Софт для архитектора

Полина Патимова

15.04.2019

Время чтения: 10 мин

Какие программы должен освоить архитектор, чтобы чувствовать себя свободно и тратить свое время на решение профессиональных задач, а не на борьбу с цифровыми инструментами? Арсений Афонин, идеолог и куратор «Софт Культуры», отвечает на эти вопросы и рассказывает о современных инструментах и неочевидных возможностях, которые дает каждый из них.

Арсений Афонин                                                                                                                                

Набор молодого архитектора

Какого-то совсем универсального набора базовых программ в данный момент не существует: есть несколько путей, по которым можно пойти, несколько наборов, между которыми можно выбрать. В любом случае архитектору нужен инструмент черчения, инструмент моделирования и набор инструментов для подачи проектов.

Инструментом черчения и моделирования одновременно, как правило, служит любой BIM-инструмент — ArchiCAD или Revit. Но только BIM недостаточно. Работу в BIM-среде удобно комбинировать с базовыми инструментами моделирования, например, со SketchUp или Rhino, потому что делать какие-то быстрые эскизные модели и прикидывать варианты неудобно в BIM: нужен более легковесный и быстрый инструмент.

Для классического 2D-черчения подойдет AutoCAD или 2D-модуль ArchiCAD — что удобнее, потому что там есть и BIM, и 2D, — но, например, не подойдет Revit.

Теперь про подачу. Классический минимум, который нужен для подачи, 一 это Photoshop. Но начиная с какого-то момента нужен еще InDesign: на втором курсе его, возможно, еще рано использовать, но начиная с четвертого работать без него невозможно.

В идеале еще нужен Illustrator, потому что работа с двухмерной графикой, работа с чертежами и схемами и настройка нюансов там намного удобнее, чем в Photoshop — вдобавок получившиеся материалы можно перевести в InDesign в векторном варианте. В общем-то, весь Adobe Suite  一 это лучший друг архитектора на долгие годы.

Все остальные инструменты используются опционально, их выбор зависит от конкретной специализации архитектора.

Бюро OMA (Голландия). Работа в Adobe Illustraror над проектом Feyenoord Stadium для Роттердама                                                                                                                                

Какие инструменты осваивать в первую очередь

Я бы сказал, что BIM-инструменты должны появляться в арсенале последними, потому что когда они появляются первыми, особенно если это Revit, человек связан по рукам и ногам 一 он не понимает, что такое классическое черчение и как это работает, и порой не может решить элементарные задачи. Например, бывают ситуации, когда разрез нужно быстро изменить, просто получить красивую картинку, но этого нельзя сделать с помощью Revit — для редактирования необходимо перемоделировать часть здания, но в действительности это задача быстрее решается на уровне черчения, а не моделирования. Именно поэтому ArchiCAD лучше для начала работы — там уход от строгой логики BIM возможен.

В любом случае в наборе инструментов должно быть что-то, что частично повторяет логику ручного черчения: например, AutoCAD сейчас устарел, и нет смысла тратить время на его освоение. Но Rhino вполне может его заменить — и он хорошо дружит с ArchiCAD. Или можно освоить Vectorworks, который позволяет работать еще и с ландшафтными проектами.

Бюро BIG (Дания). Работа в ArchiCAD над проектом 79&PARK для Стокгольма                                                                                                                                

Куда двигаться дальше

Если архитектора больше интересуют концептуальное проектирование и первые стадии проектной работы — конкурсы, быстрая прикидка идей, — то, как правило, идеального знания SketchUp и Photoshop вместе с инструментом для черчения ему хватает с головой.

Чтобы самостоятельно делать красивые картинки, молодому архитектору нужно погружаться в ремесло визуализации — но не очень глубоко, чтобы не стать молодым визуализатором. Для такого погружения пригодятся связки Corona + 3ds Max или V-Ray + SketchUp / Rhinoceros. Выбор зависит от программы для моделирования: например, если ты работаешь в Revit, логичнее всего визуализировать проект с помощью Corona, потому что модель можно без лишних усилий импортировать в 3ds Max и быстро настроить материалы и свет — эта связка разработана хорошо. А если ты работаешь в SketchUp или в Rhino, то лучше визуализировать проекты в V-Ray, потому что связка V-Ray + SketchUp / Rhino тоже позволяет делать все быстро и качественно.

Можно освоить и более редкие инструменты визуализации — например, Octane Render: он есть и на Rhino, и на SketchUp, то есть для работы с ним не нужен 3ds Max, зато нужна видеокарта от NVIDIA, которая есть не у всех, а значит, Octane Render нельзя рекомендовать как общее решение.

Если архитектор хочет углубиться в BIM, строительные технологии и в менеджмент проектирования и строительства, BIM-инструменты — бездонный ресурс: можно глубоко копать и осваивать Dynamo — плагин на Revit, — чтобы делать квартирографию и автоматизировать некоторые процессы проектирования.

Для аналитических задач или экспериментов с формой необходимо иметь в арсенале какой-то алгоритмический инструмент. Например, Grasshopper вместе с Rhino. Rhino без Grasshopper — это просто точный инструмент для моделирования. Связка Rhino и ArchiCAD хорошо налажена. С Revit будет больше проблем, если заниматься алгоритмическими экспериментами, потому что швов в рабочем процессе будет больше — но и это возможно.

Если архитектор хочет пойти в урбанистику или градостроительство, ему нужны GIS-инструменты — QGIS, который доступен бесплатно, или платный ArcGIS. Эти инструменты становятся все более важными.

В любом случае «золотого ключика» — одной или двух программ, которые ты можешь выучить и которые тебя во всех случаях жизни спасут, — просто нет. Специфика архитектурной профессии в том, что нужно потратить значительное количество времени и выучить много всего, чтобы потом в этом плавать как рыба в воде и не чувствовать напряжения и каких-то ограничений, связанных с инструментами.

Бюро Zaha Hadid (Великобритания). Отдел Code, скриптинг в Grasshopper                                                                                                                                

Россия и мир: разница в работе

Рынки сейчас действительно очень разные: там, где инструмент начал развиваться, сфера его влияния обычно растет быстрее всего, он захватывает нишу и долго из нее не выходит. Так случилось с ArchiCAD'ом в Америке, или с Vectorworks в немецкоязычных и дружественных странах 一 Германии, Швейцарии, Голландии.

В Британии популярна Maya как альтернатива 3ds Max. У нас же сначала появился 3ds Max и занял рынок: он абсолютно не приспособлен для архитектуры, но до сих пор существует как атавизм — многие бюро думают, что он им нужен, потому что когда-то руководители команды начинали в нем работать.

Но сейчас картинки можно делать с помощью любого инструмента моделирования и плагинов. Или перейти на режим работы, когда архитекторы правильно работают в SketchUp, а затем корректно импортируют модель в 3ds Max, и дальше к работе уже приступают визуализаторы.

Большинство инструментов похожи, поэтому если ты освоил необходимый набор, но отправляешься на стажировку или в магистратуру в другую страну, ты просто смотришь, куда ты едешь и что там нужно — и быстро подтягиваешь необходимые навыки.

Как изменились программы

Пять лет назад, когда мы основали «Софт Культуру», AutoCAD все еще был в ходу, и быстро, эффективно работать в нем считалось классным. А сейчас я скорее сказал бы, что без BIM-инструмента никуда, а не без AutoCAD. Несколько лет назад InDesign был в новинку, и люди не понимали, зачем он нужен. Сейчас многие бюро делают альбомы и презентации в InDesign, то есть это стало стандартом индустрии — и это здорово.

ArchiCAD тогда существенно проигрывал в гонке с Revit, а сейчас они абсолютно выровнялись: вместо того, чтобы тратить средства на разработку собственного алгоритмического инструмента, ArchiCAD наладил связку с Rhino и с Grasshopper, и с точки зрения индустрии и рабочего процесса это действительно грамотное решение, которое позволяет программе местами быть удобнее, чем Revit.

Bartlett School (Великобритания). Работа в Rhino + Grasshopper: эксперименты с методами цифрового производства                                                                                                                                

Новые перспективные направления

GIS-инструменты: их давно пора осваивать серьезно. В архитектурном образовании всегда есть классическая кафедра градостроительства, которая на самом деле сейчас должна называться как-то иначе, потому что города с нуля мы больше не строим — тем не менее есть масштаб, начиная с которого для работы нужен GIS-инструмент, но у студентов обычно нет навыков такой работы. Это важное и эффективное направление.

Еще одно очень интересное направление — все, что связано с виртуальной реальностью, VR. Это действительно сложные инструменты на игровых движках, которые позволяют взаимодействовать с моделью принципиально иначе — оказаться внутри. Пока это скорее игрушка, но в перспективе VR позволит архитектору лучше объясняться с подрядчиками, чтобы показать, что именно нужно сделать и как это должно выглядеть, обсудить узлы и детали. Сейчас многие бюро рассматривают VR как интересный внутренний инструмент: сделав проект и походив по нему, они приглашают заказчика — и все удивляются, как все это устроено.

Существует довольно специфический навык скриптинга, но в России мало людей, которые популяризировали бы его. Возможность писать собственные алгоритмы просто необходима там, где проводятся эксперименты с формообразованием, материалами и конструкциями.

В Европе и США локомотивами чего-то нового и авангардного выступают институты и экспериментальные школы, которые получают деньги на некоммерческие разработки — они исследуют новые поля и возможности, и поэтому навыки скриптинга и программирования там очень нужны. В России таких глобальных разработок нет, поэтому задачи становятся более практическими и прикладными, но они тоже существуют.

Мне кажется, что после того, как все перекочевало в веб, нужно уметь презентовать свои идеи и проекты там. Для исследователя или архитектора коммуникация через веб — важная часть работы, и для этого нужен инструмент. Например, Readymag или, реже, Tilda становятся сейчас почти стандартом индустрии.  

Интересно, что все больше людей работает с видео, и можно развивать навыки работы с Adobe Premiere и Final Cut, а вот Adobe After Effects — это уже совсем продвинутый уровень для работы с анимацией.

Полина Патимова и Арсений Афонин                                                                                                                                

Как жить, когда столько всего нужно уметь

Я думаю, никакого универсального архитектора нет: нужно четко понимать, что ты хочешь делать в этой профессии. Для каждой задачи нужны свои навыки, поэтому необходимо представлять, в какой роли ты находишься в рабочем процессе — и, глобально, в индустрии вообще.  Иначе есть вероятность остаться средним специалистом и не суметь специализироваться. А рынок сейчас требует специализации, он дробится, потому что задачи становятся разными и более сложными: в крупных мировых бюро помимо вакансии Junior Architect и Senior Architect есть и Revit Architect, который еще не BIM-менеджер, но уже не просто архитектор.

В России уже сформировались отдельные профессиональные касты: BIM-специалисты; визуализаторы; архитекторы, которые работают над концепцией и ранними этапами проекта; архитекторы, занимающиеся проектной документацией; архитекторы-исследователи и теоретики; в отдельную сторону отпочковались городские планировщики и урбанисты. Есть специалисты по алгоритмическому проектированию — обычно не больше одного человека в бюро. А еще есть те, кто хочет открыть свое дело, — им требуется совершенно другое: soft skills1 и навыки менеджмента.

Имеет ли смысл закрепляться в какой-то одной роли или искать смежные задачи? Тут просто чувствуешь, куда тебя тянет, и начинаешь двигаться в этом направлении.


Пожалуйста, подождите...