Меню

Графический дизайн и архитектура: коллаборации

Брюс Мау и Рем Колхас: S, M, L, XL

Яна Курилова

26.06.2018

Время чтения: 10 мин

Архитектор — это не только строитель и проектировщик, но еще и мыслитель, исследователь. Чтобы донести свои идеи, архитекторам нужны разные формы графического контента — книги, выставки, сайты. Многие архитекторы занимаются подачей проектов самостоятельно. Они делают их в эстетике выверенной архитектурной графики, близкой к техническим чертежам: дизайн подачи часто получается строгим и сухим. Для архитектурного сообщества минимализм в выборе средств привычен, но чтобы идеи архитектора стали понятны даже без его присутствия и интересовали широкую аудиторию, нужны навыки и знания профессионала из другой дисциплины — графического дизайнера. Вместе графический дизайнер и архитектор могут создать полноценный качественный продукт — проект, выставку, портфолио или книгу. Такой междисциплинарный подход в работе над подачей приводит к хорошим результатам, а иногда дарит миру уникальные самостоятельные проекты. Коллаборациям графических дизайнеров и архитекторов будет посвящено это исследование.

Первый пример успешного взаимодействия архитектора и графического дизайнера — книга Рема Колхаса и Брюса Мау “S, M, L, XL”, опубликованная в 1995 году. Основатель бюро OMA, удостоенный Притцкеровской премии по архитектуре, и легенда графического дизайна работали над ней на протяжении 5 лет.

Колхас предваряет каждый проект глубоким исследованием, которое часто превращается в самостоятельную книгу. Шутят, что OMA и AMO выпускают как минимум одну книгу в день. Колхас относится к книгам скорее как к рабочему этапу в процессе проектирования, как к инструменту. Но в руках Брюса Мау, графического дизайнера с мировым именем, книга-инструмент превратилась в законченный самостоятельный проект.

Творчество Брюса Мау само по себе прекрасно иллюстрирует идею междисциплинарности. Он начинал свою карьеру как графический дизайнер, но позже изучал архитектуру, кино, экологический дизайн и философию. Мау видит дизайн буквально во всем. В своем интервью он говорит: “Business is fundamentally about design”. Афоризм подтверждает его собственная история успеха. Клиенты Мау — Gehry Partners, LLP, MTV, Coca-Cola, Indigo, Museum of Modern Art (MoMA). Для него важно влиять на мир с помощью дизайна.

10 фактов о Брюсе Мау

1. Брюс Мау стал известен благодаря сотрудничеству с Zone Magazine и Zone Books в конце 1980-­х. Результатом работы стали книги с вычурными и провокационными обложками, которые оказали большое влияние на книжную индустрию Америки.
2. Мау основал собственную студию Bruce Mau Design в 1985 году. После создания студии он написал одну из самых известных и знаковых книг в мире дизайна про собственные проекты — «Стиль жизни».
3. Брюс Мау — автор «Неполного манифеста творческого роста» (1998 г.), который моментально разлетелся по сети. Там есть как серьезные («Разрешите событиям менять вас»), так и забавные советы («Пейте кофе, ездите в такси, дышите свежим воздухом»). Манифест назван «неполным», потому что, по авторскому замыслу, его может дополнить каждый.
4. Пять лет вместе с Ремом Колхасом Мау работал над книгой “S, M, L, XL”, которая представляет собой сборник эссе, дневниковых записей, путеводителей, фотографий, архитектурных чертежей и эскизов, созданных ОМА за двадцать лет.
5. В 2003 году Мау основал «Институт без границ» в сотрудничестве со Школой дизайна в Колледже Джорджа Брауна в Торонто. Цель Института — воспитать новое поколение дизайнеров, объединяющих в себе «художников, изобретателей, механиков, экономистов и стратегов».
6. Мау — один из основателей Massive Change Network. В этом проекте он решил взглянуть на дизайн как на «критическую методологию решения проблем». Он нашел 100 человек из разных сфер деятельности, которые меняют мир с помощью дизайна, — осознанно или нет — и связал их работу между собой. Сеть массовых изменений стала выставкой, а затем переросла в проект, который сотрудничает с Колледжем Джорджа Брауна в Торонто и с Институтом искусств в Чикаго. По результатам исследования были созданы сайт и книга.
7. Мау преподавал и выступал с лекциями в Школе архитектуры Университета Райса, в Университете Торонто и в Калифорнийском институте искусств.
8. Дизайнер удостоен многих наград в творческой сфере, в том числе National Design Award за проект дизайна Cooper Hewitt 2016 и Collab Design Excellence Award.
9. В 2009 году Брюс Мау получил престижную премию Фонда Луизы Блуин на Глобальном саммите креативных лидеров за исключительные творческие достижения.
10. В настоящее время Брюс Мау работает директором по дизайну компании Freeman, специализирующейся на «личном маркетинге».

S, M, L, XL

Книга  Графический дизайн и архитектура: коллаборации “S, M, L, XL” способствовала эволюции традиционного формата монографии в архитектуре и стала предметом непрекращающихся дискуссий. Особенно много споров вызывает дизайн книги. Чтобы лучше понять, чем же работа Колхаса и Мау потрясла мир архитектуры и дизайна, посмотрим, что о ней говорят авторы и критики.

                                                                                                                               
                                                                                                                               

Рем Колхас

Разобраться в феномене “S, M, L, XL” поможет мнение самого Колхаса (в прошлом — журналиста) о значении книг и текста для архитектуры.  В интервью The Guardian он говорит, что процесс письма был таким же важным для эволюции его проектов, как создание архитектурных моделей: «Почти каждый проект начинается с концепции, сформулированной в предложении». Колхас создал целый отдел AMO, в котором тщательно проводят исследования к каждому проекту: даже если проект не удается реализовать, от него остается книга-исследование. «Язык, используемый для обсуждения городского состояния, поддерживает старый режим мышления. Должны быть найдены новые слова. Каждый год мы пытаемся ввести 50 новых или обновленных терминов в дискуссию об архитектуре», — говорит он в интервью.

Важно упомянуть, что Колхас на презентации “S, M, L, XL” в AA (Architectural Association School) в 1995 г. иронически замечает, как грустно ему представлять книгу, которая сама дает исчерпывающее представление о себе и о работе OMA.

  •  
  •  
  •  
  •  

Брюс Мау

Брюсу Мау было важно артикулировать связь между читателем и теми предметами, которые он видит в книге, чтобы читатели могли лучше воспринимать контекст, в котором они находятся каждый день. «Цель создания “S, M, L, XL”  — определение контекста повседневности, который можно применить в дизайне и архитектуре», — так он характеризует свою работу в одном из интервью.

Дизайн книги — мощный инструмент для передачи ее содержания. Но форма и есть содержание. Поэтому Колхас настаивал на соавторстве с Мау в разработке обложки, а Мау был против. Он не чувствовал себя соавтором, он воспринимал себя как сотрудника, дизайнера. Лишь спустя 20 лет он объясняет это тем, что ему было страшно оказаться на первом плане. Мау считает, что «графический дизайн —  это задняя часть дома, и у дизайнера нет необходимости быть в центре внимания». Но в этом проекте все сложилось по-другому.

Колхас — один из величайших художников нашего времени — по-настоящему понимает потенциал сотрудничества с дизайнером. Мау считает Колхаса своим лучшим соавтором. По его словам, Колхас может заставить людей делать то, что лежит за пределом их возможностей. В интервью Мау говорит, что этот процесс был одним из самых удивительных событий в его жизни.

Работа над “S, M, L, XL” очень сблизила Мау и Колхаса. Они подружились и вместе отправились в отпуск, Дженнифер Сиглер [редактор] практически жила с ними. Их сотрудничество оказалось очень близким и плодотворным.

  •  
  •  
  •  

Критика

The New York Times, 1996

The New York Times в основном подчеркивает недостатки “S, M, L, XL”, часто с помощью едкой иронии. Автор уделяет пристальное внимание большому размеру книги, говоря о том, как он нарушает процесс чтения, ведь книгу неудобно взять в руки. Также в статье отмечено, что 20 страниц текста книги скопированы из «Нью-Йорк вне себя», а заметное количество ненужной информации помогает скрыть, что OMA за 20 лет реализовало сравнительно немного проектов. Автору все же удалось обнаружить некоторые плюсы “S, M, L, XL” в том, что дизайн книги снял маску претенциозности и сухости архитектурной профессии. Отдельного упоминания заслужила точность, с которой передана атмосфера работы над архитектурным проектом, — эффект, которого удалось добиться и с помощью текста, и с помощью дизайна.

  •  
  •  

Metropolis, 2006

Тему статьи о книге можно сформулировать так: «Книга как бренд, книга как объект, книга как дверной косяк». Действительно, после выхода “S, M, L, XL” многие стали копировать ее стиль и дизайн, как бы подражая дизайну бренда. Авторы рецензии скептически относятся к копированию стиля книги, сомневаясь, что это возможно. Где еще можно увидеть кадры порнофильмов рядом с картинами Ренессанса? Эта монография создала целое модное направление «журнальных книг» — отныне книга превратилась в объект дизайна, а вопросы ее пользы и читабельности отошли на второй план. Metropolis также пишет о тесном сотрудничестве графического дизайнера и архитектора и о тенденции добавления, которой следовали авторы книги. По мнению журнала, эта книга изменила представление о роли графического дизайна.

                                                                                                                               

011+ , 2016

В журнале представлена часть статьи Вероники Мелендес “Gestión Intelectual de las Prácticas Comunicativas en Arquitectura”, посвящённаяо “S, M, L, XL”. В ней автор тщательно анализирует книгу, ссылаясь на многих критиков. Мелендес пишет, что революционной книга стала потому, что полностью перевернула взгляд на сотрудничество архитектора и графического дизайнера, а также создала абсолютно новый формат печатного издания. По мнению Мелендес, книга стала объектом в пространстве: ее не обязательно читать, но она может украсить журнальный столик. На сайте BMD книга показана с помощью подушки, на которой лежит девушка. Книга построена настолько сложно и интерактивно, что она становится похожа на машину из мира печати. Читатель может пользоваться ей как интернетом, и дизайн на это намекает: ведь книга наполнена разными гиперссылками, глоссарием и другими вставками. Исследование, проведенное автором статьи, показывает, что “S, M, L, XL” повлияла на некоторые проекты OMA, а не наоборот.

                                                                                                                               

ArchDaily, 2017

В обзоре говорится, что книгу можно начать читать откуда угодно и читать как угодно (горизонтально или вертикально): «Вы можете выборочно читать статьи, но хоть каждая статья и автономна, она связана с общим контекстом и находится на своем месте». Автор обзора отмечает, что в книге есть множество информации, не связанной с работой в офисе, — стихи, мультфильмы, письма, кинофильмы и рекламные объявления. Книгу сравнивают с большим многофункциональным зданием.

С момента публикации “S, M, L, XL” прошло уже 23 года, но она не потеряла своей актуальности. Оживленные дискуссии о ее значении и «неудобном» дизайне в профессиональном сообществе не умолкают до сих пор. Эта несомненно культовая книга — результат коллаборации двух легенд: архитектора Рема Колхаса и графического дизайнера Брюса Мау.

  • Taschen, 1997  
  • The Monacelli Press, 1998  
  • NON AUTHORIZED EDITION, 2006. Language: Farsi  
  • 現代都市をめぐるエッセイ 筑摩書房, 2015. Language: Japanese  
Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.