитекторов и дизайнеров: как и где учиться и работать в России и за границей, в архитектуре и не только, в каких областях пригодятся ваши опыт и навыки и как они смотрятся на международном рынке.

Гая Вартанян вернулась в архитектуру после пяти лет в фэшн-индустрии, окончила магистратуру МАРШ, а сейчас работает в бюро в Лондоне. Гая рассказывает:

→ о своём карьерном пути
→ как решила вернуться в профессию 
→ про магистратуру в МАРШе
→ как искала работу в Лондоне
→ о работе в BGY
→ о чём лучше знать, начиная поиск работы

Карьерный путь

Свое первое архитектурное образование я получила в Санкт-Петербургской академии художеств. Когда начала работать, заинтересовалась модой: совмещала работу архитектором с учёбой на визажиста, бесплатно участвовала в съёмках ради знакомства с индустрией и новыми людьми. К 2013 году мне перестало быть интересно работать в бюро, а спустя год настал кризис 2014 года. Наш отдел сократили, и передо мной стал выбор — искать очередную работу в офисе или развиваться в новом для себя направлении. Так я начала работать в фэшн-индустрии: на пять лет стала визажистом и гримёром. Мне нравилось: я работала на масштабных проектах крупных российских брендов, ездила в командировки по России и Европе. 

В феврале 2020 года я прилетела в Прагу, рассчитывая поработать на съемках, но из-за наступившей пандемии осталась без работы и возможности выехать из Чехии на полгода. Я использовала это время, чтобы отвлечься от работы и задуматься о жизни, карьере и направлении, в котором я хочу развиваться — и решила, что хочу возвращаться в архитектуру. Преподаватели в Академии Художеств всегда твердили: архитекторами становятся после тридцати — получается, так и есть.

Возвращение в профессию

После такого долгого перерыва было трудно — я понимала, что мне не хватает актуальных знаний, поэтому решила поступить в МАРШ. На собеседовании я задала больше вопросов, чем их задали мне: мне было крайне важно понять, что школа может мне дать. Я знала, на какие жертвы иду ради учебы — например, временно забыть о работе, переехать в Москву, — но я точно понимала, зачем я иду учиться и какой результат хочу видеть на выходе.

Принимая максимально осознанное решение, берёшь на себя совершенно другую ответственность. За пять лет в профессии многое изменилось, и я будто заново начала свой путь в архитектуре. Сначала чувствовала, что сильно отстаю от однокурсников в плане актуальных знаний и инструментов, но довольно быстро втянулась.

Магистратура в МАРШ

Учёба в МАРШе радикально отличалась от моего образования в Санкт-Петербургской академии художеств. В большинстве архитектурных вузов России за год ты разрабатываешь несколько проектов по выданному заданию — в МАРШе же таких строгих рамок нет, и это позволяет сформулировать задачу самостоятельно и более творчески подойти к решению. 

Два моих учебных года были совершенно разными. Первый год я училась в студии Евгения Асса «Переосмысление природы», где мы выполняли небольшие задания, подводящие нас к идее проекта. Многие из них заставляли вернуться к воспоминаниям из детства, углубиться в себя — из этих чувств позже органически вырос и сам проект. Я проектировала винодельню — проект получился очень личным и чувственным. Я отрисовала его вручную, а на защите выкатила тележку бокалов, наполненных домашним вином моей семьи, и выставила на пробу перед критиками — это одно из моих самых запоминающихся воспоминаний из МАРШа. 

  • Проект винодельни в студии Евгения Асса «Переосмысление природы» в МАРШ  
  • Проект винодельни в студии Евгения Асса «Переосмысление природы» в МАРШ. Интерьер  
  • Проект винодельни в студии Евгения Асса «Переосмысление природы» в МАРШ  
  • Проект винодельни в студии Евгения Асса «Переосмысление природы» в МАРШ. Разрез  
  • Проект винодельни в студии Евгения Асса «Переосмысление природы» в МАРШ. Разрез  
  • Проект винодельни в студии Евгения Асса «Переосмысление природы» в МАРШ. Интерьер  
  • Проект винодельни в студии Евгения Асса «Переосмысление природы» в МАРШ. Генплан  
  • Проект винодельни в студии Евгения Асса «Переосмысление природы» в МАРШ  
  • Проект винодельни в студии Евгения Асса «Переосмысление природы» в МАРШ  

Во второй год я работала над дипломом в студии бюро КОСМОС. Там мы пытались представить архитектурную профессию и строительную индустрию, сфокусированные не на сносе и возведении новых объектов, а на перезапуске уже построенных. Мы искали, анализировали и придумывали новые стратегии для «неэффективных», заброшенных, ждущих сноса или недостроенных зданий. Поэтому мой проект получился совсем другим по подаче и контексту — более злободневным и близким к реальности. Я работала над реновацией завода «Сапфир» в Москве — превращала его в открытое и оживлённое общественное пространство для горожан, место социализации и культуры.

Мне кажется, МАРШ — лучшее учебное заведение в России, где можно получить актуальное архитектурное образование. У нас была возможность заниматься самостоятельно в столярной и керамической мастерских или проявлять собственные пленки в школьной фотостудии. А ещё у каждой студии были открытые до позднего вечера отдельные мастерские, так что у нас всегда была возможность делиться мыслями и опытом с однокурсниками — это важно, ведь в диалогах часто рождается что-то гениальное.

  • Магистерская работа в МАРШ — реновация завода «Сапфир» в Москве. Визуализация  
  • Магистерская работа в МАРШ — реновация завода «Сапфир» в Москве. План  
  • Магистерская работа в МАРШ — реновация завода «Сапфир» в Москве. Визуализация  
  • Магистерская работа в МАРШ — реновация завода «Сапфир» в Москве. Аксонометрия  
  • Магистерская работа в МАРШ — реновация завода «Сапфир» в Москве  
  • Магистерская работа в МАРШ — реновация завода «Сапфир» в Москве. Фасады  
  • Магистерская работа в МАРШ — реновация завода «Сапфир» в Москве. Визуализация  
  • Магистерская работа в МАРШ — реновация завода «Сапфир» в Москве. Планы  
  • Онлайн-защита дипломного проекта  
  • Выдача диплома  

Магистратура в МАРШе прокачала мою уверенность в своих профессиональных навыках — я узнала, на что способна, осознала свои сильные стороны, научилась работать с существующим контекстом и материалами и сильно подтянула знания по софту. К концу дипломного года я была вынуждена переехать в Армению и защищала проект удаленно, а после этого переехала ещё дважды, прежде чем оказаться в Лондоне.

Поиск работы в Лондоне

Я всегда хотела пожить и поработать в Европе, и выбирала между Амстердамом и Лондоном. К Лондону меня склонили несколько факторов: во-первых, во многих бюро Амстердама есть требование владения голландским языком. Во-вторых, в МАРШе я получила диплом London Metropolitan University, которые на тот момент являлись их партнерами — это тоже добавляло плюсов. И, наконец, в Лондоне много строят — и здесь огромное количество бюро.

Я начала с большой подготовительной работы — собирала портфолио, присматривалась к вакансиям и изучала информацию об интересных бюро. Соответствовать требованиям было сложно — поначалу я даже не понимала, какую позицию искать. Звание «архитектор» в Великобритании защищено законом, так как это регистрируемая профессия. После окончания бакалавриата ты получаешь статус Part 1 architectural assistant, а после магистратуры — Part 2. Чтобы получить статус полностью квалифицированного архитектора, необходимо пройти курс RIBA1 Part 3 и подать заявку на регистрацию в качестве архитектора в ARB 2. Обучение длится около года, затем нужно сдать экзамены — я думаю заняться этим в следующем году.

Работу я начала искать в мае: в общей сложности отправила 20 заявок в разные по масштабу бюро, из них две — на годовые программы интернатуры в David Chipperfield Architects и Herzog & de Meuron Architekten. Во всех вакансиях было прописано — минимум год опыта работы в Англии. Многие отвечали, два бюро пригласили на собеседования, а в интернатурах отказали. Позднее я узнала, что на такие программы берут бакалавров: обязательное условие после окончания вуза — получить опыт работы. Это время оплачивается минимальной суммой, разрешённой законодательством.

Требования к портфолио и собеседования

Поиск работы стал моей полноценной работой. Сопроводительное письмо я писала индивидуально для каждого бюро, и подготовка к отклику занимала довольно много времени. 

К составлению портфолио я подошла довольно кропотливо. Требования в разных бюро сильно отличаются, поэтому я сделала два варианта — сжатое и более развёрнутое. Отвечать на отклики стали после того, как я собрала более подробную и аккуратно оформленную книгу с четырьмя проектами на сорок страниц.

У меня было два абсолютно разных собеседования. На первое меня позвали в июле — это было совсем небольшое бюро, которое много работает с архитектурным наследием и занимается реконструкцией домов XVII–XVIII веков. Собеседование проходило онлайн: они много рассказывали о бюро, похвалили моё портфолио (и ничего о нём не спросили), мы поговорили о моём опыте, переезде, Англии, архитектуре и исследованиях. Мне были очень близки архитектура, подход и подача бюро, но в итоге мне отказали — из-за недостатка опыта именно в Великобритании.


Второе собеседование было в начале августа — с бюро Buckley Gray Yeoman, в котором я теперь работаю. Они ответили на заявку в течение недели и пригласили на собеседование в офисе. Со мной беседовала одна из партнёров фирмы: мы поговорили про мой опыт и учёбу, она попросила рассказать обо всех проектах в портфолио и впечатлилась моими книгами с проектами, которые я собственноручно делала в МАРШ. После собеседования она предложила познакомиться с их рабочей средой, мы прогулялись по офису и попрощались. Во время собеседования я сразу почувствовала мэтч — а спустя пять часов они предложили мне работу.

  • Портфолио для поиска работы  
  • Портфолио для поиска работы  
  • Портфолио для поиска работы  
  • Портфолио для поиска работы  
  • Портфолио для поиска работы  

Работа в BGY

BGY — это довольно крупное бюро с офисами в Лондоне, Бристоле и Милане. Их проекты часто связаны с реюзом — мне это очень близко. Ещё мы проектируем много интерьеров и общественных пространств. 

Офис в Лондоне расположен в здании бывшей чайной фабрики. Здесь работают пять архитектурных студий и одна, занимающаяся только интерьерами: в каждой есть менеджер и архитекторы разного уровня. Я работаю в самой большой — у нас очень классная команда из примерно 30 человек. 

Сейчас я занимаюсь несколькими проектами: например, разрабатываю пространственные решения и дизайн для нескольких этажей небоскреба в Сити, интерьер вестибюля, кровлю в существующем здании — а ещё я готовлю 3D-модели и рендеры.

  • Офис BGY  
  • Вид с рабоченго места на Сити  
  • Офис BGY  

Софт

В основном в компании используют Vectorworks — он очень популярен в Англии, я встречала это требование в каждой второй вакансии. До этого мне не доводилось встречаться с ним, но во время поиска работы я стала изучать основы — смотрела бесплатные видеоуроки на официальном сайте и скачивала файлы с проектами для самостоятельного изучения. А в первую неделю в компании мне проводили обучение по Vectorworks по 3 часа в день в рабочее время. 

Ещё в BGY используют Revit для разработки и подачи чертежей, а моделируют часто в SketchUp в связке с V-Ray или Twinmotion.

Советы и предостережения

Для поиска работы в Англии я советую начинать мониторить вакансии и требования к ним заранее, чтобы лучше понять рынок. Помимо этого, лучше составлять сопроводительное письмо индивидуально для каждого бюро — чтобы описать на примерах, как ваш подход перекликается, как вы можете пригодиться. И, конечно, очень важный момент — хорошо составленное портфолио. 

Тем, кто в России занимает высокие позиции или имеет большой опыт в профессии, следует иметь в виду, что в Великобритании позиция Senior или Project architect требуют аккредитации ARB RIBA — а это еще дополнительный год обучения. Эти должности предусматривают бóльшую ответственность. Из других вариантов — открыть свое бюро в партнерстве с архитектором, у которого эта аккредитация есть.

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.