Меню

Магистратура в Швеции: поступление, учёба, диплом

История Насти Демидовой

31.07.2023

Время чтения: 8 мин

Мы решили больше рассказывать о карьерных траекториях архитекторов и дизайнеров: как и где учиться и работать в России и за границей, в архитектуре и не только, в каких областях пригодятся ваши опыт и навыки и как они смотрятся на международном рынке.

Поговорили с Настей Демидовой — архитектором-урбанистом, выпускницей стокгольмского KTH и заодно фоторедактором Софт Культуры. Настя рассказывает:

→ почему заинтересовалась именно градостроительством;
→ как устроено поступление в магистратуру в Швеции;
→ как там устроена учёба;
→ как проходила работа над дипломом;
→ чем отличаются учёба в России и за границей.

Бакалавриат в Санкт-Петербурге и магистратура в Стокгольме

Я окончила бакалавриат СПбГАСУ в 2021. Обучение там устроено так: в одной студии на протяжении 4–5 лет ты делаешь много разных проектов: от жилых интерьеров и павильонов до общественных зданий и больших градостроительных концепций. С одной стороны удалось попробовать всего по чуть-чуть, с другой — после выпуска я не была уверена, чем конкретно собираюсь заниматься. На дипломе мы делали градостроительный проект для Кронштадта, и мне понравилось — поэтому я решила попробовать углубиться в эту сферу. Ещё мне не хватало современного подхода к проектированию, интереса к экологичным решениям, которые в ГАСУ хоть и преподавали, но довольно своеобразно и в отрыве от проектирования — поэтому я стала искать программу со словом sustainability в названии.

Я подала документы в множество вузов в Нидерландах, Скандинавии и Италии. Поначалу было сложно определиться, куда поступать, и я решила ориентироваться на страны, где мне хотелось пожить — учёба в магистратуре ведь не только про учёбу, но и ещё и про жизнь. В Скандинавию меня всегда тянуло больше всего: интересовали и архитектура, и подход к развитию городов. Меня приняли в большинство мест, куда я подавалась, поэтому выбирала я, откровенно говоря, сердцем — мне понравилось, как в шведском KTH относятся к абитуриентам, понравилось описание программы, понравился город.

Поступление

Программа, на которую я поступила, называется Sustainable Urban Planning and Design. На ней есть несколько треков, и туда поступают люди с самым разным бэкграундом — от архитекторов до обладателей гуманитарных дипломов по environmental studies. Я хотела попасть в студию, где делают дизайн-проекты, — в неё отбирали по портфолио, и я включила в него проекты, сделанные на бакалавриате СПбГАСУ. Нужны были 3–5 работ, показывающих, что тебе интересны устойчивые архитектура и городское развитие, причём продемонстрировать нужно было не только сам результат, но и процесс работы — от исследования до итогового предложения. Я включила и градостроительные, и архитектурные проекты — стремилась показать, что работала с разными масштабами.

  • Архитектурный корпус университета KTH  
  • Архитектурный корпус университета KTH. Интерьер  
  • Архитектурный корпус университета KTH. Интерьер  
  • Корпус университета KTH  
  • Корпус университета KTH  
  • Корпус университета KTH  
  • Библиотека университета KTH  

В KTH очень дружелюбно относятся к абитуриентам: у университета понятный сайт, есть вебинары с информацией о поступлении, и сам этот процесс весьма прозрачен. Поступив, можно созвониться с ребятами со своей программы, задать ему все волнующие тебя вопросы — такие встречи организует вуз, оплачивая время студентов, согласившихся их провести. Это мне очень помогло, а уже заканчивая учёбу, я провела несколько таких созвонов в качестве консультанта — хотелось поделиться впечатлениями с вновь прибывшими студентами, рассказать, что их ждёт.

Учёба

В программе много курсов, из которых можно выбирать интересные, но одновременно обычно идёт всего 2–3  — например, помимо проектных студий можно выбрать в качестве электива курс про QGIS, экономике города, стратегическую оценку экологии городов или исследование транспортных сетей и мобильности. Такое расписание достаточно характерно для зарубежных университетов, оно позволяет сосредоточиться на теме своей работы и не распыляться. В студиях мы делали проекты в командах по 3–4 человека: работали над конкретными территориями и задачами — например, разбирались, как сделать социально устойчивее бедные районы Стокгольма: исследовали проблемы и предлагали решения для конкретных групп пользователей. Ещё у нас было много литературы, которую мы читали, обсуждали, и на которую опирались при написании эссе — всегда нужно было серьёзно продумывать и убедительно аргументировать проектные решения: слово «устойчивость» в названии программы — не пустой звук.

  • Учебный проект — переосмысление промышленной территории в Содерталье. Генплан  
  • Учебный проект — переосмысление промышленной территории в Содерталье. Фрагмент генплана  
  • Учебный проект — интеграция культуры граффити в городскую ткань. Разработка фрагмента территории, аксонометрия  
  • Учебный проект — интеграция культуры граффити в городскую ткань. Анализ, генплан, концептуальная схема  
  • Учебный проект — интеграция культуры граффити в городскую ткань. Разработка фрагмента территории, план  
  • Учебный проект — интеграция культуры граффити в городскую ткань. Организационная схема реализации проекта  

В KTH меня поразило внимание к work-life balance, которого совсем не ждёшь после учёбы на архитектора в России, привыкнув работать на выходных, по ночам и в любую свободную минуту. Например, сдачи небольших проектов обычно назначали на пятницы, чтобы мы не занимались ими по выходным. Строго говоря, шведы не стали бы и пытаться: учёбу принято отделять от отдыха, и никому обычно не приходит в голову убиваться над проектом в выходные.

В целом, учебный процесс отличался свободой и включённостью всех участников. Преподаватели были искренне заинтересованы в своей профессиональной (или научной) области так же, как в проектах студентов — подробно в них вникали, предлагали вопросы и темы для размышлений, но всегда оставляли место для самостоятельных решений. И общаться с ними можно было на одном уровне — можно было запросто неформально поболтать о жизни.

Диплом

В KTH для дипломного проекта ты должен сам выбрать, какую тему хочешь исследовать. Поэтому там получаются дипломы, в которые люди вложили душу: мои однокурсники работали над переосмыслением и ревитализацией индустриальных территорий, поднимали проблемы эксплуатации природных ресурсов и климатических изменений — и каждый проект вышел уникальным.

Мне сперва было сложно определиться, зато была возможность поработать над тем, что тебя действительно увлекает. После февраля 2022 года меня заинтересовала идея дома — я, как многие, перестала чувствовать, где мой дом, и решила исследовать, как люди формулируют для себя это понятие. На первых преддипломных семинарах и консультациях я была в лёгком шоке: не понимала, как соединить огромный теоритеческий пласт философии и истории с практическим проектированием — какую выбрать территорию, какую задачу решить. Со временем всё сошлось в цельную картину: сильно помогали диалоги с тьютором и одногруппниками, и в результате удалось сузить фокус, не застряв в теории.

  • Homescape — дипломная работа. Коллаж  
  • Homescape — дипломная работа. Схема деконструкции концепции  
  • Homescape — дипломная работа. Исследование территории, генплан и коллаж  
  • Homescape — дипломная работа. Генплан  
  • Homescape — дипломная работа. Аксонометрия  
  • Homescape — дипломная работа. Сценарии использования пространства группами пользователей  
  • Homescape — дипломная работа. Аксонометрия набережной  
  • Homescape — дипломная работа. Коллаж  
  • Homescape — дипломная работа. План, коллаж  

Мой дипломный проект переосмысляет последнюю промышленную территорию в центре Стокгольма, которую сейчас переделывают в классический жилой квартал. Я начала с концептуального размышления о доме: разобрала из каких смыслов, функций и пространственных элементов он сложен, а затем «разобрала» их на большую территорию, попытавшись буквально собрать дом из кирпичиков. Задала себе вопрос: как проектировать территории так, чтобы они стали для кого-то настоящим домом, а не пустым красивым подобием по шаблону? В итоге получилось исследование не о результате, а о методе проектирования. 

Каждые две недели у нас были групповые и личные консультации с тьютором, где можно было уточнить вектор движения и своевременно услышать критику. Было несколько предзащит и итоговая презентация, на которой присутствовали люди из муниципалитета, преподаватели архитектурных школ и специалисты из частных практик — можно было рассказать о своём проекте людям с разными точками зрения и подискутировать о своих решениях.

Инструменты

Во время учёбы на бакалавриате я использовала Revit для моделирования, 3ds Max для визуализаций, AutoCAD для доработки чертежей и Photoshop для графики. В KTH к содержанию и оформлению сдач относились гибко: не обязательно было делать подробную модель и реалистичные рендеры, можно было выбрать любой метод репрезентации, который хорошо показывал бы идею проекта. 

В итоге я стала моделировать в Rhino  — в Европе им пользуются много. Выгруженные оттуда проекции часто дорабатывала в Illustrator — делала коллажи, аксонометрии, генпланы. И почти совсем не делала визуализаций — поняла, что коллажный язык мне нравится больше, и собирала картинки в Photoshop. Планшеты — в InDesign.

Впечатления и планы

После архитектурного бакалавриата в России учиться было несложно — нагрузка была распределена равномернее: например, в расписании есть время, чтобы прочесть перед семинарами литературу, которая будет обсуждаться. Ещё на этой программе довольно много групповой работы и презентаций: учишься грамотно рассказывать о проекте и срабатываться с людьми.

В Скандинавии довольно узкий рынок проектирования: в основном проекты разрабатываются внутри страны, а не международно, поэтому проекты локальные, а большинство бюро работают на шведском. Все шведы идеально знают английский, и обучение ведётся на нём, поэтому учить шведский не обязательно для жизни, но имеет смысл начать учить язык сразу, если хочется найти работу в стране после выпуска. А ещё сейчас в Швеции кризис в строительной сфере, и работу найти непросто — всем, даже со знанием языка. 

Самым ценным для меня было попробовать проектировать по-новому: проводить не поверхностное предпроектное исследование, а идти к проекту за большим вопросом или интересной задачей. Ещё мне очень понравилась широта программы: во время учёбы успеваешь поработать в команде с людьми с разным бэкграундом и пробуешь новые методы. Это не всегда легко: когда придумываешь план развития территории с человеком, который никогда не работал в архитектурном софте, тебе достаётся больше работы с презентационными материалами — зато это действенный способ увидеть новые подходы к работе, услышать свежие идеи и расширить собственные горизонты. В одной студии мы делали предпроектное исследование территории в GIS-программах, а в другой проводили интервью с работниками социальной организации, затем фиксируя результаты опроса в виде комикса.

После защиты я взяла передышку — хотелось отдохнуть и понять, куда двигаться дальше. Во время семестра по обмену я стажировалась в архитектурном бюро VMX, где работала над разными по размеру и типологии проектами. Так я поняла, что не хочу выбирать узкий фокус, мне больше нравится работать с разными масштабами: и над небольшой архитектурой, и над развитием обширных территорий — главное при этом оставаться верной серьёзному осмыслению, к которому меня приучила магистратура. Сейчас я пересобрала портфолио и ищу работу — пока не уверена, куда меня это приведёт, но вперёд смотреть интересно.

Наш сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами.