Временная инсталляция Floe австралийского архитектора и исследователя Роланда Снукса (Roland Snooks) хоть и не называется павильоном, но по объёму и концепции вполне вписывается в ряд проектов этой типологии. Инсталляция была выставлена в Национальной галерее Виктории в Мельбурне.
Роланд Снукс уже 17 лет исследует возможности технологий для генерации форм, сопоставимых по сложности с природными объектами. Для этого, как и многие другие, он использует агентные системы — в частности алгоритмы симуляции стайного поведения (swarm behaviour), с помощью которых можно генерировать сложные и непредсказуемые формы. Как это работает? Представьте себе, что вы можете программировать логику поведения в воздухе отдельной птицы (агента) и её реакцию на других птиц в стае. А потом, запустив симуляцию движения целой стаи (агентную систему), зафиксировать траекторию ее перемещений в пространстве — получится сложная и элегантная скульптура, не лишенная при этом внутренней логики и гармонии, присущей движению настоящей птичьей стаи, но незаметной на уровне каждой отдельной птицы.
Этот принцип наглядно показан в видеоразборе Processes — этот генеративный проект художника Кейси Риаса (Casey Reas) иллюстрирует, как работают агентные системы в 2D. После просмотра можно послушать самого Роланда Снукса, рассказывающего о симуляции агентных систем уже в пространстве.
Однако генерация подобных форм без возможности их производства и реализации проекта имеет мало смысла (этот этап архитекторы прошли ещё 2010-х). Поэтому сегодня в логику алгоритмов закладываются и возможности производства.
Инсталляция Floe, напоминающая по образу антарктический айсберг, стала самой масштабной реализацией Роланда Снукса, основанной на возможностях агентных систем, — ей предшествовало множество спекулятивных проектов и несколько объектов интерьера. В своих экспериментах Снукс на первых этапах использует возможности Rhino и Grasshopper, а для более серьёзных разработок — программирование в среде Processing. Также агентные системы можно программировать и с помощью Grasshopper, например на языках С++ или Python. Для начала чтобы понять, как работают агентные системы в среде Grasshopper, можно использовать готовые плагины — Culebra, Boid Library и Quelea.