Меню

«Хорошая архитектура не обязательно должна быть построена»

Архивное интервью о графике с Леонидом Слонимским, сооснователем бюро «Космос»

Алёна Шляховая

26.01.2021

Время чтения: 15 мин

В 2018 году мы поговорили с несколькими московскими архитектурными бюро о том, какую роль графика и изображения играют в их работе и в процессе проектирования.

Этот текст — интервью с Леонидом Слонимским, архитектором, сооснователем бюро «KOSMOS». Другие — о том, как с графикой работают в бюро «Меганом» и «Nowadays».

Интервью брала Алёна Шляховая, до 2019 года куратор и преподаватель курсов по архитектурной подаче в Софт Культуре. Текст был впервые опубликован на портале archspeech.ru, но стал недоступен, когда весной 2020 года сайт прекратил своё существование.

Алена Шляховая:

Что для вас значит архитектурная графика? Какое место изображения и графика в целом занимают в вашей работе?

Леонид Слонимский:

Мы относимся к изображениям так же серьезно, как и к самим проектам. Для себя мы это так сформулировали: «Хорошая архитектура не обязательно должна быть построена, и наоборот — не всё, что построено — архитектура».

Есть мнение, что картинки — это лишь средство, что это не проект, не архитектура. Но иногда случается, что архитектурный проект остаётся не реализован. Например, работы Ивана Леонидова1 мы знаем по изображениям, он вошёл в историю архитектуры исключительно благодаря своим макетам, фотографиям и картинкам.

У нас, например, был целый цикл проектов для общественных пространств в Базеле, которые мы делали без заказчика, по собственной инициативе. Мы знали, что скорее всего эти проекты не будут осуществлены, а некоторые из них были просто нереалистичны. То есть мы с самого начала понимали, что финальным результатом этих проектов будут изображения.

  • Изображение к проекту «Арт Дроп»  
  • Изображение к проекту «Скрытый парк»  
  • Изображение к проекту «Термы Урбано»  
Алена Шляховая:

А как вы решаете, какой должна быть подача проекта? Как выбираете графический язык изображений, способ презентации проектов?

Леонид Слонимский:

Когда мы делаем проект, мы исходим из контекста, стараемся каждый раз заново подумать, что представляет из себя этот город, этот человек, это задание, его программа…  Так и с изображением — нельзя взять какой-то графический стиль и использовать его в разных контекстах. 

Это как выбор одежды — в спортзал человек идёт в трениках, а на коктейльную вечеринку надевает пиджак. Нельзя спекулятивный проект общественного пространства для маленького швейцарского городка подавать так же, как проект для конкурса на аэропорт в Екатеринбурге. 

Мы стараемся коллаборировать с разными людьми: фотографами, иллюстраторами, художниками. Особенно когда работаем над некоммерческими проектами — над теми, которые просто кажутся нам важными. Это сильно обогащает архитектуру и твой мыслительный процесс в целом.

Алена Шляховая:

Картинки к проектам, опубликованным у вас на сайте, действительно разные. Но по большей части это всё-таки концептуальные изображения, а не реалистичные. Почему вы выбираете более абстрактный язык?

Леонид Слонимский:

Больше всего для нас ценно то, что во время работы появляются какие-то концептуальные образы, высказывания. Та картинка, которая лучше всего его репрезентует, она… она и должна молча выражать нашу идею. 

Были ситуации, когда я показывал кому-то фотографии наших реализованных проектов и люди думали, что это коллажи или рендер. Для меня это было удивительно, но это ценно. Это значит, что построенный проект сохранил свою концептуальную чистоту, не был замусорен в процессе строительства ненужными элементами. Мы, собственно, и считаем, что картинки — это квинтэссенция проекта.

  • Фотография реализованного интерьера (проект «Тёмный сад»)  
  • Изображение к проекту «Тёмный сад»  
  • Фотография реализованного проекта культурного кластера (проект ЭМА)  
  • Изображение к проекту ЭМА  
Алена Шляховая:

Ещё заметила, что у вас на сайте у каждого проекта есть картинка, которая как будто иллюстрирует отправную точку размышлений...

Леонид Слонимский:

Да, это есть не во всех проектах на сайте, но практически во всех проектах в нашем портфолио. 

Эти изображения — это, условно говоря, точка рефлексии. Во многих проектах мы выбираем некоторый образ, будь то троллейбусные провода, строительные леса, старый алтарь, билборды или семена — для каждого проекта что-то своё. Эти образы очень разнородные, но мы стараемся, чтобы это была какая-то вещь, которую мы действительно отрефлексировали и переосмыслили. 

  • Фотография проекта «Золотой подиум»  
  • Изображение-референс к проекту «Золотой подиум»  
  • Изображение к проекту «Башня и Лабиринт»  
  • Изображение-референс к проекту «Башня и Лабиринт»  
Алена Шляховая:

Скажи, а как вы определяете, насколько удачно то или иное решение в подаче или в самом проекте? Вы используете слово «красиво», или это не считается аргументом?  

Леонид Слонимский:

«Красивость» — это, скорее, понятие некоторого попадания, созвучия с тем, что требуется. Архитектура же существует не в вакууме, мы занимаемся не абстрактным искусством. Можно сказать, что смысл архитектуры в том, что она каждый раз выбирает, как отреагировать на контекст.

Мы часто заимствуем приёмы из того, что обычно не считается красивым. Например, у нас был проект, для подачи которого мы использовали максимально топорную, никак не обработанную графику из SketchUp с 3D-моделями, скачанными с Warehouse. Именно такая графика казалась нам тогда очень «красивой» — как раз за счёт драмы между сценарием изображения и пошлым языком библиотечных элементов.

Изображение к проекту «Нечеловеческое гостеприимство»
Изображение к проекту «Нечеловеческое гостеприимство»                                                                                                                                
Алена Шляховая:

Когда я только готовилась к серии этих разговоров про графику, для меня очень значимой была фраза Айзенмана2 о том, что  настоящая архитектура существует лишь на бумаге. То есть то, что построено — это уже не Architecture, а Building. А как ты считаешь? 

Леонид Слонимский:

У меня наоборот. Я прекрасно помню, что кто-то сказал, что «архитектура — это не изображение» или что «изображение не может быть архитектурой». Это свойство любой хорошей мысли — противоположная ей будет абсолютно верна. Всё зависит от того, какую цель ты преследуешь. 

Мне кажется, что настоящая крутая архитектура одинаково серьёзно относится и к изображению, и к построенному зданию. Хотя понятно, что в нашем бюро есть некоторый перевес в сторону не построенных, а только «нарисованных» проектов, но мы хотели бы реализовывать такую архитектуру, которая была бы осмыслена в том числе и как изображение. 

Алена Шляховая:

То есть чтобы и картинки, и вся графика, которая относится к проекту, и сам проект были единым целым?

Леонид Слонимский:

Думаю, в том, чтобы нарисовать какие-то картинки и потом буквально их и строить, заключается достаточно большая опасность. Когда строишь, ты работаешь в трёхмерном пространстве, с реальными воздухом, землёй, дождём, ощущениями — и в то же время со временем, старением материала. Всё это настолько обогащает твою палитру, что, разумеется, у построенного здания язык получается намного богаче. 

Поэтому в таком плане я с Айзенманом, наверное, не согласен. Бумажная архитектура так прекрасна, потому что ей не нужно приходить ни к каким компромиссам. Она находится в идеальном контексте, где нет ни заказчиков, ни физических законов, ни бюджетов… Но по-настоящему хорошей архитектурой может считаться только та, что из изображения переходит в реальность — с изменениями, но без ухудшений.

Вообще сегодня любой из нас ежедневно пролистывает множество картинок — восприятие архитектуры ускорилось, и она некоторым образом на это тоже реагирует. Архитектура либо принимает это ускорение и становится такой, что её можно очень быстро усвоить через изображение, либо, наоборот, эта скорость становится для архитекторов стимулом к тому, чтобы создавать архитектуру, которую в принципе невозможно вписать в изображение. 

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.