Меню

Грамматика архитектуры

Интервью с Лерой Самович

Алена Шляховая

16.11.2016

Время чтения 10 мин

«Архитектурный проект — это высказывание» — фраза звучит клишированно, но лишь до тех пор, пока архитектор не объяснит правила, по которым высказывание было выстроено. Архитектуру как язык толкуют сотрудники португальского бюро Fala Atelier, одним из которых является Лера Самович, выпускница МАРШ и наша подруга. Она рассказывает о сложностях создания репрезентативных образов и объясняет грамматику архитектуры — для тех, кто еще только осваивает её правила.

Софт Культура

Fala славится визуальными образами, ёмко описывающими ключевую идею проекта. Как вы собираете эти образные ряды — и зачем?

Лера Самович

Каждое изображение иллюстрирует идею и намерения архитекторов, является предложением внутри целой системы высказываний, выстроенной в соответствии с целями и задачами проекта. Мы живем в мире, состоящем из картинок, и учимся думать через них. Создание визуального образа, есть упражнение в репрезентации идеи, попытка схватить суть и перевести её на графический язык. Изображения составляют большую часть наших изысканий; мы ими очарованы.

С.К.

Многие архитекторы считают коллажи наивным способом репрезентации проекта; что вы можете противопоставить этой позиции и почему сочетаете картины с чертежами?

Л.С.

Чертежи и изображения взаимодополнимы, хоть и противоречат друг другу — у них разная природа. Но мы не можем работать с одним направлением; лишь вместе они образуют непростое целое высказывание, разворачивая проект через серию визуальных метафор.

Коллажи апеллируют к чувственному восприятию, а чертежи, напротив, — обращаются к рассудку, будучи порой почти невыносимыми в своей серьезности. Неточные изображения лучше выверенных, четко построенных картин, в них есть неопределенность. Они представляют наивные поиски красоты — в прямых высказываниях, отсылках и цитатах. Ошибки, неопределенности, неловкости образуют действительность архитектуры. Собирая коллаж, мы манипулируем фрагментами мира, заполненного референсами и живущего отсылками. Нас это очаровывает: коллажи, интеллектуальные по природе своей — представляющие наш процесс осмысления — постепенно формируют язык, устанавливают собственный дискурс.

С.К.

В чем разница между коллажом и реалистичным изображением?

Л.С.

Коллажи ближе миру идей, чем к готовому проекту. Коллажам пристало быть неловкими и менее изысканными, в них есть намек на несовершенство. Их хрупкость, интуитивность отсылают к образам, становящимся неуклюжими портретами возможных зданий.

С.К.

Какой проект отражает озвученные тобой идеи?

Л.С.

Проект реконструкции двухэтажного дома в Порту: четыре квартиры-студии и общий двор. Он отлично иллюстрирует тезис о работе внутри заданной системы ограничений. Мы тестировали и развивали формальный язык, которым оперирует офис. Небанальные повседневные пространства выстроены в соответствии со своим синтаксисом и грамматикой, которые можно выявить в этом проекте.

  •  
  •  
  •  
С.К.

Какими средствами вы создаете такую архитектуру?

Л.С.

Первоначально мы определяем морфемы, элементы, которыми оперируем при построении пространства. Эти элементы — стена, крыша, дверь, — маркируют те или иные точки проекта, собирая его в единое целое. Из них собираются высказывания внутри системы правил, которую мы создаём. Правила диктовались внешними обстоятельствами и нашими возможностями.

Например, уличный фасад мы не могли изменить. Зато установили новые оконные рамы, а старую плитку заменили на зеленый мрамор; решительно снесли дворовый фасад и заместили его новым — гордым и благородным, — выходящим во двор. Этот фасад — кульминация проекта. 

Л.С.

Его можно рассматривать как упражнение на тему паттерна, как ‘decorated shed (декорированный сарай — определение из книги «Уроки Лас-Вегаса» Роберто Вентури). Его не увидеть никому, даже соседям. В этом заключены абсурд и красота проекта. Итак, наш проект — два фасада, четыре квартиры, вот и весь простор для интервенции. Мы определяем её при помощи иллюстраций, четырех коллажей: двух про внешний образ, двух — про внутренний. Элементы, о которых я говорила, становятся главными героями этих коллажей.

Л.С.

Изображение создается в два этапа: сначала выстраивается общая перспектива комнаты или двора, затем — они обращаются в фон, заполняемый объектами — символами повседневной жизни. И образ готов.

Дворовый фасад не увидеть никому, даже соседям. В этом заключены абсурд и красота проекта.

 

Интервью — часть основательной подготовки к запуску курса «Архитектурная графика». На курсе мы научим всем необходимым навыкам создания классной графики. Приходите получать новые знания и создавать проекты достойные выставок и публикаций!

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.