TU Berlin и работа в немецком бюро
История Наташи Львовой
Настя Демидова,
Катя Субботина
13.09.2023
Время чтения: 7 мин
Мы решили больше рассказывать о карьерных траекториях архитекторов и дизайнеров: как и где учиться и работать в России и за границей, в архитектуре и не только, в каких областях пригодятся ваши опыт и навыки и как они смотрятся на международном рынке.
Поговорили с Наташей Львовой — архитектором в kadawittfeldarchitektur, выпускницей магистратуры МАрхИ и студенткой TU Berlin. Наташа рассказывает:
→ о своей программе в TU Berlin
→ об интересе к теории и типологии
→ о поступлении и интервью
→ о разнице в образовательных подходах
→ о совмещении работы и учёбы
→ о грантах и стипендиях
Я учусь в TU Berlin — Берлинской высшей технической школе на программе Architeture — Typology. Её главная особенность — обязательные предметы, число которых сокращается к концу программы; в числе курсов есть и студии, где студенты занимаются проектированием, и дополнительные теоретические семинары.
Обязательные курсы нашей программы перечислены на сайте, и для получения степени нужно закрыть их все — но есть возможность самостоятельно решать, в каком семестре взять тот или иной курс. Для меня очень важно иметь возможность регулировать свою нагрузку и выполнять учебные обязательства в удобное мне время.
Первая дизайн-студия, в которой я занималась, называлась «Типологии Антропоцена». Нам предлагалось посмотреть на современность с позиции существующих типов и сопутствующих знаний, а потом — предложить свою интерпретацию. Составляя «вокабуляр» существующих типологий, мы выбирали узконаправленные темы: например, вырубка амазонских лесов или затопленные территории в Бангладеше, — в рамках которых создавали свой дизайн.
В ходе работы мы анализировали проблемы климата и нехватки ресурсов, исследовали разные социальные отношения, культуры и духовные практики. Например, проект нашей группы фокусировался на создании новой формы жизни в японских деревнях: он включал в себя такие темы, как возвращение в сельскую местность из больших городов, презервация памяти и передача знания следующим поколениям, взаимодействие технологии и традиции, ландшафта и архитектуры. После завершения проекта мы продолжили коллективное исследование и подготовку публикации, над которой я начала работать в рамках отдельного семинара.
Во втором семестре я выбрала студию Weiterbauen, которую вела профессор Мехтильд Штульмахер — практикующий архитектор, основательница роттердамского бюро KSA. В студии мы работали над созданием диалога между существующим и новым — нашим участком проектирования был находящийся в аварийном состоянии, но до сих пор используемый комплекс конюшен, построенный в семнадцатом веке под Виттенбергом. Мы разрабатывали для этого памятника архитектуры новую программу — мне кажется, что это направление в архитектуре становится всё более актуальным, а после студии оно стало для меня приоритетным. Главным отличием нашей мастерской было сооружение макетов в масштабе 1:33, которые мы в дальнейшем использовали как основной источник визуализации.
Обучение в этой студии сделало мой семестр лучшим за всё моё архитектурное обучение. Помимо работы над проектом мы ходили на экскурсии вместе с профессором и ассистентами — на одной из них главный инженер Нового музея Дэвида Чипперфильда рассказывал нам про процесс реконструкции здания. А ещё ездили в Роттердам, чтобы познакомиться с проектами друзей и коллег архитекторов профессора.
Ещё у нас на программе есть потрясающий обязательный курс Type and Model, где студенты изучают теоретические аспекты архитектуры с позиции семиотики, а в первом семестре все студенты попадают в одну дизайн-студию, которую курирует создатель программы Райнер Хель.
Тема типологии была для меня важна. В конце четвёртого курса бакалавриата МАрхИ у меня накопились вопросы к процессам проектирования: например, как и по каким правилам создаётся архитектурная форма. Я поняла, что хочу посмотреть на архитектуру с аналитической позиции наблюдателя, а курс лекций по архитектуре 20 века от О. И. Явейна и семинары П. П. Зуевой подкрепили моё решение.
Изначально я рассматривала несколько институтов — UdK, TU Berlin и Bauhaus в Веймаре, но с самого начала подготовки к поступлению я почувствовала особенную связь с программой M-Arch-T в Техническом институте, в основе которой архитектура рассматривается с позиции типологии.
Я написала аналитическую работу «Концептуальный порядок в построениях планов О.М. Унгерса. Первоэлементы — трансформация — тематизация». Основным нарративом исследований был анализ архитектуры как микрокосма, где соединяются универсальные элементы, морфологические операции, контекст и идеи времени. Руководствуясь этим подходом, я предложила свой взгляд на творчество одного из важнейших немецких архитекторов 1960-х годов — Освальда Матиаса Унгерса.
В ходе работы я перевела книгу и берлинские лекции архитектора, прочитанные им в в Техническом Университете Берлина — тогда он создал в TU направление, рассматривающее типологию с точки зрения морфологии в архитектуре. Исследование мира немецкой архитектуры повлияло на выбор моего следующего института: сейчас я учусь в том университете, где когда-то преподавал Унгерс.
Поступление в TU Berlin проходит в несколько этапов. Сначала иностранным студентам нужно подать заявку через портал uni-assist, в котором проходят проверку все документы студента. Для моей программы необходимым требованием был языковой сертификат, подтверждающий знание английского (минимальный порог для IELTS - 7 баллов), а также GPA бакалаврского диплома от 1.7 и выше1. В заявку также включается CV, мотивационное письмо и портфолио.
В середине июля прошедшим отбор абитуриентам рассылаются приглашения на интервью. Оно длится приблизительно двадцать минут и состоит из стандартных вопросов: просят рассказать об академическом опыте, проекте из портфолио и причинах выбора этой программы. При поступлении важно знать контекст создания направления типологии — в этом вам помогут такие имена, как О.М. Унгерс, Жан-Николя-Луи Дюран. А ещё нужно будет объяснить, как вы видите свою работу с типологией в современном контексте архитектуры.