BIM и памятники архитектуры

Историческая модель

  • 05.06.2018
  • Настя Овсянникова
  • 10 мин

Интерес к сохранению исторической среды норовит перерасти в нездоровую пропаганду истории. Реставрации, реновации, реконструкции — термины с приставкой «ре-» часто красуются на титульных листах архитектурных проектов. Имеем ли мы право говорить об истинном сохранении истории, прикрываясь мнимыми и поверхностными реставрациями? Сколько исторических зданий находятся в идеальном состоянии, но при этом не способны передать тонкую связь с прошлым? Часто сохранение сводится к китчевым интерпретациям истории, которая никогда не существовала, к тому, что Рем Колхас называет «историческими новоделами». В нашей борьбе за сохранение материальных вещей мы начали пренебрегать повествованием, которое несет в себе само здание, сам объект.
Речь в этом тексте пойдет о том, как мы общаемся с памятниками как с информационной моделью, какой подход мы выбираем, чтобы сохранить следы истории. Возможно, переосмысление самих методов сохранения в цифровую эпоху позволит нам глубже понять, каков истинный смысл работы с наследием.

Историческая модель. Архив

Каждый кирпич, балка, плита перекрытия могут рассказать свою важную историю. В памятнике архитектуры каждый конструктивный элемент, каждая декоративная деталь заключают в себе информацию, важность которой сложно передать. Это знания о материале, технологии строительства, исторических событиях, людях — о контексте.
Памятники архитектуры работают как архив знаний и навыков, как историческая модель тех эпох, в которых они были построены, пережили свой расцвет и пришли в упадок. Памятники отражают ценности, убеждения и устремления наших предков: они позволяют нам лучше понять самих себя, оценить свое место в истории. Архитектурное наследие концентрирует в себе ностальгические воспоминания о времени и людях.

 

The Court of the Ducal Palace. Джон Рёскин, 1835.


Реставраторские «маячки», отмечающие значимые точки, которые затем используются при обмерах, добавлены автором исследования.

 «… поистине величайшая красота здания заключается не в камнях и не в позолоте. Его красота — в его в возрасте и в том глубоком ощущении значительности, суровой задумчивости и таинственного сопереживания, более того — молчаливого одобрения или осуждения, которое мы чувствуем в стенах, которые столь долго омывали, прокатываясь, волны человеческого бытия. Красота этих стен в их неизменном свидетельствовании о людях, в спокойном противостоянии преходящему характеру всех вещей, в той силе, которая с течением лет и времени, падением и началом династий, изменением лица земли и пределов морей сохраняет скульптурное воплощение неодолимого времени, связывает воедино ушедшие и будущие века..»писал Джон Рёскин.

Можно ли утверждать, что сохранение памятников является художественным актом? Где начинается творчество, когда все проектные решения нацелены на то, чтобы оставить все как есть? Суть работы с памятником состоит в том, чтобы не просто создать статичное художественное высказывание, а сформировать новое, современное представление о здании, которое может быть использовано вместе с прошлым и будущим опытом.

La Scuola di San Marco. Джон Рёскин, 1876. Реставраторские «маячки», отмечающие значимые точки зданий, добавлены автором исследования.

La Scuola di San Marco. Джон Рёскин, 1876.


Реставраторские «маячки», отмечающие значимые точки зданий, добавлены автором исследования.

В ходе этой работы архив знаний о здании начинает наполнятся новыми параметрами, алгоритмами, информацией о новом времени и людях — вдобавок к уже существующим историческим данным. Он становится сложней и требует новых методов и подходов. Из физически существующего, бумажного состояния этот архив переходит в цифровое пространство. Элементы начинают описываться не словами, а цифрами. Для прочтения такого архива необходимы уже более серьезные инструменты, чем карандаш и бумага: нужны программы, позволяющие синтезировать существующие данные и новую информацию, чтобы на их основе смоделировать архитектурную концепцию для будущего развития. Именно тогда мы начинаем задумываться о внедрении BIM в сложившуюся историческую структуру: возможности информационной модели позволяют решить комплексную задачу по соединению архивных данных и проектных предложений.

Цифровая модель памятника

При работе над проектами по сохранению исторических объектов точное исследование объекта и сбор информации о нем первостепенны. В большинстве случаев документы, касающиеся культурного наследия, имеют неоднородный характер — от исторических текстов и планов до современных обследований.

Архивные документы часто содержат только геометрические элементы без определения связей и отношений между конкретными объектами и временными наслоениями памятника архитектуры. Поэтому самое важное при работе с историей — интегрирование информации разного формата: связи отдельных элементов необходимо собирать в единую базу данных — библиотеки, которые затем будут организовывать более крупные группы до тех пор, пока не соберется целая модель.
При этом необходимо учитывать, что при работе с памятниками архитектуры мало управлять только 3D-моделью, здесь появляется еще одно измерение — время: архитектор может работать не только с сохранившимися элементами здания, но и фиксировать разные исторические слои в одной модели, чтобы свободно перемещаться между несколькими эпохами и видеть трансформации здания.
Математика определяет процесс моделирования как переход из реальной области в виртуальную (модельную) через формализацию: на основе всей существующей информации складывается форма. Далее происходит изучение и трансформация модели (моделирование) и, наконец, интерпретация результатов как обратный переход из виртуальной области в реальную. Для архитектуры это определение «моделирования» тоже оказывается верным.
В новом строительстве эта система выглядит как идея — модель — реализация. Программы моделирования заточены именно под алгоритм, где мы сами задаем параметры, из которых в дальнейшем получим модель. В случае с памятниками к этой схеме добавляется уже существующий объект, который задает четкие границы того, с чем и как мы можем работать.

Джон Рёскин, 1836

Piazzetta and St. Mark's, Venice. Джон Рёскин, 1835.


Реставраторские «маячки», отмечающие значимые точки зданий, добавлены автором исследования.

У исторического здания есть две принципиальных составляющих: принадлежность к конкретной эпохе и наслоения, появившиеся в ходе жизни.

Рассуждая об исторической принадлежности и стиле здания, мы обращаемся к первой категории: она транслирует принципиальные концепции эпохи через форму, материалы, технологии строительства. Именно эта сторона воспроизводится при «воссоздании» здания — это важная часть, но она составляет лишь половину смысла. Вторая половина — это наслоения, изменения и утраты, происходящие в структуре здания. Именно из этого создается аура здания, то, благодаря чему мы чувствуем его подлинность и что очень легко потерять при всех «ре-». Этот компонент существует на уровне ощущений, его сложно представить в цифровом виде: при создании компьютерной модели здания эти качества почти всегда утрачиваются.
В результате получается «слепок», несущий в себе лишь физические характеристики.


В зарубежной практике существует отдельное направление Historic BIM. HBIM базируется на методах моделирования в програмах BIM c учетом современных и исторических параметров здания. Но уместен ли данный подход к исследованию и сохранению исторической информации?
Это исследование не даст вам точных ответов. Оно поможет задать правильные вопросы о том, как именно нам необходимо воспринимать памятник истории в эпоху вечного информационного потока. В нескольких главах мы рассмотрим два метода: традиционный подход бюро «Рождественка» и современный подход бюро «APEX», основанный на использовании BIM-технологий.

Еще статьи

Пожалуйста, подождите...