«Нет заказчиков, которые без бликов на стекле не могут считать главную идею пространства»
Архивное интервью о графике с Натой Татунашвили, партнёром бюро Nowadays
Алёна Шляховая, Анна Шпунтова
10.11.2020
Время чтения: 8 мин
В 2018 году мы поговорили с несколькими московскими архитектурными бюро о том, какую роль графика и изображения вообще играют в их работе и в процессе проектирования.
Этот текст — запись разговора с Натой Татунашвили, архитектором и партнёром бюро Nowadays. Другие — о том, как с графикой работают в бюро «Меганом» и Kosmos.
Интервью брали Алёна Шляховая и Анна Шпунтова, до 2019 года куратор и преподаватель курсов по архитектурной подаче в Софт Культуре. Текст был впервые опубликован на портале archspeech.ru, но стал недоступен, когда весной 2020 года сайт прекратил своё существование.
Есть ли в Nowadays какое-то особое отношение к графике и ко всему, что касается оформления проекта — или для вас это скорее побочный продукт проектирования?
В самом начале существования бюро вокруг проектов делалось очень много факультативной работы. С молодыми бюро так часто происходит просто потому, что это единственная точка приложения усилий: ты начинаешь раскручивать из проекта намного больше, чем тебя просят, и неизбежно оказываешься в экспериментах с графикой.
Наверное, нет ничего необычного в том, что молодые бюро или студенты уделяют графике больше внимания, ведь результат их работы — подача проекта, а не его реализация. Самые влиятельные в этом направлении— молодые европейские бюро: безумно талантливые архитекторы, которые очень мало строят, к сожалению. В итоге получается, что единственный продукт, который они могут демонстрировать — это графика, подача проекта. Так, собственно, архитекторы невольно переходят совсем в другую сферу и становятся авторами совсем другого продукта.
Кажется, что у вас есть единый, чётко выраженный стиль подачи — ощущаете ли вы это?
Мне как раз казалось, что всё ровно наоборот. Была такая критика — и самокритика, и критика со стороны, — что мы всё делаем вразнобой, что у нас нет своего стиля, своего почерка.
За графику в бюро отвечают разные люди. Конечно, мы обсуждаем настроение проекта, выбор визуального языка и в связи с этим, медиа, через которые можем презентовать проект, но мы не вводим никакого стандарта, не обмениваемся библиотеками. На самом деле это очень неэффективно по времени, и мы очень от этого страдаем. У нас неоднократно заходила речь на эту тему, но в результате мы всё время приходили к тому, что любая стандартизация или договорённость о каком-то стиле подачи — очевидный тупик в развитии бюро. Мы знаем множество примеров, когда увидев картинку, сразу понимаешь, чья это графика. Есть какой-то один раз найденный успешный приём, который затем дублируется, и это перекрывает все возможности для новых идей.
Есть известная проблема: мир так устроен, что если ты один раз делаешь что-то удачное, то потом всю жизнь все хотят от тебя именно этого. Велик риск стать фабрикой по производству одинаковых проектов. Если всё время повторять уже найденный приём, то не получается искать ничего нового. Поэтому на критику об отсутствии у Nowadays единого стиля мы обычно отвечаем, что это наш ключ к тому, чтобы постоянно искать новое, придумывать и не ограничивать проекты рамками их подачи.
C другой стороны, сам факт возникновения вопроса о едином стиле говорит о том, что есть что-то объединяющее наши картинки — то, что легко считывается извне. Если попытаться разложить эту схожесть на составляющие, то получатся активное использование цвета, упрощение и романтичность. Всё это, в первую очередь, свойства архитектуры, которую мы делаем и которая так ведёт себя в графике.
Архитектурные картинки редко содержат в себе цвет в такой концентрации, в которой его использует мы. Помимо того, что нам нравится так делать, это и ещё и способ произвести впечатление в прямом смысле слова: при помощи графики сообщить о том, что пространство, которое мы создаём, эффектно. Отсюда же и обобщение и упрощение как метод производства картинок — самый легкий путь к созданию романтичных образов, несколько наивных по сравнению с мейнстримовой архитектурой.